Распределитель зажигания двигателя с одним верхним распределительным валом
- Тип — бесконтактный, со встроенной катушкой зажигания
- Механизм опережения зажигания — электронный
- Порядок работы цилиндров — 1-3-4-2
Катушки зажигания
Система управления двигателем GDI — с двумя катушками зажигания (залитыми композиционным материалом)
Система управления двигателем MPI:
- тип — одна катушка зажигания (залитая композиционным материалом), встроенная в распределитель зажигания
- сопротивление первичной обмотки, Ом — 0,5-0,7
- сопротивление вторичной обмотки, кОм — 15-22
- сопротивление вторичной обмотки (система управления двигателем 4G13-MPI), кОм — 8,5-11,5
Свечи зажигания
Свечи зажигания:
- система управления двигателем GDI — NGK - IZFR6B
- система управления двигателем MPI — DENSO -K16PR-U11, NGK-BKR6E-11
- система управления двигателем MPI с 2000 года выпуска (4G13-MPI) — NGK - BKR5E-11, DENSO - K20PR-U11
Межэлектродный зазор, мм
- система управления двигателем GDI — 0,5—0,6 (max 0,75)
- система управления двигателем MPI — 1,0-1,1
Датчик обнаружения пропусков зажигания
- Двигатель — 4G13-MPI, 4G93-GDI с 2000 года выпуска
- Сопротивление, Ом — менее 0,1
Общие сведения
Двигатель с одним верхним распределительным валом (МРI)
Прерывание цепи первичной обмотки катушки зажигания создает во вторичной обмотке катушки зажигания ЭДС самоиндукции. Вырабатываемое таким образом высокое напряжение через распределитель зажигания подается к соответствующей свече зажигания.
Порядок работы цилиндров 1-3-4 -2.
При подаче высокого напряжения на электроды свечи зажигания происходит искровой разряд, который воспламеняет в камере сгорания сжатую топливовоздушную смесь.
Электронный блок управления двигателем разрывает цепь первичной обмотки катушки зажигания, регулируя тем самым угол опережения зажигания.
Электронный блок управления двигателем при помощи датчика положения коленчатого вала определяет угловое положение коленчатого вала и обеспечивает оптимальный угол опережения зажигания в зависимости от режима работы двигателя. При эксплуатации автомобиля в высокогорье (на большой высоте нед уровнем моря) или езде на не прогретом двигателе происходит небольшое увеличение угла опережения зажигания для обеспечения оптимального режима работы двигателя. Более того, при возникновении детонации угол опережения зажигания постепенно уменьшается до тех пор, пока детонация не прекратится. Когда автоматическая коробка передач переключает передачи, то угол опережения зажигания уменьшается для снижения крутящего момента двигателя, таким образом, устраняя толчки автомобиля при переключении передач.
На двигателе 4G13-MPI с 2000 года выпуска установлена бесконтактная система зажигания, установлены другие свечи зажигания и добавлен датчик обнаружения пропусков зажигания.
Двигатель с двумя верхними распределительными валами (GDI)
В данной системе зажигания установлены две катушки зажигания (А и В) со встроенными силовыми транзисторами, которые подают высокое напряжение к свечам зажигания цилиндров 1,4 и 2, 3, соответственно. Прерывание первичной цепи обмотки катушки зажигания А индуцирует ЭДС самоиндукции (высокое напряжение) во вторичной обмотке катушки А. Созданное таким образом высокое напряжение подается к свечам зажигания цилиндров №1 и 4. В этот момент искрообразование происходит одновременно на электродах обеих свечей зажигания (поршень одного из цилиндров находится на такте сжатия, поршень другого цилиндра находится на такте выпуска). Соответственно воспламенение сжатой топливовоздушной смеси происходит только в том цилиндре, поршень которого находится в конце такта сжатия. Аналогичным образом, когда прерывается цепь первичной обмотки катушки зажигания В, подавая высокое напряжение на электроды свечей зажигания цилиндров №2 и 3.
Электронный блок управления двигателем последовательно включает и выключает встроенные в катушки зажигания силовые транзисторы. Таким образом, высокое напряжение подается к свечам зажигания цилиндров в порядке 1-3-4-2.
Электронный блок управления двигателем, получая сигналы от датчика положения распределительного вала и датчика положения коленчатого вала, определяет на какой из силовых транзисторов катушек зажигания подать управляющий импульс (прерывая тем самым первичную цепь катушки). Электронный блок, получая сигнал от датчика положения коленчатого вала, определяет угловое положение последнего и оптимальный для данного режима работы двигателя угол опережения зажигания.
Когда двигатель не прогрет или при его эксплуатации в высокогорье или езде на не прогретом двигателе происходит некоторое увеличение угла опережения зажигания для обеспечения оптимального режима работы двигателя. Более того, при возникновении детонации угол опережения зажигания постепенно уменьшается до тех пор, пока детонация не прекратится.
На двигателе 4G93-GDI с 2000 года выпуска добавлен датчик обнаружения пропусков зажигания.