Снятие
- Отсоедините провод от отрицательной клеммы аккумуляторной батареи.
- Уменьшите давление в топливной системе.
- Слейте охлаждающую жидкость из системы охлаждения.
- Выверните пробку и слейте из двигателя моторное масло.
- Снимите кожух термостата.
- Выверните болты и снимите зажим крепления троса акселератора (рис. 3.30).
Рис. 3.30. Головка цилиндров: 1 - зажим крепления троса акселератора; 2 - шланг вентиляции картера; 3 - вакуумный шланг; 4 - датчик давления наддува и кронштейн; 5 - вакуумный шланг вакуумного усилителя тормозов; 6 - разъем датчика детонации; 7 - разъем форсунки; 8 - разъем датчика температуры поступающего в двигатель воздуха; 9 - разъем электромагнитного клапана очистки адсорбера; 10 -разъем электромагнитного клапана рециркуляции отработавших газов; 11 - разъем распределителя зажигания; 12 - разъем датчика положения дроссельной заслонки; 13 разъем сервопривода управления дроссельной заслонкой; 14- провод соединения блока цилиндров двигателя с «массой»; 15 - шланги системы охлаждения двигателя; 16 - шланг отопителя; 17 - топливный шланг высокого давления; 18 - шланг возврата топлива
Рис. 3.31. Головка цилиндров: 1 - высоковольтные провода; 2 - крышка головки цилиндров; 3 - направляющая трубка указателя уровня моторного масла: 4 - приемная выхлопная труба; 5 - кронштейн впускного коллектора; 6 - болт, 13 Н·м; 7 - болт крепления головки цилиндров, 49 Н·м + ослабить + 20 Н·м + 90° + 90°; 8 - головка цилиндров в сборе; 9 - прокладка головки цилиндров
- Ослабьте хомут и отсоедините шланг вентиляции картера от патрубка крышки головки цилиндров.
- Отсоедините вакуумный шланг.
- Выверните болты и снимите датчик давления наддува и кронштейн,
- Ослабьте хомут и отсоедините вакуумный шланг вакуумного усилителя тормозов.
- Отсоедините разъемы от датчика детонации, форсунок, датчика температуры поступающего в двигатель воздуха, электромагнитного клапана очистки адсорбера, электромагнитного клапана рециркуляции отработавших газов, распределителя зажигания, датчика положения дроссельной заслонки и сервопривода управления дроссельной заслонкой.
- Выверните болт и отсоедините проход соединения блока цилиндров двигателя с «массой».
- Ослабьте хомуты и отсоедините шланги системы охлаждения двигателя и отопителя.
- Выверните болты, отсоедините топливный шланг высокого давления и снимите кольцевую уплотнительную прокладку.
- Ослабьте хомут и отсоедините шланг возврата топлива.
- Снимите высоковольтные провода.
- Выверните болты и снимите крышку головки цилиндров.
- Снимите зубчатый ремень привода газораспределительного механизма.
- Выверните болт и снимите направляющую трубку указателя уровня моторного масла вместе с уплотнительным кольцом.
- Отверните гайки крепления фланца приемной выхлопной трубы к выпускному коллектору.
- Выверните болт и отсоедините приемную выхлопную трубу от выпускного коллектора.
- Выверните болты и снимите кронштейн впускного коллектора.
- Выверните болт и снимите трубку системы охлаждения двигателя.
- Специальным инструментом за 2 или 3 прохода в последовательности, показанной на рисунке 3.32, ослабьте и выверните болты крепления головки цилиндров.
Рис. 3.32. Последовательность выворачивания болтов крепления головки цилиндров
- При выворачивании болтов крепления головки цилиндров будьте осторожны, чтобы не повредить или не деформировать направляющие трубки свечей зажигания, так как они не заменяются.
- Соблюдая осторожность, снимите головку блока цилиндров.
- Извлеките уплотнительные кольца направляющих трубок свечей зажигания.
- Снимите прокладку головки блока цилиндров.
- Чистой безворсовой тканью закройте цилиндры двигателя.
Установка
- Установка проводиться в последовательности, обратной снятию, с учетом следующего.
- Обезжирьте приваленные поверхности блока и головки цилиндров.
- При установке проверьте совпедение всех отверстий на прокладке и головке цилиндров.
- Установите прокладку и головку цилиндров на блок цилиндров.
- Проверьте состояние болтов крепления головки цилиндров и особенно их резьбу. Измерьте длину каждого болта (без шайбы) от нижней стороны головки болта до конца болта. Если длина болтов (А, рис. 3.33) менее 103,2 мм, они могут использоваться повторно. Если длина любого болта превышает указанную, замените все болты в комплекте.
Рис. 3.33. Расположение болта и шайбы крепления головки цилиндров:А =103,2 мм
- Установите на головку цилиндров шайбы под болты крепления головки, закругленной стороной вверх, как показано на рисунке 3.33.
- Перед установкой моторным маслом смажьте верхнюю поверхность шайбы и резьбу болта.
- Затяните болты крепления головки цилиндров в несколько этапов в последовательности, показанной на рисунке 3.34.
Рис.3.34 Последовательность затягивания болтов крепления головки цилиндров
Этапы затягивания болтов крепления головки цилиндров:
- этап 1: затяните моментом 49 Н·м
- этап 2: полностью ослабьте все болты в последовательности, обратной показанной на рисунке 3.34
- этап 3: затяните моментом 20 Н·м
- этап 4: доверните болты угол на 90°. Нанесите краской метки на головках болтов и головке цилиндров (рис. 3.35)
- этап 5: доверните болты еще угол на 90° Метки на болтах и головке блока цилиндров должны находиться на одной линии (рис. 3.35)
Рис. 3.35. Поворачивание болтов крепления головки цилиндров
Предупреждения.
- (1) Всегда заворачивайте болт на угол строго равный 90°. В противном случае, болт крепления головки цилиндров может быть ослаблен (не будет обеспечена надежность газового соединения).
- (2) Если болт довернут на угол больший 90°, необходимо полностью его ослабить и повторить все операции по затягиванию болтов.
- При установке топливного шланга высокого давления смажьте кольцевую прокладку небольшим количеством чистого моторного масла (рис. 3.36).
Рис. 3.36. Установка топливного шланга высокого давления: 1 - место смазки моторным маслом; 2 - топливный шланг; 3 - кольцевая прокладка
Предупреждение. Не допускается попадание масла внутрь топливной магистрали.
- Слегка поворачивая фланец топливного шланга вправо - влево, осторожно вставьте его в топливную магистраль так, чтобы не допустить повреждения кольцевой уплотнительной прокладки. После установки проверьте, чтобы шланг поворачивался в топливной магистрали плавно.
- Если фланец шланга заедает при повороте, причиной может служить повреждение кольцевой уплотнительной прокладки. Отсоедините фланец (в сборе со шлангом) от топливной магистрали и проверьте прокладку на отсутствие повреждений, затем вставьте его обратно и проверьте плавность поворачивания.
- Вверните болты крепления топливного шланга высокого давления и затяните их моментом 8,8 Н·м.
- Установите корпус термостата.
- Подсоедините и отрегулируйте трос акселератора.
- Установите зубчатый ремень привода газораспределительного механизма.
- Залейте в двигатель требуемое количество рекомендованного моторного масла.
- Залейте охлаждающую жидкость в систему охлаждения.
- Подсоедините провод к отрицательной клемме аккумуляторной батареи.
- Пустите двигатель и проверьте его на отсутствие утечек.