Ремонт генератора бензинового двигателя 4G9
Разборка
- Закрепите генератор в тисках.
- Выверните четыре стяжных болта, вставьте лезвие двух плоских отверток между передней крышкой и магнитопроводом статора, нажмите на отвертки и снимите крышку (рис. 19.9). Не вставляй-те отвертки слишком глубоко, так как можно повредить обмотку статоре.
Рис. 19.9. Использование двух отверток для снятия передней крышки генератора
- Закрепите в тисках ротор со стороны шкива, при этом соблюдайте осторожность, чтобы не повредить ротор.
- Отверните гайку крепления шкива, и снимите пружинную шайбу и шкив (рис. 19.10).
Рис. 19.10. Отворачивание гайки крепления шкива генератора
- Снимите переднюю крышку и две шайбы.
- Снимите ротор с тисков.
- Выверните винты крепления щеткодержателя, выпрямителя и гайки крепления клеммы В.
- Снимите статор с задней крышки.
- Отделите маслоотражатель от щеткодержателя.
- Паяльником мощностью 180-250 Вт отпаяйте провода от диодов и снимите статор. При отпаивании убедитесь, что тепло от паяльника не передается диодам выпрямителя. Отпаивание проводите как можно быстрее, так как, в противном случае, могут быть повреждены диоды выпрямителя.
- При отделении выпрямителя от регулятора напряжения отпаяйте провода, припаянные к выпрямителю (рис. 19.11).
Рис. 19.11. Места пайки проводов при снятии статора
Проверка ротора
- Омметром измерьте сопротивление между контактными кольцами (рис. 19.12). Если сопротивление не соответствует требуемому заменить ротор.
Рис. 19.12. Измерение сопротивления между контактными кольцами ротора
Сопротивление: 2-5 Ом
- Омметром проверьте проводимость между контактным кольцом и якорем ротора (рис. 19.13). При наличии проводимости замените ротор.
Рис. 19.13. Измерение сопротивления между контактным кольцом и якорем ротора
Проверка статора
- Омметром проверьте проводимость между выводами катушки статора (рис. 19.14). При отсутствии проводимости замените статор.
Рис. 19.14. Измерение сопротивления между выводами катушки статора
- Омметром проверьте проводимость между каждым выводом обмотки и сердечником статора (рис. 19.15). При наличии проводимости, замените статор.
Рис. 19.15. Измерение сопротивления между каждым выводом обмотки и сердечником статора
Проверка выпрямителя
- Убедитесь, что замкнута цепь между положительными полюсами выпрямителя и зажимом вывода катушки статора (рис. 19.16). Омметр должен показывать проводимость только в одном направлении. Если проводимость имеется в обоих направлениях, значит, пробит диод и выпрямитель необходимо заменить.
Рис. 19.16. Измерение проводимости между положительными полюсами выпрямителя и зажимом вывода катушки статора
- Убедитесь, что разомкнута цепь между отрицательными полюсами выпрямителя и зажимом вывода катушки статора (рис. 19.17). Омметр должен показывать проводимость только в одном направлении. Если проводимость имеется в обоих направлениях, значит, пробит диод и выпрямитель необходимо заменить.
Рис. 19.17. Измерение сопротивления между отрицательными полюсами выпрямителя и зажимом вывода катушки статора
- Омметром проверьте проводимость между выводами каждого из трех диодов (рис. 19.18). Омметр должен показывать проводимость только в одном направлении. Если проводимость имеется в обоих направлениях, значит, пробит диод и выпрямитель необходимо заменить.
Рис. 19.18. Измерение сопротивления между выводами каждого из трех диодов
Проверка щеток
- Измерьте величину выступания щетки и замените щетку, если выступание щетки менее 2 мм (рис. 19.19).
Рис. 19.19. Место измерения выступания щетки
- Отпаяйте плетеный провод и снимите пружину и щетку (рис. 19.20).
Рис. 19.20. Место припаивания плетеных проводов щеток
- Установите пружину щетки и новую щетку в щеткодержатель.
- Вставьте щетку так, чтобы было расстояние в 2-3 мм между линией предельного износа и торцом щеткодержателя.
- Припаяйте плетеный провод к щеткодержателю.
Сборка
- Сборка проводится в последовательности, обратной разборке, с учетом следующего.
- После установки регулятора напряжения перед присоединением ротора к задней крышке вставьте проволоку через маленькое отверстие в задней крышке для фиксации щеток в отведенном положении (рис. 19.21). После установки ротора достаньте проволоку.
Рис. 19.21. Установка проволоки для фиксации щеток в отведенном положении
Ремонт генератора бензинового двигателя 4G1
Рис. 19.22. Генератор бензинового двигателя 4G1:1 - задняя защитная крышка генератора: 2 - щеткодержатель в сборе; 3 - статор и выпрямитель; 4 - крышка подшипника; 5 - шкив генератора; 6 - дистанционная шайба; 7 - ротор в сборе; 8 - задний подшипник: 9 - держатель подшипника; 10 - передний подшипник; 11 - передняя крышка
Разборка
- Выверните винты и снимите заднюю защитную крышку генератора.
- Выверните винты и снимите щеткодержатель.
- Выверните винты и снимите статор и выпрямитель.
- Снимите крышку подшипника.
- Закрепите переднюю крышку генератора в тисках с мягкими.губками.
- Шестигранным ключом удерживайте вал ротора от проворачивания и ослабьте затяжку гайки (рис. 19.23). Выверните гайку и снимите шкив.
Рис. 19.23. Использование шестигранного ключа для удержания вала ротора от проворачивания и отворачивание гайки крепления шкива
- Снимите дистанционную шайбу.
- Снимите ротор в сборе.
- Снимите задний подшипник.
- Снимите держатель подшипника.
- Снимите передний подшипник.
Проверка ротора
- Проверьте отсутствие обрыва в обмотке ротора. Проверьте наличие проводимости между контактными кольцами ротора генератора (рис. 19.24). Если сопротивление слишком мало (стремится к 0), то это означает наличие короткого замыкания. В случае обрыва в цепи обмотки ротора или короткого замыкания замените ротор в сборе.
Рис. 19.24. Проверка проводимости между контактными кольцами ротора генератора
Сопротивление: 2,6 Ом
- Проверьте отсутствие замыкания обмотки ротора на сердечник ротора (рис. 19.25). Убедитесь в отсутствии проводимости между контактным кольцом и сердечником. Если цепь замкнута, замените ротор.
Рис. 19.25. Проверка отсутствия замыкания между контактным кольцом и сердечником ротора
Проверка статора
- Проверьте на отсутствие обрывов обмоток статора. Проверьте, что нет обрыва цепи между выводами (А)-(В), (С)-(D) и (Е)-(F) (рис. 19.26).
Рис. 19.26. Расположение выводов обмоток статора
- Проверьте отсутствие замыкания обмоток статора на сердечник статора. Убедитесь, что цепь между каждым выводом обмотки статора и сердечником разомкнута. Если цепь замкнута, замените статор и выпрямитель.
Проверка выпрямителя
- Проверьте проводимость между клеммой В и выводами обмоток статора (А), (С) и (Е) (см. рис. 19.26). Замыкание цепи в обоих направлениях означает пробой диода, поэтому необходимо заменить статор и выпрямитель.
- Проверьте проводимость между выводами обмоток статора (В), (D), (F) и «массой». Замыкание цепи в обоих направлениях означает пробой диода, поэтому необходимо заменить статор и выпрямитель
Замена щеток
- Если щетка износилась до центра метки (3 мм от центра щеткодержателя), замените щеткодержатель (рис. 19.27).
Рис. 19.27. Проверка износа щеток генератора
Сборка
- Сборка проводится в последовательности, обратной снятию.