Рис. 7.1. Расположение элементов системы впрыска SOHC: 1 – реле электромагнитной муфты компрессора кондиционера; 2 – электромагнитный клапан продувки адсорбера (для автомобилей с правым рулем); 3 – датчик детонации; 4 – сервисный разъем топливного насоса; 5 – форсунки; 6 – электромагнитный атмосферный клапан (автомобили с системой TCL); 7 – датчик положения дроссельной заслонки (для автомобилей с системой TCL); 8 – регулятор частоты вращения коленчатого вала двигателя на холостом ходу (ISC servo); 9 – датчик положения педали акселератора (с датчиком-выключателем полностью закрытого положения дроссельной заслонки) (автомобили с системой TCL); 10 – распределитель зажигания (с катушкой зажигания, силовым транзистором, датчиком ВМТ и датчиком положения коленчатого вала); 11 – электромагнитный клапан продувки адсорбера (для автомобилей с левым рулем); 12 – датчик измерителя расхода воздуха (с датчиком температуры воздуха во впускном коллекторе и датчиком атмосферного (барометрического) давления; 13 – датчик скорости автомобиля; 14 – контрольная лампа неисправности двигателя; 15 – выключатель кондиционера; 16 – электронный блок управления двигателем; 17 – управляющее реле (control relay); 18 – диагностический разъем; 19 – выключатель блокировки стартера (переключатель селектора АКП); 20 – датчик температуры охлаждающей жидкости; 21 – датчик концентрации кислорода; 22 – датчик (датчик-выключатель) давления жидкости в гидравлической системе усилителя рулевого управления
Система распределенного впрыска топлива состоит из датчиков и исполнительных устройств, работающих по командам блока управления двигателем (engine-ECU). Датчики регистрируют состояние двигателя и передают информацию на электронный блок управления, на основании которой блок управляет работой двигателя. Расположение элементов системы впрыска SOHC и DOHC приведены на рис. 7.1 и 7.2.
Рис. 7.2. Расположение элементов системы впрыска DOHC: 1 – реле электромагнитной муфты компрессора кондиционера; 2 – датчик положения коленчатого вала; 3 – датчик положения распределительного вала; 4 – сервисный разъем топливного насоса; 5 – форсунки; 6 – датчик детонации; 7 – датчик положения дроссельной заслонки (с датчиком-выключателем полностью закрытого положения дроссельной заслонки); 8 – регулятор частоты вращения коленчатого вала двигателя на холостом ходу (ISC servo); 9 – электромагнитный клапан продувки адсорбера (система улавливания паров топлива); 10 – датчик измерителя расхода воздуха (с датчиком температуры воздуха во впускном коллекторе и датчиком атмосферного (барометрического) давления); 11 – датчик скорости автомобиля; 12 – контрольная лампа неисправности двигателя; 13 – выключатель кондиционера; 14 – электронный блок управления двигателем; 15 – управляющее реле (control relay); 16 – диагностический разъем; 17 – датчик температуры охлаждающей жидкости; 18 – датчик неисправности системы зажигания; 19 – датчик концентрации кислорода; 20 – катушки зажигания; 21 – датчик (датчик-выключатель) давления жидкости в гидравлической системе усилителя рулевого управления
Блок управляет впрыском топлива, частотой вращения на холостом ходу и углом опережения зажигания. Кроме того, блок управления располагает рядом диагностических режимов работы, позволяющих упростить поиск неисправностей.
Момент начала открытия форсунки и продолжительность ее открытого состояния задаются таким образом, чтобы в двигатель поступала топливовоздушная смесь оптимального состава, соответствующая непрерывно изменяющимся условиям работы двигателя.
Форсунка установлена на впускном патрубке каждого цилиндра. Топливо под давлением подается топливным насосом из бака в топливную рампу. Давление поддерживается регулятором давления. В топливной рампе топливо под определенным давлением распределяется к каждой форсунке.
В нормальных условиях впрыск топлива осуществляется один раз за два оборота коленчатого вала для каждого цилиндра.
Порядок работы цилиндров: 1–3–4–2. Данный режим называется последовательным впрыском топлива. Электронный блок управления обеспечивает обогащение топливовоздушной смеси при прогреве двигателя, а также при работе с максимальной нагрузкой, управляя без обратной связи по составу смеси («open-loop»).
Если двигатель прогрет или работает на частичных режимах, то блок управления обеспечивает поддержание стехиометрического (теоретически необходимого для полного сгорания топлива) состава топливовоздушной смеси, осуществляя управление с обратной связью («closed-loop») по составу смеси с использованием сигналов датчика концентрации кислорода. Благодаря этому обеспечивается максимальная эффективность работы трехкомпонентного каталитического нейтрализатора.
Электронный блок управления двигателем поддерживает оптимальную частоту вращения холостого хода в зависимости от внешних условий и нагрузки на двигатель, регулируя количества воздуха, поступающего в двигатель через байпасный канал в обход дроссельной заслонки. Блок управления двигателем управляет сервоприводом регулятора холостого хода (ISC), обеспечивая поддержание заданной частоты вращения в зависимости от температуры охлаждающей жидкости и нагрузки от кондиционера. Кроме того, при включении и выключении кондиционера, работающего в режиме холостого хода двигателя, шаговый электродвигатель регулятора холостого хода (ISC) дозирует количество добавочного воздуха таким образом, чтобы исключить колебания частоты вращения коленчатого вала.
Подключенный к первичной цепи катушки зажигания силовой транзистор замыкает и размыкает цепь. Таким образом осуществляется оптимальное управление углом опережения зажигания в соответствии с режимом работы двигателя.
Электронный блок управления двигателем определяет оптимальный угол опережения зажигания в зависимости от частоты вращения коленчатого вала двигателя, объемного расхода воздуха, поступающего в двигатель, температуры охлаждающей жидкости и атмосферного давления.
Топливный бак расположен под полом задних сидений для обеспечения пассивной безопасности и увеличения объема багажного отделения.
Для предотвращения вытекания топлива из бака в случае аварии (переворота автомобиля) в линию отвода паров топлива установлен клапан отсечки топливоподачи.
В целях снижения массы и увеличения коррозийной стойкости топливный бак изготовлен из пластика.