Снятие
1. Отсоедините провод от отрицательной клеммы аккумуляторной батареи.
2. Снимите защитный кожух.
3. Снимите кронштейн опоры двигателя.
4. Снимите шкив коленчатого вала.
Рис. 3.53. Ремень привода газораспределительного механизма двигателя DOHC: 1 – болт, 9 Н·м; 2 – болт, 25 Н·м; 3 – кронштейн крепления шланга гидроусилителя рулевого управления; 4 – хомут крепления шланга гидроусилителя рулевого управления; 5 – болт, 25 Н·м; 6 – болт, 10–12 Н·м; 7 – регулировочная планка генератора; 8 – болты, 49 Н·м; 9 – кронштейн опоры двигателя; 10 – кронштейн крепления насоса гидроусилителя рулевого управления; 11 – болт, 9 Н·м; 12 – болт, 49 Н·м; 13 – болт, 9 Н·м; 14 – нижний кожух ремня привода газораспределительного механизма; 15 – фланец; 16 – болт, 12–15 Н·м; 17 – автоматический натяжитель ремня привода газораспределительного механизма; 18 – ремень привода газораспределительного механизма; 19 – болт, 44 Н·м; 20 – болт, 48 Н·м; 21 – натяжитель ремня привода газораспределительного механизма и кронштейн в сборе; 22 – верхний кожух ремня привода газораспределительного механизма
5. Отверните болт и снимите кронштейн 3 (рис. 3.53) крепления шланга гидроусилителя рулевого управления.
6. Отверните болт и снимите хомут 4 крепления шланга гидроусилителя рулевого управления.
7. Отверните болты и снимите регулировочную планку 7 генератора.
8. Отверните болты и снимите верхний кожух 22 ремня привода газораспределительного механизма.
9. Отверните болты и снимите нижний кожух 14 ремня привода газораспределительного механизма.
10. Снимите фланец 15.
11. Отверните болты и снимите кронштейн 10 крепления насоса гидроусилителя рулевого управления.
12. Отверните болты и снимите кронштейн 9 опоры двигателя.
Рис. 3.54. Совмещение установочных меток (1) с указателями на двигателях DOHC
13. Проверните коленчатый вал и совместите установочные метки, как показано на рис. 3.54.
Внимание! Всегда проворачивайте коленчатый вал только по часовой стрелке.
14. Ослабьте центральный болт крепления ролика натяжителя и снимите ремень привода газораспределительного механизма.
Внимание! В случае повторного использования ремня привода газораспределительного механизма необходимо нанести мелом на обратной (нерабочей) поверхности ремня стрелку, указывающую направление вращения (правое).
Установка
Установка производится в последовательности, обратной снятию, с учетом следующего.
Рис. 3.55. Измерение перемещения штока: А – расстояние, когда шток в свободном состоянии, мм; В – расстояние, когда шток утоплен, мм; 1 – натяжитель; 2 – перемещение (до 1 мм); 3 – шток толкателя
1. Приложите усилие 98–196 Н к штоку автоматического натяжителя, упираясь им в любую твердую поверхность (бетон, металл и т.п.), и измерьте перемещение штока, которое должно быть не более 1 мм (рис. 3.55).
2. Если значение перемещения выходит за указанный предел, замените автоматический натяжитель.
Рис. 3.56. Сжатие натяжителя в тисках (1) для совмещения отверстий А и В
3. Установите автоматический натяжитель в тиски, как показано на рис. 3.56, и аккуратно, чтобы не повредить (не согнуть) шток толкателя, сжимайте автоматический натяжитель до тех пор, пока отверстие А не совместится с отверстием В.
Внимание! Выполняйте эту операцию осторожно и медленно, чтобы не повредить автоматический натяжитель.
4. Вставьте установочный штифт в совмещенные отверстия.
Внимание! При замене на новый натяжителя установочный штифт уже должен быть вставлен в отверстия.
5. Установите автоматический натяжитель на двигатель.
Рис. 3.57. Совмещение установочных меток с указателями на двигателях DOHC: А – шкивы распределительных валов; В – шкив коленчатого вала; 1 – установочные метки
6. Совместите установочные метки на обоих шкивах распределительных валов и коленчатом валу с соответствующими неподвижными указателями (рис. 3.57).
7. Ослабьте центральный болт крепления ролика натяжителя.
8. Поверните шкив коленчатого вала на половину зуба против часовой стрелки.
9. Уложите ремень привода на шкив распределительного вала выпускных клапанов и закрепите ремень на этом шкиву с помощью зажима.
Рис. 3.58. Использование двух накидных ключей для совмещения установочных меток (1)
10. Уложите ремень привода газораспределительного механизма на шкив распределительного вала впускных клапанов; используя два накидных ключа, совместите установочные метки, как показано на рис. 3.58.
11. Закрепите ремень привода на другом шкиву другим зажимом.
Рис. 3.59. Расположение ремня привода газораспределительного механизма на шкивах двигателя: 1 – направляющий ролик; 2 – шкив водяного насоса; 3 – шкив коленчатого вала; 4 – ролик натяжителя
12. Заведите ремень привода газораспределительного механизма последовательно на направляющий ролик, шкив привода водяного насоса, шкив коленчатого вала и ролик натяжителя (рис. 3.59).
13. Снимите зажимы.
Рис. 3.60. Направление перемещения ролика натяжителя для предварительного натяжения ремня
14. Переместите ролик натяжителя в направлении стрелки и затяните болт крепления (рис. 3.60).
15. Убедитесь, что все установочные метки совмещены.
16. Отрегулируйте натяжение ремня привода газораспределительного механизма, для чего проверните коленчатый вал на 1/4 оборота против часовой стрелки, а затем верните его в исходное положение, провернув по часовой стрелке, и убедитесь, что все установочные метки совмещены.
Рис. 3.61. Регулировка натяжения ремня привода газораспределительного механизма: 1 – фиксирующий болт; 2 – отверстие для штифта; 3 – специальный инструмент MD998767; 4 – ролик натяжителя
17. Ослабьте фиксирующий болт ролика натяжителя и, используя специальный инструмент и динамометрический ключ, натяните ремень привода газораспределительного механизма, после чего затяните фиксирующий болт моментом 2,5–4,0 Н·м (рис. 3.61).
Внимание! При затяжке фиксирующего болта убедитесь, что ролик натяжителя в это время неподвижен.
18. Извлеките установочный штифт (шестигранный вороток 2 мм) из автоматического натяжителя. Убедитесь, что штифт извлекается легко.
19. Проверните коленчатый вал по часовой стрелке на 2 оборота, подождите не менее 5 мин, убедитесь в том, что установочный штифт можно также легко извлечь или вставить в отверстие автоматического натяжителя.
Внимание! Даже если установочный штифт не устанавливается в совмещенные отверстия, вполне достаточно, если выступание штока из натяжителя будет в пределах 3,8–4,5 мм.
20. Если выступание не соответствует номинальному значению, повторите операции по натяжению ремня. Убедитесь, что все установочные метки совмещены.
Рис. 3.52. Расположение фланца: А – передняя часть двигателя; 1 – шкив коленчатого вала; 2 – коленчатый вал; 3 – фланец
21. Установите фланец, как показано на рис. 3.52.
22. Установите нижний защитный кожух.
23. Установите кронштейн опоры двигателя.
24. Установите шкив коленчатого вала.