Внимание! Иногда после пуска двигателя или даже во время его работы можно слышать характерный непропадающий звук (клацанье), который можно принять за звук работы гидрокомпенсатора. В этом случае необходимо поступить следующим образом.
1. Проверьте уровень моторного масла в поддоне картера двигателя, при необходимости долейте или замените масло.
Если количества масла недостаточно, маслозаборник может захватывать воздух, который перемешивается с маслом в масляных каналах.
Если масла слишком много, противовесы взбалтывают масло в поддоне, образуя масляно-воздушную эмульсию.
Масло и воздух не могут легко разделиться в старом масле, поэтому количество воздуха в масле увеличивается. Если такая смесь попадает в камеру высокого давления гидрокомпенсатора, воздух при воздействии давления на гидрокомпенсатор при открытии клапана сжимается, сжимается и гидрокомпенсатор, вследствие чего появляется звук при закрытии клапана. Это явление имеет место и при слишком больших зазорах в приводе клапанов.
Работа гидрокомпенсаторов восстанавливается, когда воздух отделяется от масла.
2. Пустите двигатель и несколько раз (около 10) медленно разгоните его. Если звук пропадает, значит, масло освободилось от воздуха и нормальная работа гидрокомпенсаторов восстановилась.
3. Постепенно увеличивайте частоту вращения коленчатого вала двигателя от частоты вращения холостого хода примерно до 3000 мин-1 (в течение 30 с), а затем постепенно уменьшайте частоту вращения коленчатого вала двигателя до частоты вращения холостого хода (также в течение 30 с).
Внимание! Если автомобиль долгое время стоял на уклоне, масло может вытечь из гидрокомпенсатора, а вместо него в камеру высокого давления попадет воздух.
Внимание! Если автомобиль долгое время стоял без движения, масло может вытечь из масляных каналов. При этом воздух иногда может попасть в камеру высокого давления гидрокомпенсаторов.
4. Если тем не менее после выполнения приведенных ранее операций звук не исчезает, проверьте состояние гидрокомпенсаторов:.
- выключите двигатель;
- установите поршень 1-го цилиндра в ВМТ в такте сжатия;
Рис. 3.7. При установке поршня 1-го цилиндра в ВМТ проверьте работу гидрокомпенсаторов, указанных белыми стрелками, а после установки поршня 4-го цилиндра в ВМТ проверьте работу гидрокомпенсаторов, указанных черными стрелками: А – сторона впускных клапанов; В – сторона выпускных клапанов
- нажмите на коромысло клапана в зоне, отмеченной белыми стрелками (рис. 3.7), чтобы проверить положение коромысла клапана;
- медленно проверните коленчатый вал на 360° по часовой стрелке;
- нажмите на коромысло клапана в зоне, отмеченной черными стрелками (см. рис. 3.7), чтобы проверить положение коромысла клапана;
Рис. 3.8. Нажатие коромысла клапана, когда профиль кулачка находится в положении закрытого клапана
- если при нажатии коромысло клапана легко опускается, когда профиль кулачка находится в положении закрытого клапана, как показано на рис. 3.8, гидрокомпенсатор неисправен и требует замены. При замене гидрокомпенсаторов удалите из них воздух и снова проверьте их состояние;
Внимание! Необходимо выполнить проверку гидрокомпенсатора на герметичность, чтобы точно определить, исправен он или нет.
- наконец, если при проверке коромысла клапанов не продавливаются при нажатии на них, гидрокомпенсатор исправен. Таким же образом выполните проверку всех остальных гидрокомпенсаторов.
Проверка гидрокомпенсаторов зазоров клапанов
1. Если после пуска двигателя по мере прогрева двигателя появляется и не исчезает посторонний шум (стук) от гидрокомпенсаторов, проведите следующую проверку:
- посторонний шум, возникающий вследствие неисправности гидрокомпенсаторов, появляется немедленно после пуска двигателя и изменяется в соответствии с частотой вращения коленчатого вала двигателя. Этот шум не зависит от действительной нагрузки на двигатель. Поэтому, если шум не возникает немедленно после пуска двигателя и не изменяется в соответствии с частотой вращения коленчатого вала двигателя или изменяется в соответствии с нагрузкой на двигатель, то гидрокомпенсаторы не являются причиной шума;
- при нарушении работы гидрокомпенсаторов шум практически никогда не исчезает, даже при работе двигателя на холостом ходу после его прогрева. Единственный случай, когда шум может исчезнуть, – это устранение последствий недостаточного ухода за маслом в двигателе, и стук гидрокомпенсаторов в этом случае вызван загрязнением моторного масла.
2. Пустите двигатель.
3. Убедитесь в том, что шум появляется сразу после пуска двигателя и изменяется в соответствии с изменением частоты вращения коленчатого вала двигателя.
4. Если шум не появляется немедленно после пуска двигателя или не изменяется при изменении частоты вращения коленчатого вала двигателя, неисправность вызвана не нарушением работы гидрокомпенсаторов – ищите другую причину неисправности. Более того, если шум не изменяется вследствие изменения частоты вращения коленчатого вала двигателя, вероятно, причина неисправности не в двигателе (в этих случаях гидрокомпенсаторы работают нормально.)
5. При работе двигателя на холостом ходу убедитесь, что уровень шума не изменяется при изменении нагрузки на двигатель (например, при переключении селектора из положения «N» в положение «D»). Если уровень шума изменяется, причиной может быть соударение деталей вследствие износа подшипников коленчатого вала или вкладышей шатунного подшипника (в таких случаях гидрокомпенсаторы работают нормально).
6. После прогрева двигателя дайте ему поработать на холостом ходу и проверьте наличие постороннего шума. Если шум уменьшился или исчез, возможно, стук гидрокомпенсаторов вызван загрязнением моторного масла. Почистите гидрокомпенсаторы.
7. Удалите воздух из гидрокомпенсаторов.
8. Если шум не исчез даже после удаления воздуха, почистите гидрокомпенсаторы.
Удаление воздуха из гидрокомпенсаторов
Внимание! Если автомобиль был припаркован на уклоне в течение длительного периода времени, количество масла, находящегося в гидрокомпенсаторах, уменьшится и при пуске двигателя воздух может попасть в надплунжерную полость гидрокомпенсатора.
После длительной парковки автомобиля масло стекает из масляного канала, подвод масла к гидрокомпенсаторам занимает определенное время, и воздух может попасть в надплунжерную полость гидрокомпенсатора.
При возникновении любой из перечисленных ситуаций посторонний шум может быть устранен путем удаления воздуха из гидрокомпенсаторов.
1. Проверьте состояние моторного масла и долейте или замените его при необходимости.
Внимание! Если уровень масла недостаточен, воздух будет подсасываться через маслозаборник с сеткой и попадать в масляный канал.
Если уровень масла больше требуемого, масло будет смешиваться с воздухом коленчатым валом, вследствие чего в нем будет много воздуха.
2. Масло и воздух не могут легко разделиться в старом масле, поэтому количество воздуха в масле увеличивается.
Рис. 3.9. Расположение надплунжерной полости (1) в гидрокомпенсаторе
3. Если воздух, смешанный с маслом вследствие одной из указанных причин, попадет в надплунжерную полость гидрокомпенсатора, воздух внутри надплунжерной полости будет сжиматься при открытии клапана и гидрокомпенсатор будет недожат, что приведет к появлению постороннего шума при закрытии клапана (рис. 3.9). Это производит такой же эффект, как в случае ошибочной установки слишком большого зазора в клапанном механизме. Если воздух из масла исчезает, работа гидрокомпенсаторов возвращается к нормальному режиму.
4. Для прогрева двигателя дайте поработать ему на холостом ходу в течение 1–3 мин.
5. В условиях отсутствия нагрузки на двигатель в течение 15 с увеличьте частоту вращения коленчатого вала двигателя до 3000 мин-1, затем резко уменьшите частоту вращения до частоты холостого хода и дайте двигателю поработать на холостом ходу в течение 15 с, после чего повторите цикл и проверьте, исчезает ли посторонний шум. При нормальной работе шум исчезает после 10–30 циклов. Если после 30 циклов или более уровень шума не изменился, причина шума не в появлении воздуха внутри гидрокомпенсаторов.
6. После исчезновения шума повторите цикл еще 5 раз.
7. Дайте двигателю поработать на холостом ходу в течение 1–3 мин и убедитесь, что шум исчез.
Замена гидрокомпенсаторов
Внимание! Чтобы при замене гидрокомпенсаторов клапаны не могли удариться о поршни, необходимо провернуть коленчатый вал так, чтобы поршни находились ниже ВМТ. В некоторых положениях коромысла клапанов подняты кулачками распределительного вала, поэтому гидрокомпенсаторы нельзя извлечь. В этих случаях коленчатый вал должен занять такое положение, чтобы коромысла клапанов оставались неподнятыми.
Рис. 3.10. Использование специального инструмента MD998782 для перемещения клапана вниз для снятия коромысла клапана с роликовым толкателем
8. Специальным инструментом нажмите на клапан вниз и извлеките коромысло клапана с роликовым толкателем (рис. 3.10).
9. Извлеките гидрокомпенсатор из головки блока цилиндров.
10. Установите новый гидрокомпенсатор, из которого удален воздух.
11. Тем же специальным инструментом нажмите на клапан вниз и установите коромысло клапана с роликовым толкателем.
Внимание! При установке роликового коромысла клапана сначала установите его плечо на верхнюю часть гидрокомпенсатора, затем, отжав клапан вниз, заведите остальную часть коромысла на верхний торец стержня клапана.