Автомобили из юбилейной серии будут поставляться только в белом цвете, как дань раллийным заготовкам. Но живых машин ещё нет. Так что официальные изображения "юбиляра" появятся позже, вместе с полными характеристиками.
Новый Lancer Evolution X FQ-440 MR создан в честь сорокалетия присутствия Mitsubishi Motors в Европе — и Британии в частности. Жителям Туманного Альбиона предложат специальную версию. Причем эту модель (ценой в 50 000 фунтов) построят в количестве всего 40 экземпляров. Цифра в названии означает мощность в британских «лошадках» (в метрических единицах это 446 л.с.). Максимальный крутящий момент равен 559 Н·м. Ранее у «десятой» Эволюции уже были «заряженные» британские вариации FQ330, FQ360 и FQ400.
Особо быстрые Эволюции с индексом FQ появились в восьмом поколении спорткара, причем уже тогда существовала официальная версия FQ400 (вверху). Однако в девятой генерации предложение ограничилось FQ-360 (в центре). А исполнение FQ400 вернулось в Evo X (внизу).
В юбилейной Эволюции перепрограммирован блок управления двигателем (надо ли напоминать, что это двухлитровый турбомотор), поставлены турбокомпрессор HKS, интеркулер и выхлопная система Janspeed, новые форсунки, тормозные механизмы Alcon. Спецверсию оснастили адаптивным биксеноновым головным светом, кожаными ковшами Recaro, премиальной аудиосистемой Rockford Fosgate, навигацией с семидюймовым сенсорным экраном, климат-контролем. Из скромного списка внешних отличий анонсированы 18-дюймовые колесные диски BBS. Все FQ-440 MR получат регистратор данных, подключенный к бортовой диагностической системе. Он будет записывать параметры работы мотора и стиль вождения, диагностические показатели и местонахождение автомобиля. Данные будут доступны компании, и это условие сохранения гарантии на автомобиль.
Первый Mitsubishi, официально пришедший в Великобританию, — это Lancer первого поколения (A70). Считается, что именно отсюда марка начала завоевание Европы (хотя в 1975-м продажи почти одновременно стартовали в нескольких европейских странах). Дело в том, что первые свои модели для Старого Света (Lancer и Galant) компания представила в октябре 1974 года на автосалоне именно в Лондоне.
Новая версия FQ-440 MR станет самой мощной в этой серии. Тут нужно упомянуть привилегированное положение британского рынка, куда неизменно попадали с минимальными корректировками по сути японские версии Эволюций. И не случайно здешнее отделение всегда считалось чем-то вроде придворного тюнингового ателье. Несмотря на широкое применение компонентов от сторонних фирм, оно всегда сохраняло за своей продукцией заводскую гарантию Mitsubishi.
В истории Эволюции было немало официальных модификаций, специфических для японского, американского или европейского рынков. А уж про неофициальные, от различных тюнинг-ателье, и говорить нечего, там-то снимали и больше 400 л.с. Но нам хотелось бы отметить не самый мощный Lancer Evolution, а наиболее нетривиальный. У Evo IX была серийная версия в кузове универсал. Причем она выпускалась в разных вариациях (с «механикой» и «автоматом») и даже с ужесточенной подвеской и другими доработками (MR).
Буквы MR (Mitsubishi Racing) в названии юбилейной машины могут вызвать ассоциацию с раллийной заготовкой, но ничего такого здесь нет. Ни о специально облегченном кузове с минимальным оснащением, ни о «механике», ни о дифференциале повышенного трения (вместо AYC с его встроенными редукторами и парой сцеплений) британцы не вспоминают. Напротив, перед нами в общем-то гражданская легковушка с шестиступенчатым «роботом» и обычной для Эво полноприводной трансмиссией. Однако глубокий реверанс в сторону большей спортивности все же сделан. И это действительно «приседание»: передняя подвеска с пружинами Eibach у FQ-440 MR занижена на 35 мм, а задняя — на 30 мм. Добавим, что в конце 2014 года модель Evolution X будет снята с производства. Прямого наследника пока не планируется. Японцы считают, что спрос слишком мал, чтобы оправдать разработку. Если что-то похожее и появится в будущем, то совсем другой автомобиль, вероятно, даже с другим именем.
История (Роберт Есенов)
Первый виток Эволюции датирован 1992 годом, когда японцы вывели на раллийные трассы седан Lancer вместо Галанта. Омологационная версия Lancer Evolution с увеличенной на 10 мм колесной базой унаследовала от модели Galant VR-4 двухлитровый турбомотор 4G63 (244 силы, 310 Н·м), использовавшийся на Эволюциях вплоть до 2007 года, пятиступенчатую «механику» и полный привод с блокировкой вискомуфты. Масса составляла 1170–1240 кг — в зависимости от модификации (гражданскую назвали GSR, раллийный полуфабрикат — RS). Быстрый и практичный автомобиль пришелся людям по вкусу — до декабря 1993 года было выпущено 5000 машин. И это притом что первое поколение Lancer Evo официально продавалось лишь в Японии.
Машины второго (1994–1995 гг.) и третьего (1995–1996 гг.) поколений отличались друг от друга не сильно. Так, длина (4310 мм) и база (2510 мм) не изменились, зато появилась интересная внешность, перенастроенная подвеска с расширенной на 10 мм колеей. Двигатель инженеры раскочегарили сначала до 256 л.с., а позже и до 270. Пятиступенчатую «механику» не трогали.
Эволюции четвертого, пятого и шестого поколений выпускались с 1996 по 2001 год. На этих машинах дебютировал турбокомпрессор с новой «улиткой» twin-scroll, поднявший отдачу мотора до 280 л.с. и 353 Н·м (позже 373 Н·м). Но важнее то, что на Evo начали устанавливать (с четвертой генерации) задний редуктор AYC, распределяющий крутящий момент между задними колесами. Особо стоит отметить спецверсию Evo VI Tommy Makinen Edition, выпущенную в честь четырех побед Томми Мякинена в мировом чемпионате по ралли. Это была последняя версия с блокировкой центра вискомуфтой. Многие раллисты до сих пор скучают по ней. C пятого поколения «Эвики» начали официально продавать в Великобритании. Всего с августа 1996 по март 2001 года было продано больше 25 тысяч Эволюций.
Следующий знаменательный этап — переселение духа Эволюции в более крупное и тяжелое тело седанчика Mitsubishi Cedia — модели, предназначенной для японского и североамериканского рынков. В результате появившиеся в 2001 году машины седьмой генерации увеличились на 105 мм в длину (до 4455 мм) и прибавили 115 мм к колесной базе (она составила 2625 мм), а масса достигла 1490 кг. «Турбочетверка» 4G63 выдавала 280 л.с. и 392 Н·м. Крутящий момент по осям теперь делил электронно-управляемый центральный дифференциал ACD с механизмом блокировки при помощи пакета фрикционов. Чуть позже появились версии GSR с шестиступенчатой «механикой» и GT-A с пятиступенчатым «автоматом» и дефорсированным до 272 «лошадей» двигателем. В 2003-м начались официальные продажи в США. Правда, в Штаты поставлялись машины с механическим самоблоком вместо заднего редуктора AYC. Английское отделение Mitsubishi стало выпускать собственные «заряженные» спецверсии FQ.