- генераторы имеют одинаковые токоскоростные характеристики или по энергетическим показателям характеристики заменяющего генератора не хуже, чем у заменяемого;
- передаточное число от двигателя к генератору одинаково;
- габаритные и присоединительные размеры заменяющего генератора позволяют установил, его на двигатель.
Следует иметь в ввиду, что большинство генераторов зарубежных легковых автомобилей имеют однолапное крепление, в то время как отечественные генераторы крепятся на двигателе за две лапы, поэтому замена зарубежного генератора отечественным скорее всего потребует замены кронштейна крепления генератора на двигателе; схемы заменяемой и заменяющей генераторной установки идентичны. Для замены могут быть использованы генераторы отечественных легковых автомобилей, параметры которых приведены в табл. 10.
Таблица 10. Параметры отечественных генераторов
Тип генератора | Применяемость на автомобилях | Начальная частота вращения без нагрузки не более, мин- | Номинальный ток, A | Наличие выпрямителя обмотки возбуждения | Наличие встроенного регулятора напряжения |
Г221А | ВАЗ-2101, - 21011, -2103 | 1150 | 42 | нет | нет |
Г222 | ВАЗ-2104, -2105, ЗАЗ-1102 | 1250 | 50 | нет | есть |
37.3701 | ВАЗ-2108, -2109 | 1100 | 55 | есть | есть |
16.3701 | ГАЗ-2410, -3102, -31029 | 1100 | 65 | нет | нет |
581.3701 | Москвич-2141 | 1400 | 52 | нет | есть |
955.3701 | ВАЗ-2108, -2109 | 1050 | 65 | есть | есть |
В общем случае, при подборе заменяющего генератора, если его токоскоростная характеристика существенно отличается от базового или замена вызвана появлением на автомобиле дополнительных достаточно мощных потребителей, можно ориентироваться на рекомендации фирмы Bosch или отечественные рекомендации. По обеим рекомендациям генератор подбирается на основе суммарного тока потребителей, причем при суммировании учитывается относительное время работы потребителя во время движения. Для этого номинальный ток потребителей умножается на коэффициент времени работы Kt. Если потребитель работает все время движения, например, габаритные огни ночью, то Kt=1, если, потребитель работает половину времени Kt=0,5. Для потребителей, включаемых кратковременно, фирма Bosch рекомендует величины Kt, приведенные в табл. 11.
Таблица 11. Значение коэффициента Kt у различных потребителей электроэнергии
Потребитель | Вентилятор отопителя | Обогрев стекла | Стеклоочиститель | Электроохлаждение двигателя | Сигнал торможения | Сигнал поворота | Противотуманные фары, фонари |
Kt | 0,5 | 0,5 | 0,25 | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,1 |
К потребителям, постоянно включенным при езде ночью по городу фирма относит систему зажигания, топливный насос, электронный впрыск, радиоприемник, фары ближнего света, габаритные огни, фонарь освещения номерного знака и освещение приборов. Первоначально определяется суммарная сила потребляемого тока постоянно включенными при езде ночью по городу потребителями 1пп и сила тока кратковременно включенными потребителями 1пк. Последняя вычисляется с учетом коэффициента Kt. Сложением сил токов 1пп и 1пк определяется суммарная сила тока потребителей 1п. Теперь можно определить номинальный ток генератора 1пк, который должен быть выше, чем 1п. Фирма рекомендует выбирать генератор, ориентируясь на следующие данные (табл. 12).
Таблица 12. Зависимость номинального тока генератора от тока потребителей
1п при 14 В, А | менее 18 | 18-25 | 25-32 | 32-39 | 39-48 | 48-57 | 57-68 |
1, А | 28 | 35 | 45 | 55 | 65 | 75 | 90 |
После выбора генератора по номинальному току, следует проверить, сможет ли он на частоте вращения холостого хода двигателя обеспечить нужную силу тока. Частоту вращения ротора генератора, соответствующую частоте холостого хода двигателя, можно определить умножением последней на передаточное число привода двигатель - генератор. Если передаточное число неизвестно, можно ориентироваться на частоту вращения 1500 мин-1 для обычной конструкции генераторов и 1800 мин-1 для генераторов компактной конструкции. Сила тока генератора, определяемая при этой частоте вращения по токоскоростной характеристике, должна быть больше или равна величине тока I=1,3 1пп. Следует проверить также, не превысит ли максимальная частота вращения генератора на данном двигателе допустимую величину для данного генератора. По рекомендациям отечественного стандарта предварительно определяется суммарная сила тока всех потребителей 1н, работающих в режиме движения автомобиля ночью, зимой по шоссе. При этом постоянно включенными с коэффициентом включения Kt =1 принимаются фары дальнего света, габаритные огни, освещение номерного знака, освещение приборов и потребление тока приборами, в том числе маршрутным компьютером, если он есть, система зажигания, система впрыска топлива и топливоподачи, электрическая блокировка замков, управление подвеской, система отопления. Кратковременно включенные потребители имеют коэффициент Kt равный: стеклоочистители ветрового стекла 0,25; заднего стекла 0,15; противотуманные фары 0,3; противотуманные фонари 0,5; сигнал торможения 0,05; сигнал поворота 0,1; очистители фар 0,1; антиблокировочная система тормозов 0,05; радиоприемник 0,7. Номинальный ток генератора должен быть равен или превышать величину 1,151н на легковых автомобилях.
После этого следует также проверить, сможет ли заменяющий генератор обеспечить должный уровень питания электропотребителей при холостом ходе двигателя. При этом сила тока по токоскоростной характеристике, соответствующая частоте вращения холостого хода двигателя, должна быть равна или больше суммарной силы тока, потребляемой системами зажигания, приборами, габаритными огнями и фонарем освещения номерного знака, отопителем на половинной мощности у автомобилей малого и особо малого классов. У автомобилей среднего и высшего классов дополнительно требуется обеспечить возможность электропитания токообогревателей стекла на половинной мощности.
При замене импортных генераторов отечественными следует иметь в виду, что только генераторы 37.3701 и 955.3701 имеют встроенный дополнительный выпрямитель обмотки возбуждения и могут применяться на автомобилях со схемами генераторных установок по рис. 6, а. Применение других генераторных установок потребует приведения схемы автомобиля в соответствие со схемой того отечественного автомобиля, на который устанавливается заменяющий генератор. Не следует забывать также, что генераторы, устанавливаемые на автомобили ВАЗ, имеют специфическое устройство для натяжения ремня — вместо отверстия в натяжном ухе у них применена шпилька с резьбой.