Проверка обмотки ротора (возбуждения)
Для проверки обмотки следует включить омметр на измерение сопротивления и поднести его выводы к кольцам ротора (рис. 58,а). У исправного ротора сопротивление обмотки должно быть в пределах 1,8...5 Ом. Если омметр покажет бесконечно большое сопротивление, это значит что цепь обмотки возбуждения разорвана.
Рис. 58. Проверка обмоток генератора: а - измерение сопротивления обмоток возбуждения, б - проверка замыкания обмоток статора на массу, в - проверка обмоток статора на приборе ПДО-1
Разрыв, чаще всего, происходит в месте пайки выводов обмотки к кольцам. Следует внимательно проверить качество этой пайки. Проверку можно осуществить иглой, шевеля выводы обмотки в месте их подпайки. О сгорании обмотки свидетельствует потемнение и осыпание ее изоляции, которое можно обнаружить визуально. Сгорание обмоток приводит к обрыву или к межвитковому замыканию в обмотке с уменьшением ее общего сопротивления. Частичное межвитковое замыкание, при котором сопротивление обмотки меняется мало, может быть выявлено прибором ПДО-1, сравнением данной обмотки с заведомо исправной. После проверки сопротивления обмотки следует проверить отсутствие у нее замыкания на "массу". Для этого один вывод омметра подносится к любому кольцу ротора, а другой к его клюву. У исправной обмотки омметр покажет бесконечно большое сопротивление. Неисправный ротор подлежит замене.
Проверка обмотки статора
Проверка замыкания обмотки статора на "массу" производится подсоединением концов омметра к одному из выводов обмотки и неизолированному участку железа статора (рис.58,б). Омметр должен показать разрыв цепи у исправной обмотки. Проверку межвиткового замыкания в обмотках статора можно с достаточной точностью осуществить с использованием прибора ПДО-1 (рис. 58, в). Если фазы идентичны, на экране наблюдается одна осциллографическая кривая, если фазы неодинаковы из-за межвитковых замыканий или обрыва в фазе, то кривых высвечивается две. Измерение следует повторить, поменяв местами фазы, подсоединенные к нулевому выводу прибора и выводу "1" и "2". Обрыв можно проверить и омметром, подсоединяя его к нулевой точке и поочередно к выводу каждой фазы. Внешним осмотром следует убедиться, что отсутствует подгар и растрескивание изоляции обмотки и пазовой изоляции. Восстановление обмотки статора может быть проведено в специализированном ремонтном предприятии.
Проверка выпрямительного блока
Проверка диодов выпрямительного блока производится после отсоединения его от обмотки статора омметром, включенным на измерение напряжения в кОм (рис. 59). Измерительные концы омметра подсоединяются один к выходному выводу "+" или "—" выпрямительного блока или к одному из радиаторов блока, соединенных с этими выводами, а другой к фазному выводу выпрямительного блока. Затем измерительные концы меняются местами. Если при переподсоединении измерительных концов омметра его показания резко меняются, то диод исправен. В противном случае он вышел из строя. Аналогично проверяются все диоды выпрямительного блока. Диоды дополнительного выпрямителя проверяются аналогично с той лишь разницей, что один из выводов омметра в этом случае подключаются к выводу "D+" генератора или общей точке дополнительных диодов.
Рис. 59. Проверка диодов выпрямительного блока
Проверка подшипников
Проверку подшипников начните с внешнего осмотра, выявления трещин в обоймах, наволакивания или выкрашивания металла, наличие коррозии и т. д. Проверьте легкость вращения и отсутствие сильного люфта и шума, предварительно промыв подшипник 10%-ным раствором моторного масла в бензине. Затем следует осторожно с помощью пинцета снять уплотнение (если оно двухстороннее), промыть подшипник в неэтилированном бензине, высушить, заложить 2...3 г. смазки №158, ШРУС-4, ЛЗ-31 и поставить уплотнение на место. Если у подшипника сильно изношены посадочные места или есть повреждения шариков, трещины колец, разрывы сепаратора, то он подлежит замене.
Подшипники с несъемными стальными защитными шайбами и дефектами вращения подлежат замене на новые.
Проверка крышек
Внешним осмотром определяется отсутствие трещин, проходящих через гнездо подшипника, обломы лап крепления генератора, сильные повреждения посадочных мест. При наличии таких повреждений крышка подлежит замене. При выявлении сильного износа посадочных мест под подшипник, восстановление крышек может быть проведено нанесением на эти места эпоксидной композиции, с последующей обработкой в размер.
Проверка регулятора напряжения
Регуляторы напряжения не ремонтируются, а заменяются новыми. Однако перед заменой следует точно установить, что именно он вышел из строя. Проверку регулятора напряжения после извлечения его из генераторной установки можно произвести по схеме показанной на рис. 60. Выводы регулятора, соединяемые с положительными выводами основного "В+" и дополнительного "D+" выпрямителей объединяются и подключаются к плюсовому выводу регулируемого источника постоянного тока ИП с напряжением 12...16 В, минусовой вывод которого подсоединяется к минусовому выводу регулятора. В схеме на рис.6,а к плюсовому выводу источника подключается вывод "D+" регулятора напряжения. Контрольная лампа HL мощностью не более 6 Вт включается между теми же выводами, между которыми подключается обмотка возбуждения генератора. Чаще всего этими выводами являются выводы "DF" и "В-". Исправность регулятора определяется в соответствии с табл. 9.
Рис. 60. Проверка регулятора напряжения (маркировка выводов может быть другой)
Таблица 9. Определение неисправностей регулятора напряжения
Напряжение ИП, В | Регулятор исправен | Регулятор неисправен | |
12...12,5 | Лампа горит | Лампа горит | Лампа горит |
15...16 | Лампа не горит | Лампа не горит | Лампа горит |