Рис. 29. Общий вид генераторов компактной конструкции фирмы Nippon Denso
Тип генератора (например, 100211-4170), номинальное напряжение (12 В), фирменный номер, эмблема автомобиля (например, Toyota) и обозначение штекерных выводов в колодке (например, IG, L) указаны на наклейке на цилиндрической части крышки со стороны привода (обозначения на самой колодке отсутствуют). Типовая схема включения генераторов показана на рис. 6, в. Помимо "массы", генераторы имеют следующие внешние выводы с обозначением:
- В - силовой вывод для соединения с плюсовым проводом бортсети;
- L - вывод встроенного регулятора напряжения для соединения с лампой контроля исправности;
- S - вывод входной сети регулятора напряжения для соединения с "плюсом" батареи;
- IG - вывод регулятора напряжения для питания цепей регулятора напряжения через выключатель зажигания;
- FR - вывод регулятора напряжения для соединения с бортовым компьютером и системой электронного впрыска.
Вывод "В" винтовой, а "L", "S", "IG" и "FR" - плоские штекеры 6,3х0,8 мм, объединенные конструктивно в пластмассовой колодке регулятора напряжения. Другие применяемые варианты схем отличаются от приведенной отсутствием выводов S и FR. В сравнении с компактными генераторами фирм Bosch и Valeo генераторы Nippon Dense отличаются следующим:
- установка статора в крышке со стороны привода и сопряжение крышек аналогичны генераторам Valeo с тем отличием, что пакет статора со шлифованным наружным диаметром входит в проточку крышки по скользящей посадке (у Valeo с гарантированным зазором). В связи с этим центрирование статора не требуется. Однако, при эксплуатации в условиях повышенной влажности и загрязнения извлечение статора из крышки при разборке генератора может быть затруднено из-за коррозии и загрязнения соприкасающихся поверхностей.
- выпрямительный блок, регулятор напряжения и щеткодержатель выполнены в виде отдельных конструктивных узлов, размещены на наружном торце крышки со стороны контактных колец и закрыты металлическим кожухом, служащим дополнительным теплоотводом выпрямительного блока.
Сам выпрямительный блок состоит из монтажной платы и двух медных теплоотводов, расположенных друг над другом. В выдавках теплоотводов припаяны силовые корпусные диоды фирмы Toshiba (рис. 30). При необходимости увеличения мощности используется дополнительное плечо выпрямителя, питаемое от нулевой точки обмотки статора. Электрическое соединение элементов блока в схему осуществляется контактной сваркой с шинами монтажной платы, концы выводов фаз и нулевой точки прижимаются винтами к контактным площадкам монтажной платы.
Рис.30. а - выпрямительный блок; б - диод фирмы Toshiba генератора Nippon Dense; 1 - отрицательный теплоотвод; 2 - положительный теплоотвод
Регулятор напряжения (рис. 31) выполнен в пластмассовом корпусе с алюминиевым оребренным теплоотводом, помимо внешних штекерных выводов он имеет 4 вывода для винтового соединения с соответствующими выводами выпрямительного блока и щеткодержателя. При отсутствии трех дополнительных диодов обмотка возбуждения с последовательно соединенным выходным транзистором регулятора включается на "+" и "—" внутри генератора. Схема регулятора напряжения с использованием сигнала от фазы генератора и подачи "+" бортсети на вывод IG через выключатель зажигания обеспечивает функционирование лампы контроля исправности и уменьшает ток разряда аккумуляторной батареи при неработающем двигателе и включенном выключателе зажигания (см. схему на рис. 6, в).
Рис. 31. Регулятор напряжения генераторных установок фирмы Nippon Dense
Помехоподавительный конденсатор размещен в корпусе регулятора напряжения.
Щеточно-контактный узел тщательно защищен от попадания извне влаги и грязи, для чего используется резиновое уплотнение. Щетки применяются меднографитовые, с поперечным сечением 5х7 мм. Допустимая температура окружающей среды +90°С. Максимальная рабочая частота вращения ротора 18000 мин-1. Регулируемое напряжение в контрольной точке 14,5±0,3 В, термокомпенсация отрицательная.
Крепление генератора на кронштейне двигателя осуществляется, как правило, на одной лапе, которая выполняется составной из прилегающих друг к другу "полулап" на каждой крышке, что повышает жесткость конструкции генератора и ее вибропрочность.