Распределительная головка
Распределительная головка, наряду с чередованием открытия и закрытия каналов для впуска и нагнетания топлива радиальными плунжерами ТНВД, распределяет топливо под давлением по форсункам к каждому цилиндру через двухходовые нагнетательные клапаны.
Устройство
Распределительная головка состоит из корпуса самой головки, втулки, запрессованной в головку, вала-ротора и дозирующей муфты.
Головка и втулка имеют нагнетательные каналы в количестве равном числу цилиндров.
Вал-ротор установлен во втулке и имеет только один нагнетательный канал и впускные/перепускные каналы в количестве, равном числу цилиндров двигателя. Дозирующая муфта расположена на валу-роторе и может менять (перемещаясь в осевом направлении по валу-ротору) свое положение в зависимости от команды исполнительного механизма электронного регулятора GE Дозирующая муфта имеет 4 впускных и перепускных окна
Принцип действия
Впуск и нагнетание топлива управляется в определенной последовательности открытием и закрытием каждого впускного/перепускного окна дозирующей муфты и вала-ротора, таким образом, топливо распределяется посредством последовательного открытия и закрытия каждого нагнетательного канала в вале-роторе и втулке.
Процесс всасывания
При вращении вала-ротора, радиальные плунжеры совершают перемещение из верхнего «мертвого» положения в нижнее «мертвое» положение, и каждое впускное/перепускное окно дозирующей муфты и каналы вала-ротора соединяются между собой.
В результате, топливо от подкачивающего насоса поступает в узел объема высокого давления через вал-ротор, причем межплунжерный объем увеличивается и топливо засасывается в него.
Процесс нагнетания
При вращении вала-ротора, радиальные плунжеры совершают перемещение из нижнего «мертвого» положения в верхнее «мертвое» положение, при этом межплунжерный объем уменьшается, а каждое впускное/перепускное окна дозирующей муфты и вала-ротора перекрыты и топливо находится под давлением.
В этот момент, нагнетательные каналы вала-ротора и втулки совмещаются, и топливо под высоким давлением поступает к форсункам через двухходовой нагнетательный клапан и далее в цилиндры двигателя.
Завершение процесса нагнетания
Когда при вращении вала-ротора и впускное/перепускное окна дозирующей муфты и каналы вала-ротора вновь соединяются между собой, топливо под высоким давлением перемещается назад во внутреннюю полость корпуса ТНВД. В результате, давление топлива внутри вала-ротора падает, и нагнетание топлива прекращается, впрыскивание топлива в цилиндры двигателя прекращается вследствие закрытия иглы распылителя форсунки.
Таким образом, процесс топливоподачи управляется по «началу подачи» когда каждое впускное/выпускное окна дозирующей муфты и каналы вала-ротора закрыты, и по «концу подачи», при этом объем впрыскиваемого топлива управляется моментом закрытия впускных/перепускных окон-каналов. Интервал времени между началом подачи и концом подачи носит название периода топливоподачи.
Управление количеством впрыскиваемого топлива
Количество впрыскиваемого топлива изменяется аксиальным перемещением дозирующей муфты и изменением продолжительности нагнетания топлива.
Рабочая кромка начала подачи (pre-stroke) топлива каждого впускного/перепускного окон дозирующей муфты и вала-ротора проходит параллельно оси ТНВД, а рабочая кромка окончания подачи (spill) топлива выполнена под углом по отношению к оси ТНВД Когда соответствующая рабочая кромка начала подачи топлива и кромка окончания подачи топлива совмещаются, последовательно происходит начало и окончание подачи топлива
Поскольку рабочая кромка начала подачи топлива параллельна оси ТНВД, то перемещение дозирующей муфты вправо-влево на валу-роторе не изменяет, по отношению к положению выступов внутренних кулачков кольца, угол начала подачи топлива.
Однако кромка окончания подачи топлива выполнена под углом к оси ТНВД, поэтому при перемещении дозирующей муфты вправо-влево на том же валу-роторе, изменяется, по отношению к выступам внутренних кулачков кольца, не только угол окончания подачи топлива, но и продолжительность подачи топлива.
Таким образом, если дозирующая муфта перемещается влево, продолжительность подачи топлива уменьшается и уменьшается также и количество впрыскиваемого топлива; и, наоборот, если эта муфта перемещается вправо, продолжительность подачи топлива увеличивается, увеличивается также и количество впрыскиваемого топлива.
Положение дозирующей муфты управляется электронным регулятором (исполнительный механизм GE)
Если замок зажигания автомобиля переводится в выключенное положение (OFF), дозирующая муфта устанавливается в таком положении, что топливо проходит через каждое впускное/перепускное окна дозирующей муфты и вала-ротора (продолжительность подачи топлива равна нулю), и впрыскивание топлива в цилиндры двигателя прекращается.