Поршень и шатун
Последовательность снятия: 1. Гайка крышки шатуна; 2 Нижний вкладыш шатуна; 3. Крышка шатуна; 4 Верхний вкладыш шатуна; 5 Поршень и шатун в сборе; 6. Компрессионное кольцо № 1; 7. Компрессионное кольцо № 2; 8. Маслосъемное кольцо; 9. Стопорное кольцо; 10. Поршневой палец; 11. Поршень; 12. Шатун в сборе; 13. Втулка поршневой головки шатуна; 14. Болт крышки шатуна; 15. Шатун
Проверка перед снятием
1. Выступание поршня из верхней части блока цилиндров
Внимание: Обязательно проверьте величину выступания поршней заданной величины непосредственно зависят характеристики двигателя.
(1) Последовательно устанавливайте каждый поршень в ВМТ.
(2) Проверьте величины выступания поршней для каждого цилиндра. Имеется пять контрольных точек А на верхней части *b блока цилиндров. Для каждого цилиндра измерьте величину выступания поршня относительно этих точек используя ближайшую контрольную точку как нулевой уровень (Выступание поршня = измерение в точке В - значение в контрольной точке А).
(3) Для каждого цилиндра измерьте величину выступания поршня в двух установленных точках (всего в 8 точках) используя ближайшую контрольную точку и, возьмите среднюю величину от измерений.
(4) Если средняя величина отличается от номинального значения по техническим условиям, то измерьте зазоры в каждом месте поршня, шатуна и коленчатого вала.
- Номинальное значение: -0,20 — -0,30 мм
(5) Выберите прокладку головки цилиндров с толщиной соответствующей средней величине измерения выступания поршней, (измеренной по 8 точкам).
2. Боковой зазор нижней головки шатуна
(1) Измерьте боковой зазор для нижней головки каждого шатуна.
(2) Если результат измерений превышает предельно допустимое значение по техническим условиям, то замените дефектную деталь.
- Номинальное значение: 0,15-0,45 мм
- Предельно допустимое значение: 0,6 мм
Отворачивание гайки
Внимание: При каждом использовании гайки 1 и болта 14 крышки шатунов наносите одну метку А на головку гайки. Если на гайке 1 выбиты три метки, указывающие на трехкратное применение гайки замените болт 14 и гайку 1 крепления крышки шатуна.
Снятие поршневого кольца
Используя специальный инструмент, снимите каждое поршневое кольцо.
Снятие поршневого пальца / поршня / шатуна в сборе
Извлеките поршневой палец 10, используя соответствующий толкатель (специальный инструмент) D как показано на рисунке.
Примечание. Для облегчения извлечения поршневого пальца 10, нагрейте поршень 11 в подходящем нагревателе или при необходимости в горячей воде.
Выпрессовка втулки поршневой головки шатуна
Используйте специальное приспособление для выпрессовки втулки поршневой головки шатуна 13.
Составные части специального приспособления МН 062574 - Набор деталей для выпрессовки втулки поршневой головки шатуна.
А: Втулка; В: Втулка; С: Съемник; D: Основание; Е: Кронштейн; Р: Пластина; С: Гайка
1. Закрепите шатун 15 на основании D с помощью кронштейна Е и пластины F.
2. Установите втулку А на съемник С как показано и медленно спрессуйте втулку 13 поршневой головки шатуна с усилием выпрессовки приблизительно 49,035 Н.
Установка болта шатуна
(1) Проверьте, что отверстие А под болт в шатуне 15 не повреждено, не имеет заусениц и т.д.
(2) Нанесите тонкий слой моторного масла на шатунный болт 14 в точке В и установите болт в шатун так, чтобы риска С на головке болта была направлена внутрь с усилием запрессовки не более 4,903 Н.
С: Риска на головке болта
Установка втулки верхней поршневой головки шатуна
Используйте специальное приспособление для запрессовки втулки поршневой головки шатуна 13.
Составные части специального приспособления МН 062574 - Набор деталей для выпрессовки втулки поршневой головки шатуна.
А: Втулка; В: Втулка; С: Съемник; D: Основание; Е: Кронштейн; F: Пластина; G: Гайка
(1) Нанесите тонкий слой моторного масла на периферийную пс верхность втулки 13 поршневой головки шатуна и на поверхность отверстия в поршневой головке шатуна 15.
(2) Установите втулку В, втулку 13 верхней головки шатуна, втулку А и съемник С в шатун, как показано на рисунке, и закрепите гайкой G.
(3) Совместите масляные отверстия в точке J и медленно запресовывайте втулку 13 поршневой головки шатуна в шатун 15, нагрузкой Н приблизительно 49,035 Н.
(4) После запрессовки обработайте втулку 13 верхней головки шатуна разверткой для обеспечения установленного зазора между втулкой и поршневым пальцем.
- Номинальное значение: 0,03-0,05 мм
- Предельно допустимое значение: 0,1 мм
Внимание: После операции развертывания вставьте поршневой палец 10 во втулку 13 поршневой головки шатуна и проверьте, что палец перемещается плавно без чрезмерного люфта.
Установка поршневого пальца / поршня / шатуна в сборе
(1) Подбирайте поршни 11 с размерными метками (А, В или С), которые соответствуют размерным меткам, выштампованные на верхней части блока цилиндров. (Метки выбиты в порядке номеров цилиндров № 1, 2, 3 и 4, начиная от передней части двигателя G).
Н: Расположение выбитых размерных меток
Внимание: Несовпадение размерных меток может привести к задиру поршня 11 во время работы двигателя.
(2) Перед установкой нанесите тонкий слой моторного масла на поршневой палец 10. Соедините шатун 12 и поршень 11, как показано на рисунке, и вставьте поршневой палец.
"1": Идентификационная метка шатуна
←: Передняя метка поршня
Примечание. Если поршневой палец 10 трудно вставить, то нагрейте поршень 11 специальным нагревателем или горячей водой.
Внимание: Проверьте, что поршень перемещается плавно, без чрезмерного люфта.
Установка поршневых колец
(1) Установите маслосъемное кольцо 8 на поршень 11 так, чтобы зазор в замке был расположен в точке А, а стык пружинного расширителя был расположен в точке В, как показано на рисунке.
(2) Установите компрессионное кольцо 6 и 7 на поршень 11 так, чтобы метки С завода-изготовителя около замка, были обращены вверх Установите компрессионные кольца 6 и 7 так, чтобы зазоры в замках колец были расположены, как показано рисунке.
D: Зазор в замке 1-го компрессионного кольца; Е: Зазор в замке 2-го компрессионного кольца
Установка поршня и шатуна в сборе
Внимание: Перед установкой поршня и шатуна в сборе 5, проверьте количество выбитых меток на головке шайбы 1. Количество выбитых меток соответствует количеству использований болта крепления крышки шатуна (болты с двумя или более метками подлежат замене). При наличии трех меток (свидетельство трехкратного применения), замените болт В и гайку 1 крепления крышки шатуна вместе.
(1) Убедитесь что замки поршневых колец С правильно расположены.
(2) Убедитесь, что размерные метки D на поршне совпадают.
(4) Используя специальный инструмент, установите поршень в шатун в сборе так, чтобы передняя метка "←" поршня направлена к передней части двигателя (по стрелке F).
(5) Вставьте поршень с шатуном в сборе. Нанесите тонкий слой моторного масла на резьбовую часть болта шатуна. Установите крышку 3 шатуна с верхним 4 и нижним 2 вкладышам шатунного подшипника так, чтобы выступы Н на вкладышах были на одной стороне.
(6) Затяните гайки 1 попеременно следующим образом:
- 1) Затяните сначала гайки 1 моментом 29±3 Нм.
- 2) Затем дополнительно затяните их моментом 49±5 Нм.
- 3) Доверните гайки, поворачивая их на 45°±5° по часовой стрелке.
- 4) Окончательно доверните гайки на 45°±5° по часовой стрелке.
Внимание: Затяжка гайки осуществляется до точки, в которой наступает практическая деформация болта. Не затягивайте гайку сильнее, чем необходимо.
(7) После установки крышек 3 всех шатунов, проверьте следующее.
- 1) Боковой зазор нижней головки шатуна.
- 2) Выступание поршней из верхней части блока цилиндров.
Установка шатунного подшипника
Вкладыши 2 и 4 шатунного подшипника должны иметь надлежащую толщину пластины, которая соответствует разнице между внутренним диаметром нижней головки шатуна (при снятых вкладышах) и I наружным диаметром шатунной шейки коленчатого вала в сборе.
(Выбор по измерению)
(1) Измерьте внутренний диаметр нижней головки шатуна (со снятыми вкладышами 2, 4) и наружный диаметр шатунной шейки коленчатого вала
А: Точка измерения
Шатун: Одна точка в вертикальном направлении.
Коленчатый вал: Одна точка в любом направлении.
Внимание. Перед измерением внутреннего диаметра нижней головки шатуна, затяните гайку В моментом 49±5 Нм.
(2) Подберите вкладыши 2 и 4 шатунного подшипника соответствующей толщины по приведенной ниже таблице и установите их так, чтобы выступы С были расположены в правильном положении.
D: Положение цветной идентификационной метки (на боковой поверхности).
Внимание: При установке вкладышей 2 и 4 обеспечьте их правильное положение: верхний вкладыш 4 с отверстием Е для прохода масла и нижний вкладыш 2 без масляного отверстия. Будите осторожны, не перепутайте их местами.
Наружный диаметр шейки коленчатого вала | Внутренний диаметр нижней головки шатуна | Идентификационный цвет соответствующего шатунного подшипника (цифры в скобках указывают толщину вкладыша) |
53,980-53,988 | 58,010-58,019 мм | Нет (1,992-1,9996 мм) |
58,000-58,010 мм | Синий (1,998-1,992 мм) | |
53,971-53,980 | 58,010-58,019 мм | Желтый (1,996-2,000 мм) |
58,000-58,010 мм | Нет (1,992-1,9996 мм) |
(Выбор по идентификационному цвету)
Выберите подходящие шатунные вкладыши по идентификационной метке внутреннего диаметра, выштампованной на нижней головке каждого шатуна и соответствующей цветовой метке наружного диаметра на коленчатом валу *а, как показано в таблице.
F: Положение цветовой идентификационной метки
Идентификационная цветовая метка на коленчатом валу (в скобках обозначена метка) | Идентификационная цветовая метка на шатуне | Идентификационный цвет соответствующего шатунного подшипника |
Нет (1) | Нет | Синий |
Синий | Нет | |
Синий (2) | Нет | Нет |
Синий | Синий |
Наружный диаметр шатунной шейки коленчатого вала также определяется по идентификационным меткам ("1" или "2"), выштампованным в местах G, показанных на рисунке 4 метки соответствую’ номерам шеек, начиная с передней части двигателя.
Н: Положение цветной идентификационной метки наружного диаметра шатунной шейки коленчатого вала.