Головка блока цилиндров и механизм привода клапанов
Последовательность снятия: 1. Болт; 2. Топливная форсунка; 3. Кольцевая прокладка; 4. Уплотнительное кольцо форсунки; 5. Гайка; 6. Токовая шина; 7. Свеча накаливания; 8. Верхняя крышка распределительных шестерен; 9. Натяжитель; 10. Прокладка; 11 Болт (М10); 12. Болт крепления головки цилиндров (М12: длинный); 13. Болт крепления головки цилиндров (М12: короткий); 14. Шайба; 15. Головка блока цилиндров в сборе; 16. Прокладка головки цилиндров
Последовательность снятия: 17. Регулировочная шайба; 18. Сухарь; 19. Тарелка пружины клапана; 20. Пружина клапана; 21. Тарелка пружины клапана; 22. Маслосъемный колпачок; 23. Выпускной клапан; 24. Впускной клапан; 25. Направляющая втулка выпускного клапана; 26. Направляющая втулка впускного клапана; 27. Седло выпускного клапана; 28. Седло впускного клапана; 29. Заглушка (диаметром 35 мм); 30. Шпилька; 31. Штуцер системы охлаждения; 32. Головка блока цилиндров
Внимание
1. Болты крепления головки блока цилиндров 12, 13 затягиваются в зоне пластической деформации. Если болты имеют следы трехкратного применения, замените их.
2. Цепь привода ГРМ выскальзывает со своего места при ее снятии со звездочки привода распределительного вала. Если цепь сместилась, то снимите крышку распределительных шестерен в сборе и установите цепь на место.
3. Замените маслосъемный колпачок 22 на новый, при каждом снятии выпускного клапана 23 или впускного клапана 24.
Снятие головки цилиндров в сборе / прокладки головки цилиндров
Внимание. При снятии прокладки 16 головки цилиндров проявляйте осторожность, чтобы не поцарапать головку цилиндров в сборе 15, привалочную плоскость блока цилиндров в сборе крышку распределительных шестерен в сборе.
(1) Постепенно ослабьте болты крепления головки цилиндров строго в последовательности, показанной номерами на рисунке, а затем снимите их.
Внимание. Нанесите кернером метку G на головку болта крепления головки цилиндров 12, 13 при каждой затяжке болта. Замените болт, имеющий три метки (свидетельство трехкратного применения болта).
(2) Поднимите головку цилиндров в сборе вертикально вверх и снимите, одновременно удерживая звездочки *а распределительных валов в зацеплении с цепью привода ГРМ *b.
(3) После снятия головки цилиндров в сборе закрепите звездочку *а распределительных валов вместе с цепью привода ГРМ с помощью специального приспособления.
Составные части специального приспособления МН 06349 набор держателя звездочки распределительного вала.
А: Гайка; В: Шайба; С: Проставка; D: Регулировочная пластина; Е: Гайка; F: Болт; G: Болт
Снятие сухарей (Метод 1)
Используя специальные инструменты, снимите сухари 18 как показано на рисунке.
Составные части специального приспособления MD 998772 - Приспособление для сжатия пружин клапанов:
А: Барашковый болт; В: Скоба; С: Рукоятка; D: Гайка; Е: Болт; F: Винт с пазами; G: Планка; Н: Контргайка; J: Пружина натяжения; К: Подвижная гайка; L: Шайба; М: Стопорное кольцо; N: Держатель скобы
(1) Установите специальные инструменты на головку цилиндров 32 как показано на рисунке.
Р: Болт (М8х12,5 мм)
(2) Установите специальный инструмент MD 998772 на специальные инструменты MD 998784 как показано на рисунке.
Q: Шайба; R: Гайка (М6х1 мм)
(3) Переместите скобу В и подвижную гайку К в положение когда держатель скобы N будет упираться в тарелку пружины клапана 19 строго снизу, после чего закрепите детали барашковым болтом А.
Используйте гайки D для регулировки планки G в вертикальном направлении.
Примечание. Планка G должна находиться горизонтально.
(4) Вращая рукоятку С по часовой стрелке, нажмите на тарелку пружины клапана 19 и снимите сухари 18.
(Метод 2)
Используя специальные инструменты, сожмите пружину клапана и снимите сухари 18.
А: Защитная шайба
Снятие направляющей втулки выпускного клан направляющей втулки впускного клапана
Снимите направляющую втулку клапана 25, 26, используя специальный инструмент.
Снятие седла выпускного клапана / седла впускного клапана
Седла клапанов 27, 28 устанавливаются в расширенном состоянии. Механически обработайте заменяемое седло клапана с внутренней стороны для уменьшения толщины его стенок (удалите необходимое количество материала седла), затем снимите седло клапана при нормальной температуре.
F: Удаляйте материал седла здесь
Установка седла выпускного клапана / седла впускного клапана
(1) Измерьте диаметры J и Н установочных отверстий под седла клапанов в головке цилиндров 32 и подберите новое седло клапана большего (ремонтного) диаметра, обеспечивающее правильную установку седла клапана в головке цилиндров.
(2) Расточите установочное отверстие под седло клапана J, Н в головке цилиндров до соответствующего ремонтного (увеличенного) размера (внешнего диаметра и толщины) выбранного седла клапана.
Седло клапана ремонтного (увеличенного) размера | 0,30 | 0,60 |
J: Установочное отверстие под седло впускного клапана | 35,3-35,325 | 35,6-35,625 |
Н: Установочное отверстие под седло выпускного клапана | 33,3-33,325 | 33,6-33,625 |
(3) Погрузите седла клапанов 27 и 28 в охлаждающий аэрозоль (жидкий азот) и достаточно охладите.
(4) Используя специальные приспособления МН 063613, МН 063611 и МН 063612 запрессуйте седла клапанов 27 и 28 в установочные отверстия головки цилиндров 32 так, чтобы поверхность седла была заподлицо с привалочной плоскостью головки цилиндров.
Установка направляющей втулки выпускного клапана / направляющей втулки впускного клапана
(1) Измерьте диаметр установочных отверстий для направляющих втулок 25 и 26 клапанов в головке цилиндров 32 и выберите направляющую втулку клапана ремонтного (увеличенного) размера, обеспечивающую правильную установку направляющей втулки клапана в головке цилиндров.
(2) Расточите установочное отверстие А под направляющую втулку клапана в головке цилиндров до соответствующего ремонтного (увеличенного) размера (внешнего диаметра) выбранной направляющей втулки клапана.
Единицы измерения: мм.
Направляющая втулка ремонтного размера | 0,05 | 0,25 | 0,50 |
Диаметр установочного отверстия для направляющей втулки в головке цилиндров | 12,05-12,068 | 12,25-12,268 | 12,50-12,518 |
(3) Установите тарелку пружины клапана 21 в головку цилиндров 32, затем запрессуйте направляющую втулку клапана до специального инструмента в тарелку пружины клапана 21.
Внимание. Используйте специальный инструмент для правильной установки направляющих втулок клапанов на соответствующую глубину.
(4) Направляющие втулки выпускных клапанов 26 длиннее направляющих втулок впускных клапанов 25. Будьте внимательны, не перепутайте направляющие втулки впускных и выпускных клапанов.
Установка маслосъемного колпачка
(1) Нанесите тонкий слой моторного масла на выступ А маслосъемного колпачка 22 Установите маслосъемный колпачок 22 от руки так, чтобы его нижняя часть В касалась верхней поверхности направляющей втулки 25 или 26.
(2) Медленно запрессовывайте на маслосъемный колпачок 22 вертикально до упора специального инструмента в тарелку пружины клапана, установленную в головке цилиндров 32.
Установка пружины клапана
Установите пружину клапана 20 концом А окрашенным синей краской вверх.
Установка сухарей (Метод 1)
Используя специальные инструменты, установите сухари 18 как показано на рисунке.
Составные части специального приспособления MD 998772 - Приспособление для сжатия пружин клапанов.
А: Барашковый болт; В: Скоба; С: Рукоятка; D: Гайка; Е: Болт; F: Винт с пазами; G: Планка; Н: Контргайка; J: Пружина натяжения; К: Подвижная гайка; L: Шайба
(1) Установите специальные инструменты на головку цилиндров 32 как показано на рисунке.
Р: Болт (М8х12,5 мм)
(2) Установите специальный инструмент MD 998772 на специальные инструменты MD 998784 как показано на рисунке.
Q: Шайба; R: Гайка (М6х1 мм)
(3) Переместите скобу В и подвижную гайку К в положение держатель скобы N будет упираться в тарелку пружины на 19 строго снизу, после чего закрепите детали барашка болтом А.
Используйте гайки D для регулировки планки G в вертикальном направлении.
Примечание. Планка G должна находиться горизонтально.
(4) Вращая рукоятку С по часовой стрелке, нажмите на тарелку пружины клапана 19 и установите сухари 18.
(Метод 2)
Используя специальные инструменты, сожмите пружину клапана и установите сухари 18.
А: Защитная шайба
Установка прокладки головки блока цилиндров
Перед использованием прокладку головки цилиндров 16 необходимо выбирать Выберите требуемую прокладку следующим способом.
(1) При замене только прокладки головки цилиндров определите; блок цилиндров в сборе *d по его идентификационной метке "А", "В", "С" или "D", выштампованной на его верхней поверхности и выберите прокладку соответствующего этой метке размера.
(2) При замене также поршня и шатуна:
- 1) Измерьте величину выступания каждого поршня из верхней части блока цилиндров.
- 2) Выберите прокладку 16 с толщиной соответствующей наибольшему значению величины выступания поршня.
Примечание. Прокладки различаются по типам в соответствие с количеством выемок в области Е.
Единицы измерения, мм.
Величина выступания поршня из верхней части блока цилиндров | Прокладка головки цилиндров | ||
Максимальная величина выступания | Идентификационная метка на блоке цилиндров | Размерная группа | Толщина при затяжке |
-0,205 — -0,165 | А | А (1 выемка) | 0,66-0,74 |
-0,164 — -0,124 | В | В (2 выемки) | 0,71-0,79 |
-0,123 — -0,083 | С | С (3 выемки) | 0,76-0,84 |
-0,083 — -0,042 | D | D (4 выемки) | 0,81-0,89 |
Установка головки блока цилиндров в сборе
Внимание. Перед установкой болта крепления головки цилиндров 12, 13, проверьте количество выбитых на его головке меток G. (Болт можно использовать, если он имеет не более двух меток.) Количество меток соответствует числу затяжек болта методом пластической деформации. Если болт имеет три метки, замените его.
(1) Равномерно нанесите герметик на верхнюю часть Н сопряженных поверхностей (стык) передней крышки *с и прокладки головки блока цилиндров 16. Рекомендуемый герметик: TreeBond 1211 или аналогичный.
(2) Через три минуты после нанесения герметика установите головку цилиндров в сборе 15 вместе с поставленной прокладкой головки цилиндров 16 на блок цилиндров в сборе *d.
Внимание:
- 1. Перед нанесением герметика убедитесь, что поверхность Н чистая и на ней нет остатков смазки и др посторонних частиц.
- 2. Перед установкой головки цилиндров в сборе убедитесь, что герметик нанесен на указанные места.
- 3. Не запускайте двигатель, по меньшей мере, в течение 1 часа после установки головки цилиндров в сборе.
- 4. Если болты 11, 12, 13 крепления головки цилиндров были ослаблены или сняты после установки головки цилиндров, то снимите головку цилиндров и установите ее снова после нанесения свежего герметика.
(3) Затяните болты 12 и 13 крепления головки цилиндров (болт М12 от №1 до №18) и болты М10 11 в следующей последовательности:
- 1) Установите шайбу 14 на каждый болт 12,13 крепления головки цилиндров скругленной частью J вверх, как показано на рисунке.
- 2) Равномерно нанесите тонкий слой моторного масла на резьбовую часть каждого из болтов 12, 13 крепления головки цилиндров и затяните болты моментом 98±10 Нм в последовательности, показанной на рисунке.
- 3) Ослабьте затянутые болты крепления головки цилиндров в обратной последовательности и снова затяните их моментом 49±5 Нм в последовательности, показанной на рисунке.
- 4) Затем доверните (в направлении затяжки) болты крепления головки цилиндров на 90° в последовательности, показанной на рисунке.
- 5) В завершении, доверните болты крепления головки цилиндров еще 90°.
- 6) После того, как затяжка болтов 12, 13 завершена затяните болты 11 соответствующим моментом затяжки.
Установка прокладки / натяжителя
(1) Установите прокладку 10 на головку блока цилиндров в сборе 15 в направлении, показанном на рисунке.
Е: Поверхность нанесения герметика
(2) Поверните кулачок А, затем вставьте усилием руки плунжер в натяжитель цепи привода ГРМ 9 и зафиксируйте его крюком С. Затем установите натяжитель цепи привода ГРМ на место.
(3) После того, как натяжитель цепи привода ГРМ установлен, верните коленчатый вал двигателя по часовой стрелке.
Внимание:
- 1. При установке натяжителя цепи привода ГРМ 9 убедитесь, что плунжер В вставлен внутрь натяжителя, в противном случае цепь привода ГРМ *b будет натянута слишком сильно и может быть повреждена.
- 2. Натяжитель 9 удерживает цепь привода ГРМ *b натянутой посредством внутреннего храпового мехамизма. Если после установки натяжителя цепи привода ГРМ коленчатый вал двигателя прокручивается против часовой стрелки (вид спереди), то это приведет к натяжению плунжера В избыточным усилием, что может вызвать повреждение кулачка храпового механизма. Следовательно, никогда не прокручивайте коленчатый вал двигателя в обратном направлении (противнв часовой стрелки). Если коленчатый вал двигателя случайно провернулся в обратном направлении (против часовой стрелки), то снимите и снова установите натяжитель в соответствии с правильной процедурой установки.
Примечание. При прокручивании коленчатого вала в нормальном направлении (по часовой стрелке) после установки натяжителя.