Регулировка базовой частоты вращения холостого хода
Примечание. Номинальная частота вращения холостого хода отрегулирована на заводе-изготовителе винтом регулировки оборотов холостого хода (SAS) и, обычно, не требует дополнительной регулировки в процессе эксплуатации.
Если по ошибке заводская регулировка была нарушена, то может произойти значительное увеличение частоты вращения холостого хода либо ее падение при включении дополнительной нагрузки на двигатель (например, компрессора кондиционера). Если это происходит, то регулировка производится описанным ниже образом.
Перед регулировкой проверьте, что свечи зажигания, форсунки, регулятор оборотов холостого хода (ISC) исправны, и, что компрессия в цилиндрах лежит в диапазоне от номинального до предельно допустимого значения, и что разница компрессий между цилиндрами не превышает предельно допустимое значение.
Перед проверкой и регулировкой подготовьте автомобиль к проверке (прогрейте двигатель до нормальной температуры охлаждающей жидкости).
Подсоедините MUT-II к диагностическому разъему (16-контактному).
Примечание. При подсоединении MUT-II следует соединить с «массой» вывод диагностики.
Запустите двигатель и установите обороты холостого хода.
Выберите пункт №30 из меню «Actuator test» (Проверка исполнительных устройств) тестера MUT-II.
Примечание. Это удерживает серводвигатель регулятора оборотов холостого хода (ISC) на базовом режиме холостого хода, что и позволяет его отрегулировать.
Проверьте частоту вращения коленчатого вала на режиме холостого хода.
Номинальное значение: 750 ± 50 мин-1.
Примечание. На новом автомобиле (с пробегом не более 500 км) частота вращения холостого хода может быть меньше номинальной на 20–100 мин-1, но регулировка в этом случае не требуется.
Если на автомобиле с пробегом более 500 км двигатель глохнет или слишком низкая частота вращения холостого хода, то, вероятно, произошло отложение посторонних частиц на дроссельной заслонке, поэтому ее надо очистить.
Если частота вращения холостого хода отличается от номинальной, то отрегулируйте ее путем вращения винта регулировки оборотов холостого хода (SAS).
Примечание. Если частота вращения холостого хода выше номинальной даже при полностью завернутом винте регулировки оборотов холостого хода (SAS), то проверьте, повреждена ли краска на винте-упоре рычага дроссельной заслонки («Fixed SAS», т.е. проводилась ли ранее его регулировка). Если краска повреждена, то отрегулируйте положение винта-упора рычага дроссельной заслонки («Fixed SAS»).
Нажмите кнопку «С» (Clear) MUT-II, чтобы выйти из режима «Аctuator test» (режима принудительного управления исполнительными устройствами).
Примечание. Если режим «Аctuator test» не отменить, то принудительное управление исполнительными устройствами (сервоприводом регулятора оборотов холостого хода) будет продолжаться в течении 27 мин.
Поверните ключ зажигания в положение «OFF» («ВЫКЛ».)
Отсоедините MUT-II.
Заведите двигатель и дайте ему поработать на холостом ходу около 10 мин, после чего убедитесь, что работа двигателя на холостом ходу соответствует норме.
Проверка давления топлива
Для предотвращения разбрызгивания топлива стравите остаточное давление из линии высокого давления топлива.
Отсоедините фланец топливного шланга высокого давления от топливного коллектора.
Внимание! Накройте место соединения фланца шланга высокого давления с топливным коллектором ветошью, чтобы избежать разбрызгивания топлива из-за остаточного давления в линии высокого давления.
Отсоедините муфту и перепускной болт от специального инструмента (шланга переходника MD 998709) и вместо них подсоедините специальный инструмент (переходник шланга MD 998742). Закрутите манометр для измерения давления топлива в шланг переходника, собранный ранее. При этом обязательно установите подходящее уплотнительное кольцо (прокладку) между штуцером манометра и спец. инструментом, чтобы не допустить утечек топлива.
Установите специнструмент между топливным коллектором и фланцем топливного шланга высокого давления.
При помощи провода с разъемом «крокодил» соедините
положительную (+) клемму аккумуляторной батареи с выводом 2 контактного сервисного разъема топливного насоса, как показано на рисунке, включив тем самым последний. Проверьте (при наличии давления в линии высокого давления) отсутствие утечек топлива в местах соединений манометра и специальных инструментов.
Для остановки топливного насоса отсоедините провод с разъемом «крокодил» от аккумуляторной батареи.
Запустите двигатель и дайте ему поработать на холостом ходу.
Во время работы двигателя на холостом ходу измерьте давление топлива.
Номинальное значение: приблизительно 265 кПа при базовой частоте вращения холостого хода.
Отсоедините вакуумный шланг от регулятора давления топлива, прикройте его отверстие пальцем и измерьте давление.
Номинальное значение: 324–343 кПа при базовой частоте вращения холостого хода.
Проверьте, что давление топлива на режиме холостого хода не падает даже после нескольких нажатий на педаль акселератора.
Несколько раз подряд нажимая на педаль акселератора, слегка зажмите шланг возврата топлива пальцами, чтобы ощутить наличие давления топлива в шланге.
Примечание. Если расход топлива мал, то в шланге возврата топлива не будет ощущаться давления.
Примечание. Если какой-либо из результатов проверки давления топлива, не соответствуют норме, то произведите поиск неисправностей и устраните их в соответствии с нижеприведенной таблицей.
Заглушите двигатель и проверьте, есть ли изменения в показаниях манометра давления топлива.
Топливная система исправна, если давление в топливной магистрали не снижается в течение 2 мин. Если же давление падает, то произведите поиск неисправности и ее устранение в соответствие с таблицей.
Стравите остаточное давление в линии высокого давления топлива.
Отсоедините манометр и спец. инструмент от топливного коллектора.
Внимание! Накройте ветошью соединения фланца шланга и переходника, чтобы избежать разбрызгивания топлива вследствие наличия остаточного давления топлива в линии высокого давления.
Замените кольцевую уплотнительную прокладку на фланце шланга высокого давления на новую. Перед установкой обязательно смажьте кольцевую уплотнительную прокладку чистым моторным маслом.
Установите фланец трубки топливного шланга высокого давления в топливный коллектор и затяните болты крепления фланца указанным моментом.
Момент затяжки: 5 Н·м
Проверьте отсутствие утечек топлива.
Для включения топливного насоса соедините вывод сервисного разъема топливного насоса с «+» клеммой аккумуляторной батареи.
Проверьте отсутствие утечек в топливной магистрали, когда последняя находится под давлением.
Проверка цепи управляющего реле и реле топливного насоса
Проверка датчика температуры воздуха во впускном коллекторе
Отсоедините разъем датчика расхода воздуха.
Измерьте сопротивление между выводами 5 и 6.
Номинальное значение: 2,3–3,0 кОм (при 20°С); 0,30–0,42 кОм (при 80°С).
Измерьте сопротивление, нагревая датчик феном для сушки волос.
Исправное состояние
Если сопротивление не соответствует номинальному значению или оно не изменяется в зависимости от температуры, то замените датчик расхода воздуха.
Проверка датчика температуры охлаждающей жидкости
Снимите датчик температуры охлаждающей жидкости.
Внимание! При снятии и установке датчика не прикасайтесь инструментом к его разъему (пластиковая часть).
Опустите чувствительный элемент датчика в горячую воду и измерьте сопротивление.
Номинальное значение: 2,1–2,7 кОм (при 20°С); 0,26–0,36 кОм (при 80°С).
Если значение сопротивления значительно отличается от номинального, замените датчик.
Нанесите герметик на резьбу датчика.
Рекомендуемый герметик: ЗМ NUT Locking Part № 4171 или эквивалент
Установите на место датчик температуры охлаждающей жидкости и затяните его указанным моментом.
Номинальный момент затяжки: 30 Н·м.
Подсоедините разъем к датчику.
Проверка датчика положения дроссельной заслонки (TPS)
Отсоедините разъем датчика положения дроссельной заслонки. Измерьте сопротивление между выводами 1 и 4 разъема со стороны датчика.
Номинальное значение 3,5–6,5 кОм.
Измерьте сопротивление между выводом 2 и 4 разъема со стороны датчика.
Медленно открывайте дроссельную заслонку из полностью закрытого (холостой ход) положения в полностью открытое. Датчик исправен, если сопротивление плавно изменяется пропорционально углу открытия дроссельной заслонки.
Если сопротивление выходит из диапазона номинальных значений, либо изменяется не плавно, то замените датчик положения дроссельной заслонки.
Проверка датчика-выключателя полностью закрытого положения дроссельной заслонки
Отсоедините разъем датчика положения дроссельной заслонки.
Проверьте цепь между выводами 3 и 4 разъема со стороны датчика положения дроссельной заслонки.
Исправное состояние
В случае, если состояние цепей не соответствуют указанным выше, замените датчик положения дроссельной заслонки.
Примечание. После замены необходимо отрегулировать датчик положения заслонки и датчик-выключатель полностью закрытого положения дроссельной заслонки.
Проверка переднего кислородного датчика
Отсоедините разъем кислородного датчика и подсоедините к разъему со стороны датчика специальный инструмент (жгут тестовых проводов).
Проверьте, что цепь между выводом 3 и выводом 4 разъема кислородного датчика замкнута (сопротивление между выводами равно 4,5–8,0 Ом при 20°С).
В случае обрыва цепи замените кислородный датчик.
Прогрейте двигатель до температуры охлаждающей жидкости 80°С или выше.
При помощи проводов с разъемами «крокодил» подсоедините вывод 3 разъема кислородного датчика к «+» клемме аккумуляторной батареи, а вывод 4 – к «–» клемме батареи.
Внимание! Будьте очень внимательны при подсоединении проводов с разъемами «крокодил» к клеммам аккумуляторной батареи (не перепутайте полярность); неправильное подсоединение проводов может привести к повреждению кислородного датчика.
Подсоедините цифровой (электронный) вольтметр к выводам 1 и 2. Периодически нажимая на педаль акселератора, измерьте выходное напряжение кислородного датчика.
Номинальная величина
Если кислородный датчик неисправен, то замените его.
Проверка заднего кислородного датчика
Отсоедините разъем кислородного датчика и подсоедините к нему со стороны датчика специальный инструмент (жгут тестовых проводов).
Проверьте, что цепь между выводами 3 и 4 разъема кислородного датчика замкнута (сопротивление между выводами равно 11–18 Ом при 20°С).
В случае, если цепь разомкнута, замените кислородный датчик.
Примечание. Если MUT-II не показывает номинальные значения, хотя в ходе вышеупомянутой проверки цепей не было обнаружено неисправности, то замените кислородный датчик (задний).
Изменение сопротивления между выводами форсунок
Отсоедините разъем от форсунки.
Измерьте сопротивление между выводами.
Номинальное значение: 13–16 Ом (при 20°С).
Подсоедините разъем форсунки.
Проверка формы факела распыла форсунки и герметичность форсунки
В соответствии с нижеуказанной процедурой стравите остаточное давление из топливной магистрали, чтобы не допустить разбрызгивание топлива.
Снимите форсунку.
Соберите специальный инструмент (комплект для проверки форсунки), переходник, регулятор давления и зажимы, как показано на рисунке.
Подведите напряжение аккумуляторной батареи к выводу № 2 трехконтактного сервисного разъема топливного насоса, как показано на рисунке, и включите топливный насос.
Активируйте форсунку и проверьте качество распыла топлива из форсунки.
Состояние форсунки удовлетворительное, если форсунка дает нормальный распыл.
Отсоедините провода от выводов разъемов форсунки и проверьте герметичность (распылителя и запорной иглы) форсунки.
Норма: 1 капля или меньше в течение минуты
Подсоедините провода от клемм аккумулятора к выводам форсунки, не включая топливный насос. Затем, после прекращения распыла топлива из форсунки, отсоедините спец. инструмент, установите форсунку в исходное состояние.
Проверка сервопривода регулятора оборотов холостого хода (шагового электродвигателя; ISC) (проверка на наличие звука работающего шагового электродвигателя)
Проверьте, чтобы температура охлаждающей жидкости была 20°С или ниже.
Примечание. Также допускается отсоединить разъем датчика температуры охлаждающей жидкости и подсоединить к разъему со стороны жгута проводов другой датчик температуры охлаждающей жидкости, имеющий температуру 20°С. Отсоединение и подсоединение электрического разъема производите при выключенном зажигании).
Проверьте, слышен ли звук работающего шагового электродвигателя после того, как ключ был повернут зажигания в положение «ON» («ВКЛ»; не запуская двигатель).
Если звука работающего шагового электродвигателя не слышно, то проверьте цепи обмоток статора электродвигателя.
Если в цепях неисправности не обнаружено, то, вероятно, возникла неисправность в сервоприводе регулятора оборотов холостого хода (шаговом электродвигателе) или в электронном блоке управления двигателем.
Проверка сопротивлений обмоток
Отсоедините разъем регулятора оборотов холостого хода и подсоедините специальный инструмент (жгут тестовых проводов).
Измерьте сопротивление между выводом 2 (белый зажим) и выводом 1 (красный зажим), а затем и выводом 3 (голубой зажим) со стороны разъема регулятора оборотов холостого хода.
Номинальное значение: 28–33 Ом (при 20°С).
Измерьте сопротивление между выводом 5 (зеленый зажим) и выводом 6 (желтый зажим), а затем и выводом 4 (черный зажим) разъема регулятора оборотов холостого хода.
Номинальное значение: 28–33 Ом (при 20°С).