Дорожные испытания (road test)
Перед проведением дорожных испытаний убедитесь, что выполнены основные проверки, включающие проверку уровня и состояния рабочей жидкости вариатора и регулировку троса управления вариатором.
1. Поверните ключ замка зажигания из положения "OFF" (ВЫКЛ.) в положение "ON" (ВКЛ.) и проверьте исправность реле управления вариатором (наличие напряжения бортсети).
2. Когда ключ замка зажигания в положении "ON" (ВКЛ.) и двигатель не работает выполните следующие действия:
- а) (Модели с ручным режимом переключения передач) Переведите селектор вариатора в положения "R", "N", "D", "Ds". Проверьте исправность выключателя запрещения запуска (соответствие положения селектора и сигнала выключателя).
- б) (Модели без ручного режима переключения передач) Переведите селектор вариатора в положения "R", "N", "D", "Ds", "L". Проверьте исправность выключателя запрещения запуска (соответствие положения селектора и сигнала выключателя).
- в) Переведите селектор вариатора в положение "D" и убедитесь в том,что датчик выбора ручного режима в положении "OFF" (ВЫКЛ.), выключатель повышения передачи (UP) в положении "OFF" (ВЫКЛ.), выключатель понижения передачи (DOWN) в положении "OFF" (ВЫКЛ.).
- г) Переведите селектор вариатора в положение, соответствующее режиму ручного переключения и убедитесь в том, что датчик выбора ручного режима в положении "ON" (ВЫКЛ.), выключатель повышения передачи (UP) в положении "OFF" (ВЫКЛ), выключатель понижения передачи (DOWN) в положении "OFF" (ВЫКЛ.).
- д) Переведите селектор вариатора в положение, соответствующее повышению передачи в режиме ручного переключения и убедитесь в том, что датчик выбора ручного режима в положении "ON" (ВЫКЛ.), выключатель повышения передачи (UP) в положении "ON" (ВКЛ.), выключатель понижения передачи (DOWN) в положении "OFF" (ВЫКЛ.).
- е) Переведите селектор вариатора в положение, соответствующее повышению передачи в режиме ручного переключения и убедитесь в том, что датчик выбора ручного режима в положении "ON" (ВЫКЛ.), выключатель повышения передачи (UP) в положении "OFF" (ВЫКЛ.), выключатель понижения передачи (DOWN) в положении "ON" (ВКЛ.).
3. Когда ключ замка зажигания в положении "ON" (ВКЛ.), двигатель не работает и селектор вариатора в положении "Р" выполните следующие действия:
Проверьте исправность датчика положения дроссельной заслонки:
- - Когда педаль акселератора отпущена (900 - 1100 мВ).
- - При нажатии до половины хода (плавно возрастает от значения 900 мВ).
- - Когда педаль акселератора нажата полностью (4000 мВ).
4. Переведите селектор вариатора в положение "Р" или "N". Установите ключ замка зажигания в положение "START" (ПУСК) (двигатель не работает) и убедитесь, что запуск двигателя (прокрутка стартером коленчатого вала) возможен только в указанных положениях селектора.
5. Проедьте на автомобиле в течение 15 минут или больше, и проверьте исправность датчика температуры рабочей жидкости вариатора (температура рабочей жидкости вариатора плавно возрастает до 45-100°С).
6. Когда двигатель работает на холостом ходу и селектор вариатора в положении "Р" выполните следующие проверки:
Проверьте номинальные значения при не нажатой педали акселератора:
- - Частота вращения коленчатого вала: 600 - 800 об/мин.
- - Частота вращения вала турбины: 600 - 800 об/мин.
- - Давление в основной магистрали (по показаниям датчика давления в основной магистрали): 0,6-1,5 МПа.
- - Давление рабочей жидкости вариатора (по показаниям датчика рабочей жидкости вариатора): 0-0,6 МПа.
- - Передаточное число: 2,313.
- - Электромагнитный клапан управления давлением в основной магистрали: 70 - 90%.
7. Когда двигатель работает на холостом ходу выполните следующие проверки:
- а) При переводе селектора вариатора из положения "N" в "D" и из "N"
- в) "R" убедитесь в отсутствии неисправностей при начале движения (не должно быть резких толчков при переключении передачи, время включения передачи не должно превышать 2 секунд).
- б) При переводе селектора вариатора из положения "N" в "D" и из "N" в "R" убедитесь в исправности электромагнитного клапана управления давлением (муфта блокировки гидротрансформатора): 100% -> 0%.
- в) При переводе селектора вариатора из положения "N" в "D" проверьте муфту блокировки гидротрансформатора (обороты: менее 2040 об/мин).
8. Выполните проверки, когда селектор вариатора в положении "D":
- а) Автомобиль неподвижен (электромагнитный клапан муфты блокировки гидротрансформатора - 0 %) - автомобиль движется по ровной горизонтальной поверхности со скоростью не более 50 км/ч (электромагнитный клапан муфты блокировки гидротрансформатора - 35 %).
- б) При движении по ровной горизонтальной поверхности со скоростью не более 50 км/ч проверьте муфту блокировки гидротрансформатора (обороты: менее 40 об/мин).
- в) Проверьте электромагнитный клапан управления переключениями: при переводе селектора вариатора из положения "D" в "Ds", во время движения коэффициент заполнения уменьшается, а при переводе из положения "Ds" в "D" коэффициент заполнения возрастает.
Диаграмма работы вариатора без режима ручного переключения передач модели в кузове седан с 05.2001 г. с двигателем 4G15-GDI).
Диаграмма работы вариатора без режима ручного переключения передач (модели в кузове седан с 05.2001 г. с двигателем 4G93-MPI).
Диаграмма работы вариатора с режимом ручного переключения передач.
Проверка гидротрансформатора на полностью заторможенном автомобиле (stall test)
Схема вариатора. 1 - тормоз заднего хода, 2 - муфта переднего хода.
Целью данной проверки является измерение максимальной частоты вращения коленчатого вала двигателя при полностью заторможенном выходном вале вариатора на диапазонах "D" и "R". По величине её значения можно определить работоспособность обгонной муфты статора гидротрансформатора и проверить наличие пробуксовки во фрикционных элементах -муфтах и тормозах.
Примечание:
- - Во время данной проверки не позволяйте никому находиться спереди или сзади автомобиля.
- - Длительность каждой проверки не должна превышать пяти секунд.
- - Проверку следует проводить двум техникам: один должен наблюдать за колесами вне автомобиля, а второй проводить само испытание внутри автомобиля.
1. Измерение оборотов на полностью заторможенном автомобиле:
- а) Проверьте уровень и температуру рабочей жидкости в вариаторе, а также температуру охлаждающей жидкости двигателя. Рабочая жидкость в вариаторе должна быть прогрета до нормальной рабочей температуры (70-90°С). Уровень рабочей жидкости должен находиться в диапазоне "НОТ" щупа. Охлаждающая жидкость двигателя также должна быть прогрета до нормальной рабочей температуры (80-100°С).
- б) Установите упоры под задние колёса автомобиля.
- в) Затяните стояночный тормоз и нажмите на педаль тормоза до упора.
- г) Запустите двигатель.
- д) Переведите селектор в положение "D". Нажмите на педаль акселератора до упора. Быстро считайте показания тахометра и сравните их с номинальными значениями.
Внимание:
- Во время проведения данного теста не удерживайте педаль акселератора полностью нажатой дольше, чем необходимо для определения максимальной частоты вращения коленчатого вала двигателя или больше восьми секунд. - Если данный тест необходимо провести более одного раза, то после каждой проверки переведите селектор вариатора в положение "N" и дайте поработать двигателю на режиме 1000 об/мин для охлаждения рабочей жидкости в вариаторе между проверками.
Номинальное значение частоты вращения коленчатого вала двигателя при полностью заторможенном автомобиле (селектор в положении "D"):
- модели с двигателем 4G15 — 2100 - 2600 об/мин
- модели с двигателем 4G93 — 2200 - 2700 об/мин
е) Повторите тест при положении селектора в диапазоне "R".
Номинальное значение частоты вращения коленчатого вала двигателя при полностью заторможенном автомобиле. (селектор в положении "R"):
- модели с двигателем 4G15 — 1800-2300 об/мин
- модели с двигателем 4G93 — 1800-2300 об/мин
2. Анализ результатов проверки на полностью заторможенном автомобиле.
а) Если частота вращения коленчатого вала двигателя больше номинального значения, когда селектор в положении "D" или "R", то причиной может являться:
- неисправность блока электромагнитных клапанов;
- неисправность проводки или разъёма;
- неисправность электронного блока управления двигателем и вариатором.
б) Если частота вращения коленчатого вала двигателя больше номинального значения, когда селекторе положении "D", то причиной может являться:
- проскальзывание муфты переднего хода.
в) Если частота вращения коленчатого вала двигателя меньше номинального значения, когда селектор в положении "R", то причиной может являться:
- проскальзывание тормоза заднего хода.
г) Если частота вращения коленчатого вала двигателя меньше номинального значения, когда селектор в положении "D" или "R", то причиной может являться:
- - неисправность гидротрансформатора;
- - неисправность электронного блока управления двигателем.
Проверка давления в гидросистеме управления вариатором (гидравлический тест)
Примечание: проверка давления в гидросистеме управления вариатором является основной для определения причин неисправности вариатора. Перед её проведением выполните основные проверки и регулировки (проверьте уровень рабочей жидкости в вариаторе и её состояние и т.д.). Проверка давления в гидросистеме должна проводиться при нормальной температуре рабочей жидкости вариатора (70 - 80 °C).
1. Проверка давления в магистралях:
- а) Прогрейте жидкость вариатора до рабочей температуры (70 - 80°С).
- б) Установите упоры под задние колёса автомобиля.
- в) Затяните стояночный тормоз и нажмите на педаль тормоза до упора.
- г) Запустите двигатель.
- д) Подсоедините к соответствующему отверстию переходник, подсоедините трубки и манометр.
Примечание: при проверке давления используйте манометр с пределом измерения 3000 кПа.
- е) Убедитесь в соответствии полученных данных номинальным значениям (см. таблицу "Проверка номинальных давлений в гидросистеме управления вариатором").
Таблица. Проверка номинальных давлений в гидросистеме управления вариатором.
Примечание: - модели без режима ручного переключения передач.
Примечание: значения давления рабочей жидкости вариатора и давления в основной магистрали приводятся для справки.
2. Анализ результатов проверки давления в гидросистеме управления вариатором.
а) Высокое давление во всех магистралях может быть вызвано:
- ошибкой измерения давления.
б) Низкое давление во всех магистралях может быть вызвано:
- - неисправностью насоса рабочей жидкости;
- - неисправностью фильтра рабочей жидкости;
- - неисправностью охладителя рабочей жидкости;
- - неисправностью электромагнитного клапана;
- - неправильной установкой блока электромагнитных клапанов.
в) Несоответствующее техническим данным давление в магистрали муфты переднего хода (FWD) может быть вызвано:
- - неисправностью электромагнитного клапана ручного переключения передач;
- - неисправностью клапана управления давлением (муфта блокировки гидротрансформатора);
- - неисправностью электромагнитного клапана управления давлением (RED) муфты блокировки гидротрансформатора;
- - неисправностью электромагнитного клапана управления давлением (муфта блокировки гидротрансформатора);
- - засорением магистрали;
- - неправильной установкой блока электромагнитных клапанов.
г) Несоответствующее техническим данным давление в магистрали тормоза заднего хода (REV) может быть вызвано:
- - неисправностью электромагнитного клапана ручного переключения передач;
- - неисправностью клапана управления давлением (муфта блокировки гидротрансформатора);
- - неисправностью электромагнитного клапана управления давлением (RED) муфты блокировки гидротрансформатора;
- - неисправностью электромагнитного клапана управления давлением (муфта блокировки гидротрансформатора);
- - засорением магистрали;
- - неправильной установкой блока электромагнитных клапанов.
д) Несоответствующее техническим данным давление (RED) может быть вызвано:
- - неисправностью электромагнитного клапана управления давлением (RED);
- - засорением магистрали;
- - неправильной установкой блока электромагнитных клапанов.
е) Несоответствующее техническим данным давление в основной магистрали может быть вызвано:
- - засорением магистрали;
- - неисправностью электромагнитного клапана управления давлением (RED);
- - неправильной установкой блока электромагнитных клапанов.
ж) Несоответствующее техническим данным давление на выходе гидротрансформатора (DR) может быть вызвано:
- - неисправностью клапана управления муфтой блокировки гидротрансформатора;
- - неисправностью электромагнитного клапана управления муфтой блокировки гидротрансформатора;
- - неисправностью клапана управления давлением в гидротрансформаторе;
- - засорением магистрали;
- - неправильной установкой блока электромагнитных клапанов;
- - неисправностью гидротрансформатора.
з) Повышение давления в неисправном элементе может быть вызвано:
- - неисправностью электромагнитного клапана управления муфтой блокировки гидротрансформатора;
- - неисправностью электромагнитного клапана ручного переключения передач;
- - неправильной установкой блока электромагнитных клапанов.