Дорожные испытания (road test)
Перед проведением дорожных испытаний убедитесь, что выполнены основные проверки, включающие проверку уровня и состояния рабочей жидкости АКПП и регулировку троса управления АКПП.
1. Поверните ключ замка зажигания из положения "OFF" (ВЫКЛ.) в положение "ON" (ВКЛ.) и проверьте исправность реле управления АКПП (наличие напряжения бортсети).
2. Когда ключ замка зажигания в положении "ON" (ВКЛ.), двигатель не работает и селектор АКПП в положении "Р" выполните следующие действия:
а) Переведите селектор АКПП в положения "R", "N", "D", "3", "2", "L" Проверьте исправность выключателя запрещения запуска (соответствие положения селектора и сигнала выключателя).
б) Проверьте исправность датчика положения дроссельной заслонки:
- Когда педаль акселератора отпущена (535 - 735 мВ).
- При нажатии до половины хода (плавно возрастает от значения 535 мВ).
- Когда педаль акселератора нажата полностью (4500 - 5000 мВ).
3. Переведите селектор АКПП в положение "Р" или "N". Установите ключ замка зажигания в положение "START" (ПУСК) (двигатель не работает) и убедитесь, что запуск двигателя (прокрутка стартером коленчатого вала) возможен только в указанных положениях селектора.
4. Проедьте на автомобиле в течение 15 минут или больше, и проверьте исправность датчика температуры рабочей жидкости АКПП (температура рабочей жидкости АКПП плавно возрастает до 70 - 80°С).
5. Когда двигатель работает на холостом ходу и селектор АКПП в положении "N" выполните следующие проверки:
а) Когда выключатель кондиционера в положении "ON" (ВКЛ.) или "OFF" (ВЫКЛ.) проверьте исправность двойного выключателя по давлению хладагента.
Таблица. Проверка напряжения на выводах электронного блока управления двигателем и АКПП.
6) Проверьте датчик положения коленчатого вала и связь с электронным блоком управления двигателем когда педаль акселератора отпущена (показания тахометра соответствуют показаниям тестера) и нажата до половины хода (плавно возрастает).
в) При переводе селектора АКПП из положения "N" в "D" и из "N" в "R" убедитесь в отсутствии неисправностей при начале движения (не должно быть резких толчков при переключении передачи, время включения передачи не должно превышать 2 секунд).
6. Проверьте соответствие включаемых передач указанной скорости и проверьте состояние электромагнитных клапанов. Проверка выполняется на прямом горизонтальном участке дороги, начальное положение селектора: "N" (см. таблицу "Проверка электромагнитных клапанов АКПП при переключении передач"). Указанные далее условия должны соблюдаться в течение 10 секунд или дольше.
Проверка электромагнитных клапанов АКПП при переключении передач.
Диаграмма работы АКПП.
Отверстия для измерения давлений в магистралях гидросистемы управления АКПП. 2ND - тормоз второй передачи, UD - муфта понижающей передачи, LR - тормоз первой передачи и передачи заднего хода, DR - давление на выходе гидротрансформатора, DA - давление на входе гидротрансформатора, RV - муфта передачи заднего хода, 0D - муфта повышающей передачи.
а) Двигатель работает на холостом ходу (селектор в положении "L"; автомобиль заторможен).
б) Автомобиль движется с постоянной скоростью 10 км/ч (на 1-ой передаче).
в) Автомобиль движется с постоянной скоростью 20 км/ч (на 2-ой передаче).
г) Автомобиль движется с постоянной скоростью 40 км/ч (на 3-ой передаче).
д) Автомобиль движется с постоянной скоростью 50 км/ч (на 4-ой передаче).
7. При указанных в пункте 6 п.п. "а" и "д" условиях проверьте исправность датчика скорости автомобиля (0 км/ч и 50 км/ч соответственно).
8. При указанных в пункте 6 п.п. "г" условиях проверьте исправность датчика частоты вращения входного вала АКПП и датчика частоты вращения выходного вала АКПП (номинальное значение).
Номинальное значение — 1400 - 1700 об/мин
9. Выполните проверку, когда селектор АКПП в положении "D" и автомобиль движется по прямому горизонтальному участку дороги. Убедитесь в отсутствии неисправностей при переключении передач (например не включается передача или не переключается с одной передачи на другую) и отсутствии смещения моментов переключения передач. Используйте тестер для прекращения работы в режиме INVECS-II.
а) Разгоните автомобиль до 4-ой передачи при напряжении сигнала датчика положения дроссельной заслонки 1,5 В (дроссельная заслонка открыта на 25%).
б) Плавно затормозите до остановки автомобиля.
в) Разгоните автомобиль до 4-ой передачи при напряжении сигнала датчика положения дроссельной заслонки 2,5 В (дроссельная заслонка открыта на 50%).
г) Разгоните автомобиль с 1-ой до 4-ой передачи.
д) При движении на 4-й передаче со скоростью 45 км/ч переключитесь на 3-ю передачу (переведите селектор АКПП в положение "3").
е) При движении на 3-й передаче со скоростью 25 км/ч переключитесь на 2-ю передачу (переведите селектор АКПП в положение "2").
ж) При движении на 2-ой передаче со скоростью 15 км/ч переключитесь на 1-ю передачу (переведите селектор АКПП в положение "L").
Примечание:
- При проверке по пунктам "а", "б" и (в) считываемые величины должны соответствовать номинальному значению частоты вращения выходного вала АКПП (скорости движения автомобиля) и не должно ощущаться резких толчков.
- При проверке по пунктам "г", "д", "е" и "ж" переключение на понижающую передачу должно происходить немедленно после перевода селектора АКПП.
10. Переместите селектор АКПП из положения "N" в "R" и проверьте, что включена задняя передача. Когда автомобиль движется со скоростью 5 км/ч по прямому горизонтальному участку дороги проверьте, что отношение между величинами сигналов датчика частоты вращения входного вала АКПП и датчика частоты вращения выходного вала АКПП равно передаточному отношению при включенной передаче заднего хода.
Проверка на полностью заторможенном автомобиле (stall test)
Целью этой проверки является измерение максимальной частоты вращения коленчатого вала двигателя при полностью заторможенном выходном вал коробки передач на диапазонах "D" и "R". По величине этой частоты можно определить работоспособность обгонной муфты статора гидротрансформа тора, а также наличие пробуксовки а фрикционных муфтах и тормозе первой передачи и передачи заднего хода.
Внимание:
- Во время данной проверки не позволяйте никому находиться спереди или сзади автомобиля.
- Проверку следует проводит двум техникам: один должен наблюдать за колёсами вне автомобиля, а второй проводить само испытание внутри автомобиля.
- Длительность каждой проверки не должна превышать 5 секунд.
1. Измерение оборотов на полностью заторможенном автомобиле:
- а) Проверьте уровень и температуру рабочей жидкости в АКПП, а также температуру охлаждающей жидкости двигателя. Рабочая жидкость АКПП должна быть прогрета до нормальной рабочей температура (70 - 80°С). Уровень рабочей жидкости должен находиться в диапазоне "НОТ" щупа. Охлаждающая жидкость двигателя также должна быть прогрета до нормальной рабочей температуры (80 - 100°С).
- б) Установите упоры под задние колёса автомобиля.
- в) Затяните стояночный тормоз и нажмите на педаль тормоза до упора.
- г) Запустите двигатель.
- д) Переведите селектор в положение "D". Нажмите на педаль акселератора до упора. Быстро считайте показания тахометра и сравните их с номинальными значениями.
Внимание:
- Во время проведения данного теста не удерживайте педаль акселератора полностью нажатой дольше, чем необходимо для определения максимальной частоты вращения коленчатого вала двигателя или больше восьми секунд.
- Если данный тест необходимо провести более одного раза, то после каждой проверки переведите селектора АКПП в положение "N" и дайте поработать двигателю на режиме 1000 об/мин для охлаждения рабочей жидкости в АКПП между проверками.
Номинальное значение частоты вращения коленчатого вала двигателя при полностью заторможенном автомобиле (селектор в положении "D") — 2200 - 2700 об/мин
е) Повторите тест при положении селектора в диапазоне "R".
Номинальное значение частоты вращения коленчатого вала двигателя при полностью заторможенном автомобиле (селектор в положении "D") — 2200 - 2700 об/мин
2. Анализ результатов проверки на полностью заторможенном автомобиле.
а) Если частота вращения коленчатого вала двигателя больше номинального значения, когда селектор в положении "D" или "R", то причиной может являться:
- проскальзывание гидротрансформатора;
- низкое давление в основной магистрали;
- проскальзывание тормоза первой передачи и передачи заднего хода.
б) Если частота вращения коленчатого вала двигателя больше номинального значения, когда селектор в положении "D", то причиной может являться:
- проскальзывание муфты понижающей передачи.
в) Если частота вращения коленчатого вала двигателя меньше номинального значения, когда селектор в положении "R", то причиной может являться:
- проскальзывание муфты передачи заднего хода.
г) Если частота вращения коленчатого вала двигателя меньше номинального значения, когда селектор в положении "D" или "R", то причиной может являться:
- неисправность гидротрансформатора;
- неисправность электронного блока управления двигателем.
Расположение уплотнений АКПП.
Проверка давления в гидросистеме управления АКПП (гидравлический тест)
Примечание: проверка давления в гидросистеме управления АКПП является основной для определения причин неисправности АКПП. Перед её проведением выполните основные проверки и регулировки (проверьте уровень рабочей жидкости в вариаторе и её состояние и т.д.). Проверка давления в гидросистеме должна проводиться при нормальной температуре рабочей жидкости вариатора (70 - 80 °C).
1. Проверка давления в магистралях.
а) Прогрейте жидкость АКПП до рабочей температуры (70 - 80°С).
б) Установите упоры под задние колёса автомобиля.
в) Затяните стояночный тормоз и нажмите на педаль тормоза до упора.
г) Запустите двигатель.
д) Подсоедините к соответствующему отверстию переходник, подсоедините трубки и манометр.
Примечание: при проверке давления используйте манометр с пределом измерения 3000 кПа.
е) Убедитесь в соответствии полученных данных номинальным значениям (см. таблицу "Проверка номинальных давлений в гидросистеме управления АКПП").
Таблица. Проверка номинальных давлений в гидросистеме управления АКПП.
2. Анализ результатов проверки давления в гидросистеме управления вариатором.
а) Высокое давление во всех магистралях может быть вызвано:
- неисправностью регулятора давления.
б) Низкое давление во всех магистралях может быть вызвано:
- неисправностью насоса рабочей жидкости;
- неисправностью фильтра рабочей жидкости;
- неисправностью охладителя рабочей жидкости;
- неисправностью электромагнитного клапана;
- неисправностью уплотнительных колец;
- неправильной установкой каждого из электромагнитных клапанов.
- неправильной установкой блока электромагнитных клапанов.
в) Несоответствующее давление только на диапазоне "R" (задний ход) может быть вызвано:
- неисправностью переключающего клапана,
- неисправностью регулятора давления.
г) Несоответствующее давление только на 3-ей или 4-ой передаче может быть вызвано:
- неисправностью регулятора давления.
д) Несоответствующее давление только в магистрали муфты понижающей передачи (UD) может быть вызвано:
- дефектом сальника "К", "L" или "М",
- неисправностью электромагнитного клапана управления муфтой понижающей передачи,
- неисправностью клапана регулирования давления в магистрали муфты понижающей передачи, неисправностью шарикового клапана,
- засорением магистрали;
- неправильной установкой блока электромагнитных клапанов.
е) Несоответствующее давление только в магистрали муфты передачи заднего хода (RV) может быть вызвано:
- дефектом сальника "А", "В" или "С",
- неисправностью шарикового клапана,
- засорением магистрали;
- неправильной установкой блока электромагнитных клапанов.
ж) Несоответствующее давление только в магистрали муфты повышающей передачи (OD) может быть вызвано:
- дефектом сальника "D", "Е" или "F"
- неисправностью электромагнит-него клапана управления муфтой повышающей передачи,
- неисправностью клапана регулирования давления в магистрали муфты повышающей передачи,
- неисправностью шарикового клапана,
- засорением магистрали;
- неправильной установкой блока электромагнитных клапанов.
з) Несоответствующее давление; только в магистрали тормоза первой передачи и передачи заднего хода (LR) может быть вызвано:
- дефектом сальника "1" или "J",
- неисправностью электромагнитного клапана управления тормозом первой передачи и передачи заднего хода,
- неисправностью клапана регулирования давления в магистрали тормоза первой передачи и передачи заднего хода,
- неисправностью переключающего клапана,
- неисправностью шарикового клапана,
- неисправностью клапана "А" аварийного режима работы,
- засорением магистрали;
- неправильной установкой блока электромагнитных клапанов.
и) Несоответствующее давление только в магистрали тормоза второй gередачи (2ND) может быть, вызвано:
- дефектом сальника "G", "Н" или "O",
- неисправностью электромагнитного клапана управления тормозом второй передачи,
- неисправностью клапана регулирования давления в магистрали тормоза второй передачи,
- неисправностью клапана "В" аварийного режима работы,
- засорением магистрали;
- неправильной установкой блока электромагнитных клапанов.
к) Несоответствующее давление только в магистрали подпитки гидротрансформатора (DR) может быть вызвано:
- неисправностью охладителя рабочей жидкости АКПП,
- неисправностью сальника "N",
- неисправностью клапана регулирования давления в магистрали муфты блокировки гидротрансформатора,
- засорением магистрали;
- неправильной установкой блока электромагнитных клапанов.
л) Несоответствующее давление только в магистрали подпитки гидротрансформатора (DR) может быть вызвано:
- неправильной регулировкой троса управления АКПП;
- неисправностью электромагнитного клапана ручного выбора диапазона;
- неправильной установкой блока электромагнитных клапанов.
Схема гидравлической части системы управления АКПП. 1 - муфта блокировки гидротрансформатора, 2 - муфта передачи заднего хода, 3 - тормоз первой передачи и передачи заднего хода, 4 - тормоз второй передачи, 5 - муфта понижающей передачи, 6 - муфта повышающей передачи, 7 - шариковый клапан, 8 - гидроаккумулятор, 9 - клапан "А" аварийного режима работы, 10 - клапан "В" аварийного режима работы, 11 - переключающий клапан, 12 - клапан управления муфтой блокировки гидротрансформатора, 13 - электромагнитный клапан управления муфтой блокировки гидротрансформатора, 14 - клапан регулирования давления в магистрали муфты первой передачи и передачи заднего хода, 15 - электромагнитный клапан управления тормозом первой передачи и передачи заднего хода, 16 - клапан регулирования давления в магистрали тормоза второй передачи, 17 - электромагнитный клапан управления тормозом второй передачи, 18 - клапан регулирования давления в магистрали муфты понижающей передачи, 19 - электромагнитный клапан управления муфтой понижающей передачи, 20 - клапан регулирования давления в магистрали муфты повышающей передачи, 21 - электромагнитный клапан управления муфтой повышающей передачи, 22 - клапан ручного выбора диапазона, 23 - регулятор давления, 24 - клапан регулирования давления в гидротрансформаторе, 25 - масляный фильтр, 26 - масляный поддон, 27 - насос рабочей жидкости вариатора, 28 - предохранительный клапан, 29 - фильтр сетчатый, 30 - магистраль системы смазки.
Регулировка давления в основной магистрали
1. Слейте рабочую жидкость из автоматической коробки передач и снимите крышку блока управляющих электромагнитных клапанов.
2. Поверните регулировочный винт регулятора давления и отрегулируйте давление в магистрали муфты понижающей передачи (UD) так, чтобы оно соответствовало номинальному значению. При повороте регулировочного винта регулятора давления по часовой стрелке давление в магистрали уменьшается, а повороте против часовой стрелки - увеличивается.
Номинальное значение — 1010 - 1050 кПа
Внимание: при повороте регулировочного винта на 1 оборот давление рабочей жидкости в гидросистеме АКПП изменяется на 35 кПа.
3. Установите крышку блока управляющих электромагнитных клапанов на место.
4. Залейте рабочую жидкость в АКПП.
5. Выполните проверку давления в гидросистеме управления АКПП. При необходимости повторите регулировку давления.