Поиск неисправностей АКПП
Примечание:
- Неисправности автоматической КПП могут быть вызваны неправильным техническим обслуживанием, неправильной регулировкой или неисправностью электронной системы управления АКПП, механической неисправностью КПП, неисправностью гидросистемы управления АКПП, недостаточной мощностью двигателя или комбинацией данных неисправностей. Поэтому перед началом проверки необходимо определить область возникновения неисправности (двигатель, система управления или коробка передач).
- Поиск неисправностей должен начинаться с простейших операций и продолжаться в порядке нарастания сложности.
1. Проверьте наличие признаков неисправностей АКПП и условия, при которых они возникают.
2. Считайте диагностические коды неисправностей. Запишите коды неисправностей, а затем удалите коды из памяти электронного блока управления АКПП.
3. Выполните основные проверки и регулировки (проверка давления в шинах, проверка уровня и состояния рабочей жидкости (ATF) в АКПП, проверка механизма управления АКПП и т.д.), для которых отклонение от нормы может быть легко определено.
Примечание: анализ результатов проверки уровня рабочей жидкости:
- Если уровень рабочей жидкости в АКПП ниже нормального, то масляный насос будет захватывать рабочую жидкость вместе с воздухом, что приведет к различным неисправностям. Пузырьки воздуха, попавшие в гидросистему АКПП, являются причиной вспенивания рабочей жидкости. Это станет причиной неустойчивого давления а гидросистеме, что в свою очередь приведет к запаздыванию при переключении передач (позднее включение передач) и пробуксовке муфт или тормозов и т.д.
- − Если уровень рабочей жидкости больше нормального, то за счёт вращения шестерён планетарных механизмов возникнет обильное пенообразование рабочей жидкости, что в результате приведет к таким же последствиям, как и в случае низкого уровня рабочей жидкости, и станет причиной преждевременного ухудшения состояния рабочей жидкости АКПП.
- В обоих случаях воздушные пузырьки являются причиной перегрева, окисления рабочей жидкости и отложения лака, который выводит из строя клапаны, муфты и исполнительные механизмы. Вспенивание также приводит к выбросу рабочей жидкости через сапун картера АКПП, что ошибочно принимают за утечки.
4. Выполните дорожные испытания для определения необходимости дальнейшей диагностики АКПП.
а) Проверьте правильность переключения передач. Проверьте электрическую часть системы управления, если переключение передач соответствует норме.
б) Убедитесь, что неисправность относится только к КПП. При наличии шума или вибрации возможными источниками могут быть компрессор, двигатель, карданный вал (модели 4WD), и т.д.
5. Считайте диагностические коды неисправностей.
а) Если коды неисправностей выводятся при наличии признака неисправности, то обратитесь к подразделу "Диагностические коды и вероятные причины неисправностей".
6) При наличии признака неисправности (коды неисправности отсутствуют) или при отсутствии признака неисправности необходимо проверить наличие кодов неисправностей, считанных до дорожных испытаний. Если коды неисправностей выводятся, то обратитесь к подразделу "Диагностические коды и вероятные причины неисправностей", если коды неисправностей не выводятся, то обратитесь к подразделу "Поиск неисправностей по их признакам".
6. Если возможной причиной является неисправность в электронной системе управления АКПП, то с помощью тестера или осциллографа проверьте входные и выходные сигналы электронного блока управления АКПП.
а) Если присутствуют некорректные входные и выходные сигналы электронного блока управления АКПП, то проверьте электропроводку по соответствующей электросхеме.
б) Если при проверке электропроводки неисправности не обнаружено, то проверьте отдельные компоненты системы.
7. Если сигналы электронной системы управления в норме или если возможной причиной является неисправность в гидросистеме управления АКПП, то проверьте давление в гидросистеме управления АКПП (гидравлический тест). Если состояние гидравлической системы отличается от нормального, то выполните соответствующие проверки и регулировки подраздела "Поиск неисправностей по величинам давлений в гидросистеме управления АКПП".
8. Если давление в гидросистеме управления АКПП соответствует норме или если возможной причиной является неисправность в основной системе АКПП (механическая часть), то выполните проверку двигателя и гидротрансформатора при полностью заторможенном автомобиле (stall test), определите неисправную деталь и произведите необходимый капитальный ремонт.
9. После завершения ремонта выполните дорожные испытания и убедитесь, что неисправность устранена.
Индикатор диапазона "N"
1. Если индикатор диапазона "N" мигает с частотой 1 раз в секунду (1 Гц), то это означает, что системой самодиагностики обнаружена неисправность.
2. В этом случае необходимо проверить диагностические коды неисправностей.
Внимание: если индикатор диапазона "N" мигает с частотой 2 раза в секунду (2 Гц), то это говорит о повышенной температуре рабочей жидкости в АКПП, поэтому остановите автомобиль в безопасном месте и дайте поработать двигателю на холостом ходу, пока не погаснет индикатор.
Считывание диагностических кодов неисправностей
Примечание: для идентификации кодов неисправностей используйте таблицу "Коды неисправностей системы управления АКПП".
1. Подготовьте автомобиль к проверке следующим образом.
а) Убедитесь в исправном состоянии аккумуляторной батареи, так как определение неисправности невозможно при низком напряжении аккумуляторной батареи.
б) Выключите всё дополнительное оборудование.
в) Установите селектор АКПП в положение "N".
Внимание: не отсоединяйте аккумуляторную батарею до полного считывания результатов диагностирования, так как код неисправности будет удален из памяти электронного блока управления при отсоединении аккумуляторной батареи или разъема электронного блока управления.
2. Переведите ключ замка зажигания в положение "OFF" (ВЫКЛ).
3. При проверке с помощью тестера:
а) Подсоедините тестер к диагностическому разъёму под панелью приборов.
Внимание: при подсоединении или отсоединении тестера "зажигание" должно быть выключено (ключ замка зажигания в положении "OFF" (ВЫКЛ)).
б) Включите зажигание и выберите на тестере режим проверки системы управления АКПП.
4. Считывание кодов без использования тестера (с помощью индикатора диапазона "N").
а) Для соединения с "массой" используйте специальное приспособление.
б) Включите зажигание и выполните считывание кодов неисправностей, наблюдая за количеством миганий индикатора диапазона "N" на комбинации приборов.
Примечание:
- Код неисправности состоит из двух цифр, первая цифра определяется по первоначальной серии вспышек, затем после паузы в 2 секунды, следует вторая серия вспышек, которая соответствует второй цифре кода.
- Если кодов неисправности два или более, то первым будет высвечиваться наименьший код, а затем остальные в порядке возрастания. Между кодами будет 3-секундная пауза.
- На рисунке показан-пример вывода кодов "13" и "33".
в) Если неисправность отсутствует, то индикатор будет мигать с интервалом 0,5 секунд (код нормального состояния).
5. После завершения проверки переведите ключ замка зажигания в положение "OFF" (ВЫКЛ) и затем отсоедините тестер или специальные приспособления от диагностического разъёма.
Удаление диагностических кодов неисправностей
1. Поверните ключ замка зажигания в положение "OFF" (ВЫКЛ).
2. Если используется тестер, то подсоедините его к диагностическому разъему и сотрите коды.
3. Если тестер не используется, то отсоедините провод от отрицательной клеммы аккумуляторной батареи на 10 секунд или больше.
Внимание: после отсоединения провода от отрицательной клеммы аккумуляторной батареи будет утрачено содержимое памяти электронных блоков управления других систем.
4. После прогрева двигателя дайте ему поработать на холостом ходу не менее 15 минут.
Поиск неисправностей по их признакам
Внимание:
- - Неисправности АКПП могут быть вызваны неисправностью систем двигателя, неправильной регулировкой или внутренней неисправностью электронной или гидравлической систем управления КПП, механической неисправностью КПП. Поэтому ВСЕГДА начинайте диагностику с проверки уровня и состояния рабочей жидкости в АКПП и регулировки тросов управления.
- - Под проверкой систем двигателя подразумевается проверка системы управления двигателем, системы зажигания, топливной системы, а также самого двигателя.
- - Под проверкой деталей картера КПП подразумевается проверка муфт, тормозов, внутренних шестерен КПП.
- - При проверке блока управляющих клапанов обратите внимание на моменты затяжки болтов, повреждение или смещение со своих мест уплотнительных колец, клапанов и их втулок. Если возникшие повреждения исправить невозможно, то замените блок управляющих клапанов в сборе.
- Проверяйте гидротрансформатор на предмет правильности установки (отсутствие перекоса и т.п.) и повреждение шлицов. В случае, если шлицы повреждены и ремонт невозможен, то замените гидротрансформатор.
Нет связи с тестером
Невозможно установить связь с тестером.
Возможные причины неисправности:
- - неисправность линии диагностики,
- - неисправность проводки или разъёма,
- - неисправность тестера,
- - неисправность электронного блока управления двигателем и АКПП.
Невозможен запуск двигателя
Невозможен запуск двигателя, когда селектор АКПП находиться в положении "Р" или "N".
Возможные причины неисправности:
- - неисправность, выключателя запрещения запуска,
- - неисправность в системах двигателя,
- - неисправность гидротрансформатора,
- - неисправность электронного блока управления двигателем и АКПП, - неисправность масляного насоса.
Невозможно движение вперёд
При переводе селектора АКПП из положения "N" в "D", "3", "2", "L" автомобиль не едет вперёд (при двигателе, работающем на холостом ходу).
Возможные причины неисправности:
- - несоответствующее давление в основной магистрали,
- - неисправность электромагнитного клапана управления муфтой понижающей передачи,
- - неисправность муфты понижающей передачи,
- - неисправность блока управляющих электромагнитных клапанов,
- - неисправность электронного блока управления двигателем и АКПП.
Невозможно движение на передаче заднего хода
При переводе селектора АКПП из "N" в "R" автомобиль не едет назад (при двигателе, работающем на холостом ходу).
Возможные причины неисправности:
- - несоответствующее давление в магистрали муфты передачи заднего хода,
- - несоответствующее давление в магистрали тормоза первой передачи и передачи заднего хода,
- - неисправность электромагнитного клапана тормоза первой передачи и передачи заднего хода,
- - неисправность муфты передачи заднего хода,
- - неисправность тормоза первой передачи и передачи заднего хода, - неисправность блока управляющих клапанов,
- - неисправность электронного блока управления двигателем и АКПП.
Невозможно движение вперёд и на передаче заднего хода
При переводе селектора АКПП из "N' в любое другое положение автомобиль не едет (при двигателе, работающем на холостом ходу).
Возможные причины неисправности:
- несоответствующее давление в основной магистрали, - неисправность механической части АКПП,
- - неисправность масляного насоса, - неисправность блока управляющих клапанов,
- неисправность электронного блока управления двигателем и АКПП.
Двигатель глохнет при переводе селектора в положение движения ("N" ->"D" или "N" —>"R")
При переводе селектора АКПП из "N" в "R" или "D" автомобиль не едет (при двигателе, работающем на холостом ходу).
Возможные причины неисправности:
- а) неисправность в системах двигателя,
- в) неисправность блока управляющих электромагнитных клапанов,
- г) неисправность муфты блокировки гидротрансформатора.
Большое время переключения только при движении вперед
Наблюдаются толчки или задержка включения передач при переводе селектора АКПП из "N" в "D" составляет 2 секунды или более (при двигателе, работающем на холостом ходу).
Возможные причины неисправности:
- несоответствующее давление в магистрали муфты понижающей передачи,
- неисправность электромагнитного клапана управления муфтой понижающей передачи,
- неисправность муфты понижающей передачи,
- неисправность блока управляющих клапанов,
- неисправность датчика положения дроссельной заслонки,
- неисправность электронного блока управления двигателем и АКПП.
Большое время переключения только при движении на передаче заднего хода
Наблюдаются толчки или задержка включения передач при переводе селектора АКПП из "N" в "R" составляет 2 секунды или более (при двигателе, работающем на холостом ходу).
Возможные причины неисправности:
- - несоответствующее давление в магистрали муфты передачи заднего хода,
- несоответствующее давление в магистрали тормоза первой передачи и передачи заднего хода, - неисправность электромагнитного клапана управления тормозом первой передачи и передачи заднего хода,
- неисправность муфты передачи заднего хода,
- - неисправность тормоза первой передачи и передачи заднего хода. - неисправность блока управляющих клапанов,
- - неисправность датчика-выключателя полностью закрытого положения дроссельной заслонки, - неисправность электронного блока управления двигателем и АКПП.
Таблица. Коды неисправностей системы управления АКПП.
Большое время переключения при движении вперед и на передаче заднего хода
Наблюдаются толчки или задержка включения передач при переводе селектора АКПП из "N" в "R". Или из "N" в "D" составляет 2 секунды или более (при двигателе, работающем на холостом ходу).
Возможные причины неисправности:
- несоответствующее давление в основной магистрали,
- - неисправность масляного насоса, - неисправность блока управляющих клапанов,
- - неисправность электронного блока управления двигателем и АКПП.
При переключении передач ощущаются сильные удары (толчки)
Каждое повышающее или понижающее переключение сопровождается толчками (ударами), при попытке увеличения скорости ощущается недостаток связи (взаимодействия) между двигателем и АКПП.
Возможные причины неисправности:
- - несоответствующее давление в основной магистрали,
- - неисправность электромагнитных клапанов,
- - неисправность масляного насоса, - неисправность блока управляющих клапанов,
- - неисправность тормозов и муфт, - неисправность электронного блока управления двигателем и АКПП.
Неправильные моменты переключения всех передач
При движении автомобиля все моменты переключения передач смещены.
Возможные причины неисправности:
- - неисправность генератора импульсов "В" (датчика частоты вращения выходного вала АКПП), - неисправность датчика положения дроссельной заслонки,
- - неисправность электромагнитных клапанов,
- - несоответствующее давление в основной магистрали,
- - неисправность блока управляющих электромагнитных клапанов,
- - неисправность электронного блока управления АКПП.
Неправильные моменты переключения некоторых передач
При движении автомобиля некоторые моменты переключения передач смещены. Это не является неисправностью при переходе из одного режима работы на другой.
Возможные причины неисправности:
- - неисправность блока управляющих электромагнитных клапанов,
- - неисправность электронного блока управления АКПП.
Не переключается передача, нет диагностических кодов неисправности
Во время движения не происходит переключение передач, и отсутствуют диагностические коды неисправностей.
Причины неисправности:
- - неисправность выключателя блокировки стартера.
- - неисправность электронного блока управления АКПП.
Плохой разгон (приёмистость) только при движении вперёд
Во время движения не наблюдается ускорения или замедления движения.
Возможные причины неисправности:
- неисправность в системах двигателя,
- - неисправность муфт и тормозов, - неисправность электронного блока управления АКПП.
Вибрация
Во время движения с постоянной скоростью, ускорения или замедления возникает вибрация.
Возможные причины неисправности:
- - неисправность в системах двигателя,
- - неисправность гидротрансформатора,
- - неисправность блока управляющих электромагнитных клапанов,
- - неисправность электронного блока управления АКПП.
Дефект выключателя запрещения запуска или его цепи
Возможные причины неисправности:
- - неисправность выключателя запрещения запуска,
- - неисправность замка зажигания,
- - неисправность разъемов или проводки,
- - неисправность электронного блока управления АКПП.
Дефект датчика скорости автомобиля или его цепи
Возможные причины неисправности:
- - Неисправность датчика частоты вращения выходного вала АКПП.
- - Неисправность комбинации приборов.
- - Неисправность разъемов или проводки.
- - Неисправность электронного блока управления двигателем и АКПП.
Дефект двойного выключателя по давлению хладагента или его цепи
Возможные причины неисправности:
- - Неисправность двойного выключателя по давлению хладагента.
- - Неисправность разъемов или проводки.
- - Неисправность электронного блока управления двигателем и АКПП.
Проверки на разъёме электронного блока управления двигателем и АКПП
Примечание:
- - Если обнаружено какое-либо отклонение от номинального значения, то проверьте соответствующий датчик, привод и провода.
- - После ремонта или замены узла произведите повторную проверку, чтобы убедиться в устранении неисправности.
- - Руководствуйтесь таблицей "Проверка напряжения на выводах электронного блока управления АКПП"
1. Отсоедините разъём блока управления и подсоедините жгут тестовых проводов между разъёмами или используйте игольчатые пробники вольтметра для проверки в разъеме со стороны жгута проводов.
Внимание: короткое замыкание пробника "плюса" вольтметра, соединенного с выводом разъема, на "массу" может вызвать повреждение электропроводки, датчика, электронного блока управления, либо всех перечисленных элементов.
2. При подсоединенном разъёме блока управления измерьте напряжение между выводами "массы" блока управления и каждым соответствующим выводом разъёма блока.