Снятие и разборка
Снятие деталей производится в порядке номеров, указанном на рисунке "Снятие поршня и шатуна ".
Примечание: операция по снятию поршневого пальца приведена в подразделе "Ремонт".
Снятие поршня и шатуна. 1 - гайка, 2 - нижняя крышка шатуна, 3 - нижний вкладыш шатунного подшипника, 4 - поршень, шатун в сборе, 5 - верхний вкладыш шатунного подшипника, 6 - компрессионное кольцо №1, 7 - компрессионное кольцо №2, 8 - маслосъемное кольцо, 9 - поршневой палец, 10 - поршень, 11 - шатун, 12 - болт.
При снятии деталей обратите внимание на операцию по снятию крышки шатуна.
а) Отверните гайку, снимите крышку шатуна и извлеките поршень и шатун из цилиндра.
Внимание: будьте осторожны при снятии поршня с шатуном в сборе, не заденьте шатуном за поверхность цилиндра и шейку коленчатого вала.
б) Нанесите номер цилиндра на боковую поверхность шатуна для облегчения последующей сборки.
в) Разложите снятые детали (шатуны, поршни, вкладыши и др.) в порядке их соответствия номерам цилиндров.
Проверка
Поршень и поршневой палец
Внимание: поршень и поршневой палец необходимо заменять как комплект.
1. Замените поршень при наличии на его поверхностях царапин или задиров (особенно на упорных поверхностях). Замените поршень при наличии трещин.
2. Попытайтесь вставить поршневой палец в отверстие поршня усилием большого пальца. При этом должно чувствоваться сопротивление. Замените палец, если он легко входит в отверстие или имеется значительный люфт.
Поршневые кольца
Внимание: если поршень заменяется новым, то поршневые кольца также необходимо заменить новыми.
1. Проверьте поршневые кольца на отсутствие повреждений, изломов или значительный износ.
2. Измерьте зазор между поршневым кольцом и канавкой поршня. Если зазор превышает допустимую величину, то замените кольцо, или поршень, или обе детали.
Примечание:
- Перед выполнением измерений удалите отложения нагара из всех канавок поршня.
- Измерение зазора между кольцом и канавкой поршня выполните по всей окружности кольца
Зазор между компрессионным кольцом и канавкой под него:
Номинальное значение:
- Кольцо №1 — 0,03 - 0,07
- Кольцо №2 — 0,02-0,06
- Предельно допустимое — 0,1 мм
3. Установите поршневое кольцо в отверстие цилиндра. Переместите кольцо поршнем, как показано на рисунке, это позволит кольцу встать под прямым углом к образующей стенки цилиндра. Затем измерьте зазор в замке кольца, и если зазор больше допустимого значения (см. таблицу), то замените кольцо.
Вкладыши шатунных подшипников
1. Проверка состояния вкладышей шатунного подшипника.
а) Визуально проверьте состояние поверхности вкладыша шатунного подшипника (неравномерный контакт, полос, царапин, задиры и др.). В случае очевидного наличия дефектов замените вкладыши шатунного подшипника.
б) Если дефекты (полосы и задиры) значительны, то проверьте соответствующие шейки коленчатого вала. Если имеются дефекты на шейках коленчатого вала, то замените коленчатый вал.
2. Проверка зазора в шатунном подшипнике.
а) Измерьте внутренний диаметр шатунного подшипника и наружный диаметр шатунной шейки коленчатого вала, затем определите зазор в шатунном подшипнике.
Примечание: для измерения зазора в шатунном подшипнике можно использовать пластиковый калибр.
Номинальный наружный диаметр шатунной шейки коленчатого вала:
- Двигатель 4G15 — 42,0 мм
- Двигатель 4G93 — 45,0 мм
Зазор в шатунном подшипнике:
- Номинальный — 0,02 - 0,05 мм
- Предельно допустимый — 0,10 мм
Таблица. Проверка зазора в замке поршневого кольца.
б) Если масляный зазор превышает предельно допустимое значение, то замените, если необходимо, вкладыши шатунного подшипника, или коленчатый вал, или обе детали.
3. Измерение зазора в шатунном подшипнике методом пластикового калибра.
а) Очистите от масла и загрязнений шейки коленчатого вала и вкладыши,
б) Отрежьте кусок пластикового калибра длиной, равной ширине вкладыша, и поместите его параллельно оси шейки вала в стороне от отверстия для прохода масла.
в) Установите вкладыш и крышку шатуна и затяните гайки.
Внимание:
.
- Выполните процедуру затяжки гаек крепления крышки шатуна в соответствии со специальной операцией а подразделе "Сборка и установка".
- Не поворачивайте коленчатый вал во время процедуры измерений зазора
г) Снимите крышку шатуна и по шкале, отпечатанной на упаковке калибров, определите зазор в подшипнике.
Если калибр на шейке вала.
Если калибр на крышке подшипника вала.
Шатун
1. Установите поршневой палец в шатун, если он был снят.
2. С помощью специального прибора для проверки шатуна "С" и плоского щупа проверьте изгиб и скручивание шатуна, как показано на рисунке.
Предельно допустимое значение (на 100 мм длины):
- изгиб — 0,05 мм
- скручивание — 0,10 мм
Внимание:
- Установите шатун в специальный прибор "С" вместе с установленными верхним и нижним вкладышами шатунного подшипника.
- Затяните болты крепления крышки шатуна в соответствии со специальной процедурой в подразделе "Сборка и установка".
3. Если изгиб или скручивание шатуна превысили предельно допустимое значение по техническим требованиям, то замените шатун в сборе с крышкой.
Ремонт
Подбор поршневого пальца
Внимание:
- Если цилиндры двигателя Не подвергались механической обработке, то при необходимости замены поршня подберите его так, чтобы метка на верхней его части соответствовала размерной метке цилиндра на блоке цилиндров по приведенной таблице.
- Размерная метка поршня расположена в верхней части поршня.
Размерная метка цилиндра | Размерная метка поршня |
А | А |
В | без метки |
С | С |
Задняя часть блока цилиндров двигателя 4G15 (поверхность под установку головки блока цилиндров).
Задняя часть блока цилиндров двигателя 4G93 (поверхность под установку головки блока цилиндров).
Замена поршневого пальца
а) Все необходимые сборочно-разборочные работы по шатунно-поршневой группе производите с помощью специального инструмента (набор для сборки и разборки поршневых комплектов), показанный на рисунке.
б) Вставьте шток-толкатель в поршень со стороны метки "передней части" (в виде стрелки), нанесенной на днище поршня.
в) Установите поршень и шатун на основании метками "передней части" вверх, как показано на рисунке.
г) При помощи пресса извлеките поршневой палец.
Примечание: для облегчения дальнейшей сборки держите разобранные детали отдельно от других аналогичных деталей.
Двигатели MPI.
Двигатели GDI.
д) Подготовка специального инструмента:
- Измерьте следующие величины: А - длина отверстия под поршневой палец; В - расстояние между бобышками поршня; С - длина поршневого пальца; О - ширина верхней головки шатуна.
е) Определите величину "L" с помощью следующей формулы:
L = {(А-С) - (B-D)}/2
ж) Наденьте на шток-толкатель поршневой палец и наверните направляющую втулку "А" на конец штока.
з) Уложите вместе поршень и шатун метками "передней части" вверх на основание приспособления.
и) Нанесите моторное масло на поверхность поршневого пальца.
к) Вставьте узел (шток-толкатель с поршневым пальцем и направляющей втулкой "А" в сборе) втулкой в совмещенное отверстие поршня и шатуна (для поршневого пальца) со стороны метки "передней части".
л) Вверните направляющую втулку "В" в направляющую втулку "А" так, чтобы между этими направляющими втулками образовалось расстояние, равное измеренной в подпункте "е" величине "L" + 3 мм.
м) уложите вместе поршень и шатун метками "передней части" вверх на основание приспособления.
н) Прессом надавите на шток-толкатель для установки поршневого пальца. Если развиваемое при запрессовке усилие меньше номинального значения, то замените поршень с поршневым пальцем в сборе и/или шатун.
Номинальное усилие запрессовки:
- Двигатели 4G15 — 4900 - 14700 Н
- Двигатели 4G93 — 4500 - 14700 Н
Примечание: запрессовка поршневого пальца производится при комнатной температуре.
Номинальный наружный диаметр поршневого пальца:
- Двигатель 4G15 — 18,0 мм
- Двигатель 4G93 — 19,0 мм
Двигатели MPI
Двигатели GDI.
Таблица. Цветовые метки размеров маслосъемных колец.
Двигатель | Номинальный размер (STD) | Ремонтный размер (0,50 мм) | Ремонтный размер (1,00 мм) |
MPI | Нет | Синий | Желтый |
GDI | Нет | Синий | Желтый |
о) Проверьте, что поршень перемещается плавно, без заедания.
Сборка и установка
Установка деталей производится в порядке, обратном снятию.
При установке деталей обратите внимание на следующие операции.
1. Установка маслосъемного кольца.
а) Установите расширитель маслосъемного кольца в канавку под кольцо в поршне.
Примечание:
- Убедитесь, что зазоры в замках скребков и расширителя расположены, как показано на рисунке.
- Новые детали (расширитель и скребки) имеют цветовую метку в соответствии со своими размерами (см. соответствующую таблицу).
б) Установите верхний скребок маслосъемного кольца.
Для установки верхнего скребка, сначала установите один конец скребка в поршневую канавку, затем заведите остальную часть скребка пальцем, как показано на рисунке.
Внимание: не используйте экспандер поршневых колец. В отличие от других частей поршневых колец скребок маслосъемного кольца может сломаться при его расширении экспандером.
Двигатели MPI
Двигатели GDI.
в) Установите нижний скребок малосъемного кольца таким же образом, как и верхний.
г) Проверьте правильность установки маслосъемного кольца, состоящего из трех деталей. При правильной установке маслосъемного кольца, оно должно плавно вращаться в любом направлении.
2. Установка компрессионных коле №1 и №2.
Экспандером для компрессионны колец установите компрессионны кольца №1 и №2 идентификацией ной меткой вверх.
Примечание:
- Каждое компрессионное кольцо имеет размерную и идентификационную метки, выполненную штамповкой на концах кольца. При установке расположите кольцо так. чтобы метка была сверху.
Идентификационная метка:
Двигатели 4G15:
- Кольцо №1 —— 1R, 1Т или Т
- Кольцо №2 — 2R, 2Т или Т2
Двигатели 4G93:
- Кольцо № 1 — Т
- Кольцо №2 — 2Т или Т2
- Размерная группа компрессионного кольца определяется по таблице:
Размер | Размерная метка |
Номинальный (STD) | Нет |
ремонтный (0,50 мм) | 50 |
ремонтный (1,00 мм) | 100 |
(Двигатель 4G 15) Подбор вкладышей шатунного подшипника.
При замене вкладышей шатунного подшипника подбирайте их по приведенной таблице в соответствии с размерной группой (символьными или цветовыми метками) коленчатого вала, размерной группой (цветовыми метками) шатуна и размерной группой (символьными или цветовыми метками) вкладышей шатунного подшипника.
Номинальный диаметр отверстия нижней головки шатуна — 45,000 -45,015 мм
Внимание: метка размерной группы шатунной шейки коленчатого вала нанесена только на детали, поставляемой как запасная часть.
4. (Двигатель 4G93) Подбор вкладышей шатунного подшипника.
При замене вкладышей шатунного подшипника подбирайте их по приведенной таблице в соответствии с размерной группой (символьными или цветовыми метками) коленчатого вала и размерной группой (символьными или цветовыми метками) вкладышей шатунного подшипника.
Номинальный диаметр отверстия нижней головки шатуна — 48,000 - 48,015 мм
Внимание: метка размерной группы шатунной шейки коленчатого вала нанесена только на детали, поставляемой как запасная часть.
Таблица. Подбор вкладышей шатунных подшипников для двигателя 4G15.
Таблица. Подбор вкладышей шатунных подшипников для двигателя 4G93.
5. Установка поршня и шатуна в сборе.
а) Смажьте моторным маслом поверхности поршня и поршневых колец.
б) Расположите замки компрессионных колец и маслосъемного кольца (расширителя и скребков), как показано на рисунке.
в) Проверните коленчатый вал таким образом, чтобы шатунная шейка вала встала посередине отверстия цилиндра.
г) Используйте подходящие протекторы для резьбовых элементов болтов шатунов перед установкой поршня с шатуном в сборе в отверстие цилиндра. Это позволит избежать повреждений рабочей зоны шеек коленчатого вала.
д) С помощью специального приспособления для сжатия колец, установите поршень с шатуном в сборе в отверстие цилиндра блока.
Внимание: поршень с шатуном в сборе должен быть установлен в блок цилиндров так, чтобы метка на поршне была направлена к передней части двигателя (к ремню привода ГРМ).
6. Установка крышки шатуна и проверка осевого зазора нижней головки шатуна.
а) Совместите соответствующие крышки с соответствующими шатунами, принимая во внимание нанесенные метки (номер цилиндра) и метод фиксации вкладышей (пазами для вкладышей). Если устанавливается новый шатун без установочных меток, то расположите пазы для фиксации вкладышей на шатуне и крышке с одной стороны.
б) С помощью плоского щупа проверьте осевой зазор нижней головки шатуна.
Осевой зазор:
- номинальный — 0,10-0,25 мм
- предельно допустимый — 0,40 мм
7. Затяжка гаек крепления крышки шатуна.
а) Болт и гайка крепления крышки шатуна затягиваются по "пределу текучести". Перед установкой болта убедитесь, что резьба болта/гайки не деформирована. Наличие деформации соединения болт-гайка проверяется накручиванием гайки на болт вручную до конца резьбы. Если гайка наворачивается на болт вручную с затруднением, то резьба болта деформирована, и болт необходимо заменить.
б) Перед установкой гайки смажьте небольшим количеством моторного масла резьбовые части гайки и болта, в) Наверните гайки на соответствующие болты вручную. Затем затяните каждую гайку индивидуально, чтобы убедиться, что крышка шатуна села правильно.
г) Попеременно затяните гайки крепления крышек указанным моментом затяжки.
Момент затяжки:
- Двигатели 4G15 — 17 Н-м
- Двигатели 4G93 — 20 Н-м
д)Доверните гайки крепления крышек на угол 90 - 94°.
Внимание:
- Если гайка довернута на угол менее 90° то затяжка гаек крепления крышек будет недостаточной.
- Если гайка довернута на угол более 94° то отверните гайку и повторите процедуру затяжки с пп. "а".