Снятие
Снятие деталей производится в порядке номеров, указанном на рисунке "Снятие коленчатого вала и пластины привода гидротрансформатора".
Разложите снятые детали (упорные полукольца и вкладыши коренных подшипников и др.) в порядке их соответствия номерам цилиндров.
Проверка
Коленчатый вал
Внимание: если зазор между шейками коленчатого вала и вкладышами выходит за допустимые пределы, то замените вкладыши и, при необходимости, коленчатый вал.
1. Проверка зазора в коренных подшипниках коленчатого вала.
а) Измерьте наружный диаметр коренной шейки коленчатого вала и внутренний диаметр вкладыша коренного подшипника коленчатого вала в двух взаимно перпендикулярных направлениях (на рисунке обозначены "А" и "В") и в двух сечениях по длине (на рисунке обозначены "1" и "2").
Номинальный наружный диаметр коренной шейки коленчатого вала:
- Двигатель 4G15 — 48,00 мм
- Двигатель 4G93 — 50,00 мм
Зазор в коренном подшипнике:
- номинальный — 0,02-0,04 мм
- предельно допустимый — 0,1 мм
б) Если величина зазора превосходит предельно допустимое значение, то замените вкладыши коренного подшипника и, если необходимо, коленчатый вал.
2. Определение величины зазора в коренных подшипниках коленчатого вала методом пластикового калибра.
Примечание: применение данного метода значительно упрощает процедуру определения зазоров в подшипниках коленчатого вала.
а) Очистите поверхности блока цилиндров и постели коленчатого вала, коренные шейки коленчатого вала и вкладыши подшипников от отложен» масла, смазки и других загрязнений,
б) Аккуратно уложите коленчатый вал в блок цилиндров.
в) Отрежьте кусок калибрование пластиковой проволоки, длина которого совпадает с шириной шейки, затем положите его на шейку коленчатого вала вдоль оси коленчатого вала.
г) Осторожно установите постель коленчатого вала на блок цилиндров и затяните болты крепления, но минимальным моментом затяжки.
д) Отверните болты крепления, осторожно снимите постель колем того вала.
е) Измерьте ширину раздавленной калиброванной пластиковой проволоки в ее наиболее широкой части используя шкалу, отпечатанную на упаковке пластикового калибра.
Если калибр на шейке вала
Если калибр на постели вала.
3. Проверка некруглости и конусное» коренных и шатунных шеек.
а) Проверьте некруглость и конусность коренных и шатунных шеек, как показано на рисунке.
Предельно допустимые значения:
- Некруглость — не более 0,005 мм
- Конусность — не более 0,01 мм
б) Если некруглость или конусность больше предельно допустимого значения, то замените коленчатый вал.
Задний сальник коленчатого вала
1. Проверьте рабочую кромку сальника коленчатого вала на отсутствие износа или повреждения.
2. Проверьте резиновую часть сальника на отсутствие затвердевания или разрушения.
3. Проверьте состояние корпуса сальника на отсутствие трещин и повреждений.
Пластина привода гидротрансформатора
Проверьте пластину привода гидротрансформатора на отсутствие деформации, повреждения и трещин. При необходимости, замените.
Блок цилиндров
1. Подготовка к проверке после снятия всех деталей.
а) Перед очисткой блока цилиндров проверьте отсутствие следов течей охлаждающей жидкости или каких-либо очевидных повреждений.
б) Очистите детали от грязи, масла, углеродных остатков, накипи и других видов отложений, после чего можно приступить к проверке и ремонтным операциям.
в) Удалите осадки с масляных отверстий и убедитесь, что эти отверстия не забиты грязью. При необходимости продуйте сжатым воздухом отверстия каналов системы смазки и системы охлаждения.
г) Все детали должны быть аккуратно разложены в соответствии с порядком сборки.
2. Оценка состояния блока цилиндров.
а) Визуально проверьте блок цилиндров на отсутствие остатков прокладки или других посторонних частиц, повреждений, ржавчины и коррозии. При обнаружении дефектов устраните их или замените блок цилиндров.
б) Проверьте блок цилиндров с помощью жидкого раствора для определения наличия трещин. Если дефекты очевидны, то замените или отремонтируйте блок цилиндров.
3. Проверка коробления привалочной плоскости блока цилиндров.
а) С помощью поверочной линейки и плоского щупа проверьте степень коробления рабочих поверхностей блока цилиндров в направлениях, показанных на рисунке. Поверхность блока цилиндров должна быть очищена от посторонних частиц.
Номинальное значение — 0,05 мм или меньше
Предельно допустимое значение — 0,1 мм
Снятие коленчатого вала и пластины привода гидротрансформатора (двигатели 4G93). 1 - болт; 2 - переходная пластина; 3 - пластина привода гидротрансформатора; 4 - задняя плита блока цилиндров; 5 - защитный кожух картера коробки передач; 6 - корпус заднего сальника коленчатого вала; 7 - задний сальник коленчатого вала; 8 - болт крепления постели коленчатого вала; 9 - постель коленчатого вала; 10 - нижний вкладыш коренного подшипника вала; 11 - коленчатый вал; 12 - верхние упорные полукольца; 13 - верхний вкладыш коренного подшипника вала; 14 - датчик детонации; 15 - масляная форсунка; 16 - блок цилиндров.
б) Если коробление значительно, то исправьте дефект до допустимой величины или замените блок цилиндров.
Предельная глубина шлифования — 0,20 мм
Внимание: общая толщина снятого металла с головки цилиндров и блока цилиндров не должна превышать в сумме 0,2 мм.
Высота блока цилиндров (нового):
- Двигатели 4G15 — 256,0 мм
- Двигатели 4G93 — 263,5 мм
4. Проверка зеркала цилиндра.
Проверьте зеркало цилиндра на отсутствие царапин и следов заедания (задиров). Если дефекты очевидны, отремонтируйте (расточите) до ремонтного размера или замените блок цилиндров.
5. Проверка зазора между поршнем (с шатуном в сборе) и цилиндром.
С помощью индикатора-нутромера измерьте диаметр цилиндра и конусность (отклонение от цилиндричности) цилиндра. При наличии сильного износа расточите цилиндр до ремонтного размера, замените поршень и поршневые кольца в комплекте.
Измерения проводите в местах, показанных на рисунке.
Номинальное значение:
Внутренний диаметр цилиндра двигателя
- Двигатели 4G15 — 75,50 - 75,53 мм
- Двигатели 4G93 — 81,00 - 81,03 мм
- Предельно допустимая конусность (отклонение от цилиндричности) — 0,01 мм
Ремонт
Растачивание цилиндра
Внимание: растачивайте все четыре цилиндра до одного ремонтного размера. Не растачивайте только один цилиндр до ремонтного размера.
1. По наибольшему диаметру цилиндра ремонтируемого двигателя, полученному в результате измерений, определите номер ремонтного размера поршней.
Внимание: номер ремонтного размера поршня выштампован на днище поршня.
Ремонтные размеры поршня и соответствующих поршневых колец:
Ремонтный размер | Метка |
№1 (+0,50 мм) | 0.50 |
№2 (+1,00 мм) | 1.00 |
2. Измерьте наружный диаметр поршня, предназначенного для использования, в месте, показанном на рисунке.
3. Основываясь на измеренной величине наружного диаметра поршня, рассчитайте диаметр расточки цилиндра.
Снятие коленчатого вала и пластины привода гидротрансформатора (двигатели 4G15). 1 - болт; 2 - переходная пластина; 3 - пластина привода гидротрансформатора; 4 - втулка коленчатого вала; 5 - задняя плита блока цилиндров; 6 - защитный кожух картера коробки передач; 7 - корпус заднего сальника коленчатого вала; 8 - задний сальник коленчатого вала; 9 - болт крепления крышки коренного подшипника коленчатого вала; 10 - крышка коренного подшипника коленчатого вала; 11 - крышка №3 коренного подшипника коленчатого вала; 12 - нижний вкладыш коренного подшипника вала; 13 - коленчатый вал; 14 - верхний вкладыш коренного подшипника вала; 15 - вкладыш коренного подшипника №3 (с итерированными упорными полукольцами); 16 - датчик аварийного давления моторного масла; 17 - датчик детонации; 18 - блок цилиндров.
Диаметр расточки цилиндра = Наружный диаметр поршня + (зазор между поршнем и цилиндром) - 0,02 мм (припуск на хонингование).
4. Расточите все цилиндры до расчетного диаметра.
Внимание: для предотвращения температурных деформаций при растачивании проводите растачивание цилиндров в следующей последовательности: №2, №4, №1, №3.
5. Отхонингуйте цилиндры до окончательного чистового размера (наружный диаметр поршня + зазор между поршнем и цилиндром).
Внимание: для предотвращения температурных деформаций при растачивании проводите растачивание цилиндров в следующей последовательности: №2, №4, №1, №3.
6. Проверьте зазор между поршнем и цилиндром.
Зазор между поршнем и цилиндром — 0,02 - 0,04 мм
Установка
Установка деталей производится в порядке, обратном снятию.
При установке деталей обратите внимание на следующие операции.
Примечание: перед сборкой и установкой нанесите моторное масло на все движущиеся и скользящие детали.
1. Подбор вкладышей коренных подшипников коленчатого вала.
Примечание: если вкладыш нуждается в замене, то выберите и установите вкладыш требуемого размера.
а) Если коленчатый вал поставляется в качестве запасной детали, то определите цветовые или символьные метки коренных шеек коленчатого вала, которые выштампованы в месте, показанном на рисунке. Если идентификация коленчатого вала по меткам невозможна (метки отсутствуют), то измерьте диаметр каждой коренной шейки коленчатого вала.
Метки коленчатого вала двигателя 4G93.
Метки коленчатого вала двигателя 4G15.
б) Определите символьные идентификационные метки на блоке цилиндров (размерные группы диаметров отверстий под коренные подшипники), которые выштампо-ваны в месте, показанном на рисунке, в направлении от передней к задней части блока. Метка для шейки №1 расположена со стороны передней части двигателя (со стороны ремня привода ГРМ).
Примечание: для двигателя 4G93 см. рисунок "Символьные идентификационные метки для подбора вкладышей коренных подшипников коленчатого вала двигателя 4G93".
Символьные идентификационные метки для подбора вкладышей коренных подшипников коленчатого вала двигателя 4G15.
в) Вкладыши коренного подшипника коленчатого вала идентифицируются по цветовой и/или символьной меткам, которые расположены, как показано на рисунке.
Двигатель 4G15.
Двигатель 4G93.
г) В соответствии с определенными в п.п. "а" - "в" метками на коленчатом валу (или результатами измерений коренных шеек вала) и идентификационными метками на блоке цилиндров подберите правильные вкладыши коренных подшипников по приведенной таблице.
Символьные идентификационные метки для подбора вкладышей коренных подшипников коленчатого вала двигателя 4G93.
Таблица. Подбор вкладышей коренных подшипников коленчатого вала двигателя 4G15.
Таблица. Подбор вкладышей коренных подшипников коленчатого вала двигателя 4G93.
2. Установка вкладышей коренных подшипников коленчатого вала.
а) Установите верхний вкладыш коренного подшипника (№1, 2, 4 и 5 для двигателя 4G15) коленчатого вала в блок цилиндров.
Внимание: в верхнем вкладыше коренного подшипника коленчатого вала имеется канавка для подвода смазки.
б) Установите нижний вкладыш коренного подшипника (№1, 2, 4 и 5 для двигателя 4G15) коленчатого вала в постель коленчатого вала.
в) (Двигатель 4G15) Установите верхний и нижний вкладыши коренного подшипника №3.
г) (Двигатель 4G93) Установите упорные полукольца на обе стороны коренного подшипника №3 канавками наружу (к щеке противовеса).
3. (Двигатель 4G15) Установка крышек коренных подшипников коленчатого вала и болтов крепления.
а) При установке необходимо расположить крышки так, чтобы стрелки крышек были направлены к шкиву коленчатого вала и номера крышек соответствовали номерам шеек вала.
б) Нанесите моторное масло на резьбу болтов и под их головку.
в) Затяните болты крепления крышек коренных подшипников указанным моментом затяжки в последовательности, указанной на рисунке.
Момент затяжки — 34 Н·м
г) Доверните болты крепления крышек коренных подшипников на угол 30° в указанной выше последовательности.
Внимание:
- Если болт довернут на угол менее 30° то крепление постели коленчатого вала будет недостаточным.
- Если болт довернут на угол более 34° то отверните болт и повторите процедуру затяжки с пп. "а".
д) Убедитесь, что коленчатый вал вращается плавно.
е) Проверьте осевой зазор коленчатого вала, как показано на рисунке.
Осевой зазор коленчатого вала:
- номинальный — 0,05-0,18 мм
- предельно допустимый — 0,25 мм
ж) Если величина зазора превышает предельно допустимое значение, то замените вкладыши коренного подшипника №3.
4. (Двигатель 4G93) Установка постели коленчатого вала и болтов ее крепления.
а) Перед установкой болтов крепления проверьте, что длина стержня "А" для каждого болта не превышает предельно допустимого значения. Если предельное значение превышено, то замените болт.
Предельное допустимое значение — не более 71,1 мм
б) Установите постель коленчатого вала на блок цилиндров так, чтобы стрелка на ней была расположена со стороны ремня привода ГРМ.
в) Нанесите моторное масло на резьбу болтов и под их головку.
г) Затяните болты крепления постели коленчатого вала указанным моментом затяжки в последовательности, указанной на рисунке.
Момент затяжки — 25 Н·м
д) Доверните болты крепления постели коленчатого вала (крышке подшипников) на угол 90° (1/4 оборота) в указанной выше последовательности.
Внимание:
- Если болт довернут на угол менее 90° то крепление постели коленчатого вала будет недостаточным.
- Если болт довернут на угол бот 100°, то отверните болт и повторите процедуру затяжки с пп. "а".
е) Убедитесь, что коленчатый вал вращается плавно.
ж) Проверьте осевой зазор коленчатого вала, как показано на рисунке.
Осевой зазор коленчатого вала:
- номинальный — 0,05-0,25 мм
- предельно допустимый — 0,40 мм
з) Если величина зазора превышает предельно допустимое значение, то замените упорные полукольца.
5. Установка заднего сальника коленчатого вала.
С помощью специальной оправки установите новый сальник в корпус сальника, как показано на рисунке.
Двигатель 4G15
Двигатель 4G93
6. Установка корпуса заднего сальника коленчатого вала.
а) Нанесите указанный герметик на корпус сальника в местах, показанных на рисунке.
Герметик MITSUBISHI GENUINE Part № MD 970389, Three Bond №1207F или равнозначный
Двигатель 4G15
Двигатель 4G93
б) Нанесите небольшое количество моторного масла на рабочую кромку сальника по всей его окружности и установите корпус сальника на блок цилиндров.
Момент затяжки — 11 Н·м
Примечание:
- Выполните установку корпуса сальника в течение 15 минут после нанесения герметика.
- После установки не допускайте попадания масла и охлаждающей жидкости на поверхности корпуса сальника, покрытые герметиком.
7. Установка пластины привода гидротрансформатора.
См. соответствующий пункт раздела "Замена сальников" главы "Двигатели - механическая часть".