Внимание: ознакомьтесь с разделом "Меры безопасности при выполнении работ" главы "Техническое обслуживание и общие процедуры проверок и регулировок".
Меры предосторожности
1. Перед началом поиска неисправностей в системе впрыска топлива проверьте правильность регулировок двигателя (см. главу "Техническое обслуживание и общие процедуры проверок и регулировок").
2. Перед отсоединением разъемов электронного блока управления необходимо отключить электрическое питание посредством либо ключа зажигания, либо снятием клемм с аккумуляторной батареи.
Внимание: обязательно считайте диагностические коды перед отсоединением проводов от клемм аккумуляторной батареи.
3. При установке аккумуляторной батареи не перепутайте полярность подсоединения проводов к ее клеммам.
4. Не подвергайте ударам элементы системы впрыска топлива и особенно электронный блок управления.
5. Будьте внимательны при поиске неисправностей, при большом количестве транзисторных цепей, даже легкое неосторожное касание выводов может привести к серьезным повреждениям.
6. Не открывайте крышку корпуса электронного блока управления.
7. При работе в дождливую погоду оберегайте электронные узлы управления от попадания воды. Так же следует поступать и при мойке двигателя.
8. Будьте осторожны при расстыковке и соединении разъемов электропроводки.
9. Во избежание появления пропусков зажигания после ремонта примите следующие меры предосторожности.
а) Проверьте надежность соединения проводов с клеммами аккумуляторной батареи.
б) Работайте аккуратно с высоковольтными проводами.
в) По окончании ремонтных работ убедитесь, что все провода системы зажигания правильно и надежно соединены.
Проверка разъемов
1. Подсоединение и отсоединение разъемов.
а) При отсоединении ослабьте фиксатор, надавив на пружину, и вытащите разъём, удерживая его за корпус.
б) При подсоединении полностью вставьте разъем и убедитесь, что он зафиксирован.
2. Проверка качества соединения в разъеме.
Внимание: неисправности в электронной системе управления могут быть вызваны неправильным подсоединением разъемов электропроводки. Но при проверке системы признак неисправности может исчезнуть при многократном отсоединении и подсоединении разъемов. Возможными причинами подобных неисправностей являются:
- - Разъем отсоединен или разъем подсоединен неправильно.
- - Выпадение выводов разъема.
- - Плохой контакт в разъеме из-за чрезмерного натяжения проводки в разъеме.
- - Слабый контакт из-за коррозии выводов разъема, попадания внутрь посторонних частиц.
а) В случае повреждения стопора вывода в разъеме, выводы могут выпасть с обратной стороны разъема, даже при соединенном разъеме. Поэтому необходимо аккуратно подергать каждый провод с обратной стороны разъёма и убедиться в отсутствии выпадения выводов.
б) Для проверки надежности контакта между выводами, используйте специальный инструмент. Усилие отсоединения вывода должно быть не менее 1 Н.
3. Проверка на выводах разъема.
Внимание:
- Никогда не прилагайте усилий при подсоединении щупа, так как это может привести к повреждению вывода или стать причиной плохого контакта в разъеме. В случае невозможности вставить щуп в слишком маленький разъем (электронный блок управления, и т.п.), необходим использовать сверхтонкий щуп.
- Будьте очень внимательны при проверке, чтобы не допустить короткого замыкания выводов. Короткое замыкание выводов может привести к повреждению цепей внутр электронного блока управления.
4. Особенности проверки на вывода герметичных разъемов.
Внимание: при проверке цепей с герметочными (влагозащищенными) разъемами рекомендуется использовать жгут тестовых проводов.
а) Если жгут тестовых проводов отсутствует, то необходимо осторожно снять защитный чехол.
б) При проверке сопротивления, тока или напряжения всегда вводите щуп тестера со стороны проводов.
Внимание: никогда не вставляйте щуп непосредственно в разъем со стороны провода через защитные чехол, так как это приведет к нарушению герметичности разъема и появлению коррозии контактов.
в) После проверки плотно установите защитный чехол на разъем.
Проверка электропроводки
1. При проверке жгута проводов в наличие обрыва, когда концы проверяемого провода значительно удалены друг от друга, используйте провод с разъемом "крокодил" для соединения одного из концов провода с "массой", а затем проверьте наличие замкнутой цепи между вторым конце» провода и "массой". Если цепь разомкнута, то отремонтируйте электропроводку.
Примечание: тем не менее, при проверке провода линии питания на наличие обрыва, проверяйте наличие замкнутой цепи непосредственно между обоими концами провода, без применения разъема "крокодил" для соединения одного из концов провода с "массой".
2. При проверке цепи на короткое замыкание (на "массу") отсоедините один конец провода и проверьте наличие разомкнутой цепи между "массой" и вторым концом провода. Если цел замкнута (короткое замыкание), то от ремонтируйте электропроводку.
Примечание: как правило, при проверке состояния цепи пользуйтесь аналоговым омметром или мультиметром.
Если электропроводка в норме, но напряжение (питание), подаваемое на датчик, отличается от нормального, то замените электронный блок управления двигателем на заведомо исправный блок, и повторите проверку.
Внимание: как правило, при проверке напряжения пользуйтесь цифровым вольтметром (или мультиметром), однако, при проверке напряжения в цепи силового транзистора следует менять аналоговый вольтметр.
Обозначения разъемов
Нумерация выводов разъема со стороны устройства (для промежуточного разъема, со стороны разъема "папа") указана при взгляде на разъем со стоны выводов (со стороны подсоединив разъема).
Общая схема системы впрыска топлива (MPI, двигатель 4G93). 1 - кислородный датчик, 2 - датчик массового расхода воздуха, 3 - датчик абсолютного (барометрического) давления, 4 - датчик температуры воздуха на впуске, 5 - датчик положения дроссельной заслонки, 6 - датчик положения распределительного вала, 7 - датчик положения коленчатого вала, 8 - датчик температуры охлаждающей жидкости двигателя, 9 - датчик детонации, 10 - топливная форсунка, 11 - сервопривод клапана рециркуляции ОГ, 12 - электромагнитный клапан продувки адсорбера, 13 -сервопривод регулятора оборотов холостого хода, а - в топливный бак, b -регулятор давления топлива, с - от топливного насоса, d - клапан принудительной вентиляции картера, е - каталитический нейтрализатор, f. адсорбер, g - воздушный фильтр, h - воздух.
Примечание: сигналы, отмеченных "☆ " компонентов используется электронным блоком управления (также используются сигналы от замка зажигания (вывод "ST" и "IG"), линии питания, датчика скорости автомобиля, выключателя кондиционера, выключателя запрещения запуска, датчика-выключателя давления жидкости в гидросистеме усилителя рулевого управления, сигнал нагрузки на кондиционер, вывода "FR" генератора); отмеченные "☆ " компоненты являются исполнительными устройствами (вместе с реле топливного насоса, главным реле системы впрыска, реле электромагнитной муфты компрессора кондиционера, индикатора "CHECK ENGINE", катушкой зажигания, контроллером электровентилятора, цепью самодиагностики, выводом "G" генератора, нагревательным элементом кислородного датчика, тахометром).
Проверка цепи при перегорании предохранителя
1. Снимите предохранитель и измерьте сопротивление между "массой" и нагрузочным контактом предохранителя.
а) Установите переключатели всех относящихся к данному предохранителю цепей в замкнутое положение.
б) Если при этом сопротивление почти нулевое, то короткое замыкание происходит в цепи между переключателями и нагрузкой.
в) Если же сопротивление больше нуля, то в настоящее время не происходит короткого замыкания. Однако мгновенное замыкание вызвало перегорание предохранителя.
2. Основными причинами короткого замыкания являются:
- а) Пережатие провода кузовной деталью.
- б) Повреждение изоляции вследствие износа или перегрева.
- в) Попадание воды в разъем или цепь,
- г) Ошибка человека (ошибочное закорачивание цепи и т.д.).
Поиск периодически возникающих неисправностей
1. Периодически повторяющиеся неисправности (когда признак неисправности может не появляться вновь) часто происходят при определенных условиях и, если эти условия могут быть установлены, то легко определить причину неисправности. Для определения условий, при которых возникает неисправность, прежде всего, необходима информация об условиях вождения автомобиля, погодных условиях, частоте повторений и признаках неисправности.
2. Выполните проверку методом имитации, чтобы воспроизвести условия для возникновения неисправности.
а) Когда основная причина неисправности, вероятно, вибрация то:
- - Аккуратно потрясите разъем вверх и вниз, вправо и влево.
- - Аккуратно потрясите провод вверх, вниз, вправо и влево.
- - Аккуратно покачайте рукой каждый датчик, реле и т.п.
- - Аккуратно потрясите жгуты проводов, проложенные на подвеске и других движущихся частях.
Примечание: если какой-либо провод имеет признаки механического повреждения (сильный изгиб, обрыв, срез изоляции и т.п.), то вместо него необходимо подсоединить новый провод.
б) Когда основная причина неисправности, вероятно, перегрев, то с помощью фена нагрейте компонент, в котором, как предполагается, возникает неисправность.
Внимание: не нагревайте компоненты системы свыше 80 °C.
в) Когда основная причина неисправности, вероятно, повышенное сопротивление в электрических цепях, то установите все выключатели электроприборов (в том числе выключатели фар головного света и выключатель обогревателя заднего стекла) в положение "ВКЛ" (ON).
г) Если признак неисправности не возникает повторно, даже после выполнения приведенных выше проверок, то поиск неисправности следует временно прекратить.