Датчик массового расхода воздуха
1. Подсоедините датчик осциллографа (мотор-тестера) к выводу "3" разъема датчика массового расхода воздуха или к соответствующему выводу электронного блока управления двигателем.
2. Сравните форму сигнала датчика на осциллографе с рисунком, когда двигатель работает на частоте вращения холостого хода.
Цена деления: X - 5 мс/д., Y - 2 В/д.
3. Проверьте, что происходит сокращение периода "Т" и увеличение частоты сигнала при увеличении частоты вращения коленчатого вала (т.е. количества воздуха, поступающего в цилиндры).
4. Возможные отклонения от нормальной формы сигнала.
а) Из-за неисправности цепей между датчиком массового расхода воздуха и электронным блоком управления двигателем, сигнал появляется в виде прямоугольных импульсов, даже если двигатель не запущен.
б) Из-за повреждения датчика массового расхода воздуха сигнал присутствует в виде нестабильной кривой переменной частоты. Однако, если при увеличении частоты вращения коленчатого вала двигателя происходят утечки высокого напряжения (из системы зажигания), то на кривой появятся временные искажения, даже при исправном датчике массового расхода воздуха.
Датчик положения распределительного вала и датчик положения коленчатого вала
1. Для проверки формы сигнала подсоедините осциллограф к разъемам датчиков положения распределительного и коленчатого валов (см. номер вывода на рисунке).
Двигатель 4G15.
Двигатель 4G93.
2. Сравните форму сигнала датчика на осциллографе с формой сигнал на соответствующем рисунке, когда двигатель работает на холостом ходу. Проверьте, что происходит сокращение периода "Т" при увеличении частоты вращения коленчатого вала двигателя.
Нормальная форма сигналов датчика положения распределительного вала и датчика положения коленчатого вала. (1) - датчик положения коленчатого вала, (2) - датчик положения распределительного вала. Цена деления: X -10 мс/д., Y - 2 В/д.
Примечание: два оборота коленчатого вала соответствуют одному обороту распределительного вала.
3. Возможные отклонения от нормальной формы сигнала.
а) Из-за неисправности цепей между датчиком и электронным блоком управления двигателем сигнал появляется в виде коротких импульсов, даже если двигатель не запущен.
б) Из-за ослабления натяжения ремня привода ГРМ или неисправности ротора датчика происходит смещение прямоугольных импульсов вправо или влево.
Форсунки
1. Подсоедините пробник мотор-тестера к выводам разъема электронного блока двигателем и вариатором, соответствующим форсунке №1 и сигналу при размыкании цепи форсунок (выводы "1" и "63").
2. Затем аналогично проверьте форсунки №2, №3, №4.
Выводы электронного блока:
- Форсунка №2 — "9" и "63"
- Форсунка №3 — "24" и "63"
- Форсунка №4 — "2" и "63"
3. Проверьте соответствие формы и продолжительности сигнала управления форсункой рисунку при работе двигателя на холостом ходу.
1) - сигнал при размыкании цеп» форсунок, (2) - сигнал на форсунке. Цена деления: X - 25 мс/д., Y - 2 В/д.
4. При проверке сигнала обратите внимание на следующие моменты.
а) При резком нажатии на педаль акселератора продолжительность импульса управления форсункой сначала значительно возрастет, не скоро возвращается к своей нормальной форме.
б) Проверьте, что сигнал при размыкании цепи форсунки полнота синхронизирован с каждым сигналом управления форсунками.
Катушка зажигания и силовой транзистор
1. Подсоедините датчик мотор-тестер; к выводу "3" разъема катушки зажигания или выводам электронного блок, управления, соответствующим катушкам №1 - 4.
Выводы электронного блока:
- Катушка №1 — "11"
- Катушка №2 — "12"
- Катушка №3 — "3f"
- Катушка №4 — "31"
2. Проверьте соответствие форм, сигнала рисунку при работе двигателя на указанном режиме.
Режим работы двигателя — примерно 1200 об/т
Примечание: при наблюдении сигнала обратите внимание на состояние участка роста напряжения и максимального напряжения.
(1) - сигнал датчика положения коленчатого вала, (2) - сигнал силового транзистора. Цена деления: X - 10 мс/д.; Y - 2 B/д.; Т - время поворота юленчатого вала на 180°; в угол опережения зажигания.
3. В нормальном состоянии сигнал с участком роста напряжения в правой верхней части (рост напряжения примерно от "D" до "Е").
Номинальное значение:
- "D" — примерно 2,0 В
- "Е" — примерно 4,5 В
4. Примеры отклонений от нормальной формы сигнала (форма сигнала при прокрутке коленчатого вала двигателя стартером).
а) Из-за обрыва в цепи, в первичной обмотке катушки зажигания сигналы прямоугольной формы (отсутствует правый верхний участок роста напряжения), и максимальное напряжение достигает только указанной величины "D".
б) Из-за неисправности силового транзистора при включении силового транзистора (положение "ВКЛ") возникает напряжение питания (Х/в).
Сервопривод клапана рециркуляции ОГ
1. Подсоедините датчик осциллографа (мотор-тестера) к выводам "4" и "6", "1" и "3" разъема электромагнитного клапана системы рециркуляции ОГ или соответствующим выводам разъема электронного блока управления двигателем.
2. Проверьте, что во время работы шагового электродвигателя появляется сигнал нормальной формы (см. рисунок) на режиме увеличения частоты вращения коленчатого вала двигателя (при нажатии на педаль акселератора).
Цена деления: X - 25 мс/дел., Y - 1 В/дел. Область "А" - противо-ЭДС, возникающая при вращении электродвигателя. Область "В" -ЭДС самоиндукции в обмотке.
3. При наблюдении сигнала обратите внимание на следующие точки.
а) Точка "А" - наличие или отсутствие ЭДС, наведенной при вращении электродвигателя.
Примечание: если электродвигатель неисправен, то противо-ЭДС при вращении электродвигателя не возникает или ее величина очень мала.
б) Точка "В" - величина ЭДС самоиндукции (индуктивного выброса).
Примечание: если произошло короткое замыкание в обмотке, то ЭДС самоиндукции, возникающая в обмотке, не появляется или ее величина очень мала.
4. Пример отклонения от нормальной формы сигнала.
а) Из-за неисправности шагового электродвигателя (не работает) противоЭДС при вращении электродвигателя не появляется.
б) Обрыв в цепи между шаговым электродвигателем и электронным блоком управления двигателем. При обрыве цепи ток не течет в обмотке электродвигателя (напряжение не падает до 0 В). Обратите внимание, что сигнал противо-ЭДС, возникающий при вращении электродвигателя (при исправном шаговом электродвигателе) лишь слегка отличается от сигнала при обрыве цепи обмотки электродвигателя.