Снятие
Перед началом снятия деталей выполните следующие операции:
- а) Снимите декоративный кожух двигателя.
- б) Снимите защитный кожух картера двигателя.
- в) Снимите опорный кронштейн и опору двигателя в сборе.
- г) Снимите регулировочную планку генератора.
Снятие деталей производится в порядке номеров, указанном на рисунках "Снятие шкива коленчатого вала" и "Замена ремня привода ГРМ".
При снятии деталей обратите внимание на следующие операции:
1. Снятие ремня привода насоса гидроусилителя рулевого управления и компрессора кондиционера.
а) Ослабьте стопорную гайку ролика натяжителя ремня привода насоса гидроусилителя рулевого управления и компрессора кондиционера.
б) Ослабьте регулировочный болт для сброса натяжения ремня, затем снимите ремень.
Внимание: в случае повторного использования ремня привода насоса гидроусилителя рулевого управления и компрессора кондиционера необходимо нанести мелом на обратной (нерабочей) поверхности ремня стрелку, указывающую направление вращения (по часовой стрелке).
2. Снятие ремня привода генератора.
а) Ослабьте стопорный болт на регулировочной планке генератора и болт шарнирного соединения.
Снятие шкива коленчатого вала (двигатель 4G93). 1 - ремень привода насоса гидроусилителя рулевого управления и компрессора кондиционера, 2 - ремень привода генератора, 3 - шкив коленчатого вала, 4 - направляющая пластина.
б) Вращением регулировочного болта сбросьте натяжение ремня привода генератора, затем снимите ремень.
Внимание: в случае повторного использования ремня привода генератора необходимо нанести мелом на обратной (нерабочей) поверхности ремня стрелку, указывающую направление вращения (по часовой стрелке).
3. Снятие шкива коленчатого вала.
С помощью специального инструмента зафиксируйте шкив коленчатого вала от проворота и отверните болт крепления шкива коленчатого вала.
Внимание: надежно закрепите специальный инструмент, чтобы он не перемещался.
4. Снятие ремня привода ГРМ.
а) Проверните коленчатый вал по часовой стрелке до совмещения установочных меток на шкивах распределительных валов и зубчатом шкиве коленчатого вала с соответствующими установочными метками, чтобы установить поршень цилиндра №1 в ВМТ такта сжатия.
Внимание: всегда проворачивайте коленчатый вал только по часовой стрелке.
Если натяжитель ремня привода ГРМ необходимо не снимать или снять с зафиксированным штоком, то:
Вверните специальный стержень в отверстие кронштейна крепления навесного оборудования так, чтобы оно упиралось в канавку на рычаге натяжителя.
Замена ремня привода ГРМ (двигатель 4G93). 1 - разъем датчика положения коленчатого вала, 2 - стойка насоса гидроусилителя рулевого управления, 3 - передняя верхняя крышка ремня привода ГРМ, 4 - передняя нижняя крышка ремня привода ГРМ, 5 - боковой опорный кронштейн двигателя, 6 - ремень привода ГРМ, 7 - натяжитель ремня привода ГРМ (автоматический), 8 - ролик натяжителя, 9 - рычаг ролика натяжителя, 10 - втулка, 11 - направляющий ролик.
- Медленно вворачивайте специальный стержень, чтобы совместить отверстие "В" на корпусе натяжителя с отверстием "А" на штоке натяжителя.
Внимание: когда стержень упрется в рычаг натяжителя, отверните его на 30° е течение 1 секунды, затем снова продолжайте заворачивать. Если стержень заворачивается с трудом, то будьте осторожны, не допускайте изгибания штока натяжителя.
- Вставьте жесткую "L''-образную проволоку диаметром 2 мм в отверстие корпуса натяжителя.
в) При необходимости проверните коленчатый вал и расположите метку зубчатого шкива коленчатого вала на 3 зуба до соответствующей установочной метки на блоке цилиндров.
Внимание: если все установочные метки не совмещены, то клапаны могут "встретиться" с поршнем при ) повороте шкива распределительного вала, когда поршень находится в ВМТ.
г) Ослабьте регулировочный болт ролика натяжителя и снимите ремень привода ГРМ.
Внимание: в случае повторного использования ремня привода ГРМ необходимо нанести мелом на обратной (нерабочей) поверхности ремня стрелку, указывающую направление вращения (по часовой стрелке).
Проверка
Проверка натяжителя ремня привода ГРМ
1. Проверьте натяжитель на отсутствие утечек масла. При наличии утечек замените натяжитель ремня привода ГРМ.
2. Проверьте шток на отсутствие износа и повреждения, при необходимости замените натяжитель ремня привода ГРМ.
3. Измерьте величину выступания штока. Если эта величина не соответствует номинальному значению, то замените натяжитель ремня привода ГРМ.
Номинальное значение (А) — 11 мм
4. Возьмите натяжитель ремня привода ГРМ в руки. Надавите на шток натяжителя (например, уперев его в блок цилиндров), приложив усилие 98-196 Н, и затем измерьте ход штока "В". Если ход штока выходит за пределы номинального значения, то замените натяжитель ремня привода ГРМ.
Номинальное значение (В) — 1 мм или меньше
Примечание: данную проверку можно выполнить с помощью тисков. При установке корпуса натяжителя в тиски убедитесь, что корпус не перекошен по отношению к губкам тисков. Если шток легко утапливается, то замените натяжитель. Если натяжитель исправен, то утапливание штока требует значительных усилий.
Проверка ролика натяжителя и направляющего ролика
Примечание: при замене ремня привода ГРМ рекомендуется одновременная замена всех роликов.
1. Проверьте легкость и плавность вращения роликов.
2. Убедитесь в отсутствии чрезмерного люфта в подшипниках и посторонних шумов при вращении ролика. Замените при необходимости.
Установка
Внимание:
- Поскольку вода или масло могут серьезно уменьшить срок службы ремня привода ГРМ, то при снятии деталей обеспечьте, чтобы ремень привода ГРМ, шкивы и кронштейн механизма натяжения были чистыми и сухими, никогда не мойте их. Загрязненные детали должны быть заменены.
- Если какая-нибудь из деталей замаслена, то проверьте отсутствие утечки масла через сальники (в том числе передний сальник распределительного вала).
- Проверьте состояние и плавность вращения ролика натяжителя.
- Если устанавливается ремень привода ГРМ, бывший в эксплуатации, то проверьте его состояние.
Установка производится в порядке, обратном снятию.
При установке деталей обратите внимание на следующие операции:
1. Установка натяжителя ремня привода ГРМ (если шток натяжителя находится в своем полностью выдвинутом положении).
а) Установите натяжитель ремня привода ГРМ в тиски с накладками из мягкого материала.
б) Постепенно сжимая тиски, утапливайте шток натяжителя ремня привода ГРМ так медленно, насколько это возможно до совмещения отверстия "А" в штоке с отверстием "В" в корпусе натяжителя.
Внимание:
- Натяжитель должен быть установлен под прямым углом к поверхности губок тисков, без перекоса.
- Если утапливать шток слишком быстро, то он может быть поврежден или погнут, поэтому выполняйте эту операцию медленно.
б) Вставьте проволоку диаметром 2 мм в отверстие для фиксации штока в корпусе натяжителя.
Примечание: проволока должна быть достаточно жесткой (типа рояльной струны и т.д.), и должна быть согнута под прямым углом (в форме "L").
в) Закрепите натяжитель ремня привода ГРМ на двигателе, затяните болты крепления номинальным моментом.
Момент затяжки 12 -14 Н-м
2. Установка ремня привода ГРМ.
Внимание:
- Выполняйте установку ремня привода ГРМ так, чтобы натяжение ремня не ослаблялось между шкивами и роликами.
- Устанавливайте бывший в эксплуатации ремень так, чтобы стрелка с обратной его стороны совпадала с направлением вращения ремня (по часовой стрелке).
а) Ослабьте регулировочный болт натяжителя.
б) Проверьте, что метки шкивов распределительных валов и зубчатого шкива коленчатого вала совмещены с соответствующими установочными метками (при этом поршень цилиндра №1 будет находиться в ВМТ такта сжатия). Если все метки совмещены, то переходите к подпункту "д".
Внимание: если установочные метки не совмещены, то клапаны могут "встретиться" с поршнем при повороте шкива распределительного вала, когда поршень находится в ВМТ.
в) Если установочные метки не совмещены, то их необходимо совместить следующим образом:
- Осторожно поверните коленчатый вал таким образом, чтобы метка на зубчатом шкиве коленчатого вала не доходила до метки на блоке цилиндров на три зуба (т. е. поршень цилиндра №1 немного не доходит до ВМТ такта Сжатия).
- Проверните распределительные валы и совместите метки шкивов с установочными метками, как показано на рисунке.
Внимание: при повороте шкива распределительного вала на один полный оборот (для совмещения меток), когда шкив другого распределительного вала остается неподвижной (метки совмещены), может произойти соударение впускных и выпускных клапанов вследствие нарушения фаз газораспределения.
- Совместите метку зубчатого шкива коленчатого вала с установочной меткой на корпусе масляного насоса.
г) Для упрощения работы допускается оставить шкивы в положении, когда метки на шкивах распределительных валов расположены на 2 зуба, а метка зубчатого шкива коленчатого вала на 3 зуба до соответствующих установочных меток на блоке цилиндров. В этом случае установка ремня производится, начиная со шкивов распределительных валов. Далее при установке ремня на зубчатый шкив коленчатого вала его необходимо повернуть по часовой стрелке на 1 зуб.
д) Установите ремень привода ГРМ на зубчатый шкив коленчатого вала, затем на шкив насоса охлаждающей жидкости и направляющий ролик.
е) Установите ремень привода ГРМ на шкив распределительного вала выпускных клапанов и зафиксируйте ремень зажимом в позиции, показанной на рисунке.
ж) Убедитесь, что метки шкивов совмещены с установочными меткам» и, зафиксировав относительное положение шкивов распределительных валов с помощью двух ключей, установите ремень привода ГРМ на шкив распределительного вала впускных клапанов.
з) С помощью другого зажима зафиксируйте ремень привода ГРМ на шкиве распределительного вала впускных клапанов в позиции, пока занной на рисунке.
и) Установите ремень привода ГРМ на ролик натяжителя ремня.
к) Вставьте штифты специального приспособления в 2 отверстия ролика натяжителя, поднимите ролик натяжителя в направлении, указанном стрелкой, и затяните стопорный болт ролика натяжителя.
л) Снимите два зажима, которые фиксировали ремень на шкивах.
м) Убедитесь в том, что все установочные метки совмещены, затем отрегулируйте натяжение ремня привода ГРМ.
3. Регулировка натяжителя ремня привода ГРМ.
а) Сначала поверните коленчатый вал на 1/4 оборота против часовой стрелки, затем, проворачивая коленчатый вал по часовой стрелке, совместите установочные метки.
б) Ослабьте стопорный болт ролик натяжителя и с помощью специального инструмента и динамометрического ключа приложите момент к ролику натяжителя (натяните ремень).
Номинальное значение имеет, приложенный ролику натяжителя — 2,6 Н-м
в) Затем, удерживая ролик натяжителя от проворота с помощью специального приспособления, затяните стопорный болт номинальным моментом затяжки.
Внимание: при затяжке стопорного болта убедитесь в том, что вал ролика натяжителя не поворачивается вместе с болтом.
г) Извлеките L-образную проволоку, которая была вставлена в отверстие корпуса натяжителя ремня привода ГРМ (для фиксации штока).
Замечание: перед снятием убедитесь, что проволока может быть легко извлечена из отверстия корпуса натяжителя.
д) Проверните коленчатый вал по часовой стрелке на два оборота и совместите установочные метки.
е) Подождите, по крайней мере, пять минут, и затем снова проверьте, что "L''-образная проволока может быть легко установлена в натяжитель ремня привода ГРМ и легко извлечена из него. Если проволока не может быть легко вставлена в отверстие натяжителя ремня привода ГРМ, то проверьте, что величина выступания штока натяжителя находится в диапазоне номинальных значений.
Номинальное значение (А) 3,8 - 4,5 мм
ж) Если величина выступания штока не соответствует диапазону номинальных значений, то повторите операции по п.п. с "а" по "ж".
з) Снова проверьте, что метки всех шкивов совмещены с установочными метками.
4. Установка передней нижней крышки ремня привода ГРМ.
а) Установите первым болт, показанный на рисунке.
б) Установите остальные болты, затяните их номинальным моментом.
Момент затяжки — 10 -12 Н м
5. Установка направляющей пластины и шкива коленчатого вала.
а) Очистите, затем обезжирьте поверхность шкива коленчатого вала, контактирующей с направляющей пластиной.
Примечание: обезжиривание необходимо для улучшения сопряжения деталей.
б) Очистите резьбовое отверстие в торце коленчатого вала, торец вала, шайбу болта крепления шкива и поверхности, с ней контактирующие.
в) Установите направляющую пластину на коленчатого вала, расположив ее, как показано на рисунке.
г) Смажьте минимальным количеством моторного масла привалочную поверхность (конус) носка коленчатого вала и резьбу болта коленчатого вала.
д) Перед установкой болта крепления шкива коленчатого вала необходимо установить шайбу болта стороной с фаской к болту.
е) С помощью специального инструмента зафиксируйте шкив коленчатого вала от поворота или зафиксируйте маховик от поворота, и установите болт крепления шкива коленчатого вала, затянув номинальным моментом.
Момент затяжки — 178- 186 Н-м
Внимание: надежно закрепите специальный инструмент, чтобы он не проворачивался.
После завершения установки деталей выполните следующие операции:
- а) Установите регулировочную планку генератора.
- б) Установите опорный кронштейн и опору двигателя в сборе.
- в) Установите защитный кожух картера двигателя.
- г) Выполните регулировку натяжения ремней привода навесных агрегатов (см главу "Техническое обслуживание и общие процедуры проверок и регулировок").
- д) Установите декоративный кожух двигателя.