Снятие
Внимание: на моделях с дополнительной системой пассивной безопасности (SRS) перед снятием рулевого механизма установите передние колеса в положение прямолинейного движения и выньте ключ из замка зажигания. Невыполнение данных условий может привести к повреждению спирального провода SRS и несанкционированному срабатыванию подушки безопасности, что, в свою очередь, приведет к серьезным травмам.
Снятие деталей производится в порядке номеров, указанном на рисунке "Рулевой механизм".
Рулевой механизм. 1 - подрамник, 2 - проставка, 3 - соединение возвратного шланга, 4 - возвратная трубка, 5 - соединение нагнетательного шланга, 6 - скоба крепления рулевого механизма, 7 - рулевой механизм в сборе.
Перед началом снятия деталей слейте рабочую жидкость из гидросистемы усилителя рулевого управления.
При снятии деталей обратите внимание на следующие операции.
1. Отсоединение наконечника рулевой тяги от поворотного кулака.
Внимание:
- Для предотвращения отскакивания съемника необходимо предварительно привязать его шнуром.
- Только ослабьте гайку крепления на пальце шарового шарнира, не отворачивайте гайку полностью.
2. Снятие рулевого механизма в сборе.
Внимание: при снятии рулевого механизма в сборе извлекайте рулевой механизм медленно и очень осторожно, чтобы не повредить защитные чехлы рулевых тяг и защитные чехлы шаровых шарниров наконечников рулевых тяг.
Разборка рулевого механизма
− Снятие деталей производится в порядке номеров, указанном на рисунке "Разборка рулевого механизма".
Разборка рулевого механизма.1 - опорная втулка корпуса рулевого механизма, 2 - втулка боковой опоры корпуса рулевого механизма, 3 - нагнетательная трубка, 4 - кольцевая прокладка, 5 - контргайка, 6 - наконечник рулевой тяги, 7 - хомут защитного чехла, 8 - ленточный хомут защитного чехла, 9 - защитный чехол, 10 - рулевая тяга, 11 - шайба стопорная (при установке выполните регулировку общего момента прокрутки ведущей шестерни), 12 - контргайка, 13 - крышка упора рейки, 14 - пружина упора рейки, 15 - упор рейки, 16 - концевая заглушка, 17 - контргайка, 18 - корпус клапана в сборе, 19 - нижний сальник, 20 - уплотнительные кольца, 21 - ведущая шестерня и клапан в сборе, 22 - верхний подшипник, 23 - верхний сальник, 24 - корпус клапана, 25 - стопорное кольцо, 26 - ограничитель хода рейки, 27 - опорная втулка рейки, 28 - сальник, 29 - кольцевая прокладка, 30 - рейка в сборе, 31 - кольцо поршня, 32 - кольцевая прокладка, 33 - нижний подшипник, 34 - игольчатый подшипник, 35 - сальник, 36 - корпус рулевого механизма.
При снятии деталей обратите внимание на следующие операции.
1. Снятие крышки упора рейки.
С помощью специального инструмента снимите крышку упора рейки с корпуса рулевого механизма.
2. Снятие сальника, ведущей шестерни и клапана в сборе.
Легкими постукиваниями молотка с пластиковым бойком аккуратно снимите ведущую шестерню.
3. Снятие уплотнительных колец.
Разрежьте уплотнительное кольцо и снимите его с ведущей шестерни и клапана в сборе и с рейки.
Внимание: при разрезании уплотнительных колец будьте осторожны, чтобы не повредить ведущую шестерню и клапан в сборе или рейку.
4. Снятие шарикового подшипника и сальника.
С помощью оправки и молотка с пластиковым бойком одновременно выбейте из корпуса клапана сальник и шариковый подшипник.
5. Снятие стопорного кольца.
а) Поворачивайте ограничитель хода рейки по часовой стрелке до тех пор, пока конец стопорного кольца не выйдет из паза корпуса рулевого механизма.
б) Поверните ограничитель хода рейки против часовой стрелки и извлеките стопорное кольцо.
Внимание: имейте в виду, что если сначала повернуть ограничитель хода рейки против часовой стрелки, то стопорное кольцо упрется в паз корпуса рулевого механизма и не позволит поворачиваться ограничителю хода рейки.
6. Снятие ограничителя хода рейки, опорной втулки рейки, рейки и сальника.
а) Аккуратно извлеките рейку в сборе и снимите одновременно ограничитель хода рейки и опорную втулку.
б) Для снятия сальника из опорной втулки рейки необходимо немного отогнуть сальник отверткой.
Внимание: не повредите посадочную поверхность под сальник в опорной втулке рейки.
7. Снятие шарикового подшипника.
Для снятия шарикового подшипника из корпуса рулевого механизма используйте специальный инструмент или латунную выколотку.
8. Снятие игольчатого подшипника.
С помощью специального инструмента извлеките игольчатый подшипник из корпуса рулевого механизма.
Внимание: не допускайте излишнего открытия специального инструмента, чтобы не повредить внутренние поверхности корпуса рулевого механизма.
9. Снятие сальника.
С помощью отрезка подходящей трубы извлеките сальник из корпуса рулевого механизма.
Внимание: не повредите внутреннюю поверхность цилиндра рейки в корпусе рулевого механизма.
Карта точек нанесения смазки, рабочей жидкости и герметика.
Проверка перед сборкой
1. Рулевая рейка.
а) Проверьте отсутствие износа на зубьях рулевой рейки.
б) Проверьте отсутствие чрезмерного износа на рабочих поверхностях сальников.
в) Проверьте прямолинейность рулевой рейки.
2. Ведущая шестерня и клапан в сборе,
а) Проверьте зубья ведущей шестерни на отсутствие износа или повреждений.
б) Проверьте уплотнительные кольца на отсутствие износа или повреждений.
3. Подшипник.
а) Проверьте плавность вращения и отсутствие посторонних шумов при работе подшипников.
б) Проверьте отсутствие люфта в подшипниках.
в) Проверьте отсутствие выпадения игл из игольчатого подшипника.
Другие проверки.
а) Проверьте отсутствие повреждений на внутренней поверхности цилиндра корпуса рулевого механизма.
б) Проверьте защитные чехлы на отсутствие износа, трещин и разрывов.
в) Проверьте упор рейки на отсутствие чрезмерного износа или вмятин.
г) Проверьте опорную втулку рулевой рейки на отсутствие чрезмерного износа или повреждений.
Сборка
Установка деталей осуществляется в порядке, обратном снятию.
При установке деталей обратите внимание на следующие операции.
1. Установка сальника.
Выполните установку, как показано на рисунке.
2. Установка игольчатого подшипника и шарикового подшипника.
Выполните установку как показано на рисунке.
3. Установка рейки.
а) Смажьте зубья рулевой рейки смазкой из ремкомплекта.
Внимание: не забивайте смазкой вентиляционное отверстие в рейке.
б) Прикройте поверхность зубьев специальным инструментом.
в) Смажьте специальный инструмент рабочей жидкостью.
Рекомендуемая жидкость — Mitsubishi ATF-SPII
Внимание: не используйте в рулевом управлении жидкость ATF-SP II М и ATF-SP III.
г) Совместите оси отверстия уплотнительного кольца и рулевой рейки для предотвращения выскальзывания стопорного кольца и медленно вставьте рулевую рейку со стороны силового цилиндра.
4. Установка сальника и опорной втулки рейки.
а) Смажьте наружную поверхность сальника рабочей жидкостью. При помощи специального приспособления запрессуйте сальник заподлицо с торцом опорной втулки рейки.
Рекомендуемая жидкость — Mitsubishi ATF-SP 11
Внимание: не используйте в рулевом управлении жидкость ATF-SP II М и ATF-SP III.
б) Смажьте внутреннюю поверхность сальника и кольцевую прокладку рабочей жидкостью.
Рекомендуемая жидкость — Mitsubishi ATF-SP II
Внимание: не используйте в рулевом управлении жидкость ATF-SP II М и ATF-SP III.
в) Обмотайте изоляционной лентой наконечник рейки и наденьте опорную втулку на рейку.
в) Обмотайте изоляционной лентой наконечник рейки и наденьте опорную втулку на рейку.
6. Установка сальника.
Смажьте наружную поверхность сальника рабочей жидкостью. С помощью специальных инструментов запрессуйте сальник в корпус клапана.
Рекомендуемая жидкость Mitsubishi ATF-SP II
Внимание: не используйте в рулевом управлении жидкость ATF-SP И М и ATF-SP III.
7. Установка шарикового подшипника.
Смажьте наружную обойму подшипника рабочей жидкостью. С помощью специальных инструментов запрессуйте подшипник в корпус клапана.
Рекомендуемая жидкость — Mitsubishi A TF-SP II
Внимание: не используйте в рулевом управлении жидкость ATF-SP И М и ATF-SP III.
8. Установка уплотнительного кольца,
а) Разомните уплотнительное кольцо для его размягчения.
б) Смажьте уплотнительное кольцо рекомендуемой жидкостью и вставьте его в канавку рейки.
Рекомендуемая жидкость — Mitsubishi ATF-SP II
Внимание: не используйте в рулевом управлении жидкость ATF-SP II М и ATF-SP III.
в) Вставьте конусную часть специального инструмента со стороны ведущей шестерни и сожмите уплотнительное кольцо.
9. Установка сальника.
С помощью специального инструмента запрессуйте сальник в корпус клапана.
Внимание: верхний торец сальника должен выступать над торцом корпуса клапана приблизительно на 1 мм. Если установить сальник на одном уровне с торцом корпуса клапана или ниже, то это может привести к утечкам жидкости и потребует повторной сборки.
11. Установка заглушки.
а) Нанесите на резьбу заглушки указанный герметик.
Герметик — Three Bond №1215 или равнозначный
б) Затянув заглушку, зачеканьте её в двух точках, используя керн.
12. Установка крышки упора рейки и контргайки.
а) Установите рейку в её центральное положение. Затяните крышку упора рейки номинальным моментом затяжки с помощью специального инструмента.
Момент затяжки — 15 Н·м
б) Отверните крышку упора рейки примерно на 30 градусов.
в) Зафиксируйте крышку упора рейки с помощью специального инструмента и затяните контргайку.
13. Регулировка общего момента прокрутки ведущей шестерни.
а) С помощью специального ключа поверните шестерню на один оборот за 4 - 6 секунд и проверьте величину момента прокрутки и величину отклонения момента прокрутки во время поворота шестерни.
Номинальное значение — 0,6 -1,6 Н·м
Допустимое отклонение — 0,4 Н·м
б) Если величина момента прокрутки и величина отклонения момента не соответствуют номинальным значениям, то выверните крышку упора рейки на 0 - 30 градусов и отрегулируйте момент прокрутки.
Внимание:
- В процессе регулировки старайтесь установить верхнюю границу номинального значения.
- Убедитесь в отсутствии стуков и заеданий при перемещении рулевой рейки.
- Общий момент прокрутки необходимо измерять на протяжении всего хода рейки.
Примечание: если момент прокрутки ведущей шестерни нельзя отрегулировать, поворачивая крышку упора рейки на определенный угол, то проверьте или замените детали упора рейки и крышки упора рейки.
в) После окончания регулировки зафиксируйте крышку упора рейки, затянув контргайку.
14. Установка рулевой тяги и стопорной шайбы.
После установки рулевой тяги на рейку заведите в двух местах усики стопорной шайбы в выемки рулевой тяги.
15 Установка ленточного хомута защитного чехла.
а) Вращая регулировочный болт специального инструмента, отрегулируйте размер "W" до номинального значения.
Номинальное значение — W 2,9 мм
Внимание:
- Если размер больше 2,9 мм, то затягивайте болт.
- Если размер меньше 2,9 мм, то отворачивайте болт.
Примечание:
- Один оборот регулировочного болта изменяет размер "W" приблизительно на 0,7 мм.
- Не поворачивайте регулировочный болт более чем на один оборот.
б) С помощью специального инструмента обожмите ленту хомута защитного чехла.
Внимание:
- Закрепите корпус рейки, и надежно обожмите ленточный хомут.
- Обжимайте ленточный хомут до тех пор, пока рукоятка инструмента не упрется в упор.
в) Проверьте ширину обжатия хомута (размер "А") и её соответствие номинальному значению.
Номинальное значение "А" — 2,4 - 2,8 мм
Внимание:
- Если размер "А" больше 2,8 мм, то повторно отрегулируйте размер "W", как указано в пункте (а), до величины, определённой по указанной формуле (W = 5,5 мм - А), о повторите операции пункта (б) (например, если А = 2,9 мм, то W = 2,6 мм).
- Если размер "А" меньше 2,4 мм, то снимите ленточный хомут, отрегулируйте повторно размер 'W'', как указано s пункте (а), до ве- \ личины, определённой по указанной' формуле (W = 5,5 мм - А), установите новый ленточный хомут и повторите пункты (б) и (в) (например, если А = 2,3 мм, то W = 3,2 мм).
16. Установка наконечника рулевой тяги и контргайки наконечника рулевой тяги.
а) Заверните левый и правый наконечники рулевых тяг до размера, указанного на рисунке.
Номинальное значение "А" — 181 мм
б)Зафиксируйте положение контргайкой
Внимание: окончательно затяните контргайки наконечников рулевых тяг только после установки рулевого механизма на автомобиль и регулировки схождения передних колёс.
17. Установка защитного чехла шарового шарнира.
Примечание: замена защитного чехла производится только в случае его повреждения в процессе установки.
а) Заполните внутреннюю полость защитного чехла универсальной консистентной смазкой.
б) Нанесите на уплотнительную кромку защитного чехла указанный герметик.
Герметик — Three Bond №1215 или равнозначный
в) С помощью специального инструмента установите защитный чехол на палец шарового шарнира наконечника рулевой тяги.
г) Придерживая защитный чехол шарового шарнира пальцем, проверьте, что он не имеет трещин и других повреждений.
Проверка перед установкой
1. Проверьте резиновые детали на отсутствие трещин и повреждений.
2. Проверьте общий момент вращения ведущей шестерни рулевого механизма.
а) Для проверки общего момента вращения ведущей шестерни рулевого механизма, при помощи специального ключа вращайте шестерню реечного рулевого механизма в пределах одного оборота в течение 4-6 секунд.
Номинальное значение — 0,6 - 1,6 Н−м
Допустимое отклонение — 0,4 Н·м
Примечание:
- Снимите защитные чехлы с корпуса рулевого механизма перед проверкой.
- − Выполните измерения момента вращения ведущей шестерни, поворачивая ведущую шестерню влево и вправо на 180 градусов (полный ход рулевой рейки).
6) Если измеренная величина не соответствует номинальному значению, то сначала отрегулируйте положение крышки упора рулевой рейки, и затем снова проверьте общий момент вращения ведущей шестерни рулевого механизма.
в) Если общий момент вращения ведущей шестерни отрегулировать не удается, то проверьте крышку упора рулевой рейки, пружину упора рулевой рейки, упор рулевой рейки и при необходимости замените детали.
Внимание: при установке рулевого механизма в тиски зажимайте его только а местах крепления. Если зажать рулевой механизм иначе, то можно повредить или деформировать корпус рулевого механизма.
3. Проверьте сопротивление вращению шарнира рулевой тяги.
а) Сделайте 10 сильных поворотов наконечника рулевой тяги.
б) С помощью пружинного динамометра измерьте сопротивление вращению шарнира рулевой тяги (момент сопротивления вращению).
Номинальное значение — 6 - 19 Н (1,5 - 4,9 Н·м)
в) Если измеренная величина превышает номинальное значение, то замените рулевую тягу.
г) Если измеренная величина меньше номинального значения, однако рулевая тяга поворачивается плавно, без чрезмерного люфта, то такой наконечник пригоден для эксплуатации.
4. Проверьте защитный чехол шарового шарнира наконечника рулевой тяги.
а) Придерживая защитный чехол шарового шарнира пальцем, проверьте, что он не имеет трещин и других повреждений.
б) Если на защитном чехле есть трещины или другие повреждения, то его необходимо заменить.
Примечание:
- Трещины или другие повреждения защитного чехла могут привести к повреждению шарового шарнира. Следовательно, если защитный чехол повреждён в процессе ремонта, то его необходимо заменить.
Установка
Установка деталей осуществляется в порядке, обратном снятию.
После установки деталей выполните следующие операции.
а) Проверьте защитный чехол шарового шарнира наконечника рулевой тяги. Придерживая наконечник рулевой тяги пальцем, проверьте, что на нем нет трещин и других повреждений.
б) Залейте рабочую жидкость в гидросистему усилителя.
в) Удалите воздух из гидросистемы усилителя рулевого управления.
г) Проверьте среднее положение рулевого колеса при установке колес параллельно продольной оси автомобиля.
д) Проверьте и при необходимости отрегулируйте углы установки передних колёс.