Дизельный двигатель не нуждается в системе зажигания, так как при наличии высокой степени сжатия всасываемый воздух разогревается настолько сильно, что после впрыска топлива его воспламенение происходит само по себе.
В зависимости от года выпуска и типа двигателя в эксплуатации имеются различные типы системы зажигания:
- С января 1984 г. по август 1988 г.: Система зажигания с механическим прерывателем или транзисторная система зажигания.
- С сентября 1988 г. по март 1992 г.: На карбюраторных двигателях установлена транзисторная система зажигания с механической регулировкой момента зажигания. На двигателе объемом 1.5 л с устройством впрыска топлива установлена система зажигания с электронным регулированием.
- На 16-ти клапанных двигателях вместо распределителя установлен датчик положения коленчатого вала. Электронный блок управления вычисляет момент зажигания по сигналам датчиков и в соответствии с заложенной в нем характеристике и формирует искру посредством двух катушек зажигания.
У систем зажигания с механическим регулированием в распределителе зажигания установлен прерыватель, который имеет задачу индуцировать напряжение зажигания в катушке зажигания в момент прерывания тока первичной обмотки.
Созданное в катушке зажигания напряжение зажигания подводится через бегунок распределителя и провода зажигания к соответствующей свече зажигания. Между электродами свечи зажигания образуется искра, которая воспламеняет воздушнотопливную смесь в камере сгорания цилиндра. Момент зажигания при повышении оборотов двигателя следует автоматически смещать в направлении опережения зажигания. Эта корректировка момента зажигания происходит в системах зажигания с механическим регулированием в распределителе зажигания с помощью инерционных грузиков и вакуума (вакуумный шланг от впускной трубы к распределителю зажигания).
В транзисторных системах зажигания искра зажигания образуется по сигналу установленного в распределителе зажигания бесконтактного датчика. Коррекция момента зажигания осуществляется также с помощью инерционных грузиков и вакуума.
У двигателя объемом 1.5 л с устройством впрыска топлива коррекция угла опережения зажигания производится единым электронным блоком управления системы зажигания и системы впрыска топлива. По заложенной в память блока характеристике — см. рисунок — блок управления устанавливает оптимальный момент зажигания в зависимости от числа оборотов двигателя и нагрузки. Помимо этого вычислитель контролирует и сам процесс зажигания. Задача распределителя зажигания здесь состоит в том, чтобы в заданной последовательности подавать напряжение зажигания к отдельным свечам зажигания.
16-ти клапанные двигатели имеют систему зажигания без распределителя. Распределение напряжения зажигания производится здесь электронным блоком управления системами зажигания и впрыска. Датчик положения коленчатого вала, приводимый от распределительного вала впускных клапанов, передает электронному блоку управления информацию о числе оборотов двигателя и о положении коленчатого вала. На двигателях с устройством впрыска топлива на двигательном блоке примерно между 2-м и 3-м цилиндрами установлен датчик детонации. Он регистрирует возникновение детонации в двигателе и извещает с помощью колебаний напряжения электронный блок управления о необходимости смещения момента зажигания в направлении "позднее". Смещение момента зажигания предотвращает детонационное зажигание и тем самым позволяет избегать повреждение двигателя.
Внимание: При работе с системой зажигания необходимо соблюдать меры предосторожности.