8-ми и 12-ти клапанные бензиновые двигатели
Внимание: В зависимости от модели и года выпуска необходимо снятие дополнительно рядом расположенных агрегатов, таких как генератор, сервонасос и компрессор кондиционера.
Снятие
Отсоединить верхнюю подвеску двигателя, подперев при этом двигатель, см. п. 1.4.
Отболтить ременной шкив водяного насоса, слегка прижав клиновой ремень рукой, чтобы шкив не проворачивался.
Снять клиновой ремень, см. п. 1.21.
Установить коленчатый вал в ВМТ 1-го цилиндра и больше не сбивать установку.
Установка двигателя в ВМТ 1-го цилиндра
Указание: В положении ВМТ поршень находился в цилиндре в своей верхней точке. Это положение поршень занимает в такте сжатия и такте выпуска. Положение ВМТ в такте сжатия называется положением ВМТ зажигания, так как при нормальной работе двигателя незадолго до этого происходит зажигание.
Снять верхний кожух зубчатого ремня.
Поворачивать коленчатый вал двигателя по часовой стрелке до занятия распределительным валом положения ВМТ.
Проворачивание вала двигателя может производиться несколькими способами:
1. Поднять автомобиль спереди с одной стороны. Включить пятую передачу, взвести ручной тормоз. Поворачивать поднятое переднее колесо. При этом вращается коленчатый вал двигателя. Для проворачивания колеса требуется помощник.
2. Установить автомобиль на ровной площадке. Включить пятую передачу. Передвигать автомобиль.
3. Проворачивать коленчатый вал за центральный болт ременного шкива коленчатого вала. Перед этим установить коробку передач в нейтральное положение и взвести ручной тормоз.
Внимание: Не вращать двигатель за болт крепления ременной шестерни распределительного вала. При этом зубчатый ремень испытывает перегрузку.
Проворачивать двигатель до совпадения маркировки на шестерне распределительного вала с отметкой ВМТ на головке цилиндров. Двигатель при этом устанавливается в положение ВМТ зажигания первого цилиндра.
Отсоединить ременной шкив коленчатого вала от коленчатого вала. Для удержания коленчатого вала от проворачивания в мастерской применяется приспособление MD-998747, а также старый клиновой ремень.
Внимание: Клиновой ремень не должен быть поврежден. Ни в коем случае этот ремень не устанавливать вновь, так как он может повредиться при удерживании от проворачивания. Если приспособления не имеется, включить первую передачу и помощнику нажать на педаль тормоза.
Снять нижний кожух зубчатого ремня.
Замаркировать направление движения зубчатого ремня мелом или фломастером. Зубчатый ремень движется по часовой стрелке.
Освободить установочный болт натяжителя зубчатого ремня.
Нажать рукой на натяжитель зубчатого ремня в направлении водяного насоса и тем самым ослабить натяжение зубчатого ремня. В этом положении настолько затянуть стяжной болт, чтобы установка натяжителя ремня не сбилась.
Снять зубчатый ремень.
Внимание: Не сбивать положение ВМТ распределительного и коленчатого валов. При необходимости поворачивания распределительного вала при снятом зубчатом ремне следить за тем, чтобы коленчатый вал при этом не находился в положении ВМТ (опасность повреждения клапанов и поршней). Для этого замаркировать положение шестерни коленчатого вала (нанести краской маркировку на шестерне коленчатого вала и на двигательном блоке). Затем провернуть колесо коленчатого вала на ¼ оборота (90°) вперед или назад.
Проверка состояния зубчатого ремня
Обязательно заменять зубчатый ремень при наличии следующих дефектов:
Следы масла или охлаждающей жидкости на зубчатом ремне. Как правило причина этого лежит в негерметичности сальников корпуса или распределительного вала или негерметичности водяного насоса.
Затвердение резины с наружной стороны зубчатого ремня. Ремень при этом становитс блестящим, неэластичным и настолько жестким, что не остаетс следа от сильно прижатого ногт пальца.
Порывы резины на наружной стороне ремня.
Порывы и отслоения ткани на внутренней стороне ремня.
Порывы у основания зубьев.
Порывы на узкой стороне ремня.
Сильный износ узкой стороны ремня.
Сильный износ зубьев. Растрепывание ткани на нагруженной стороне зубьев. Отслоение резины, изменение цвета на белый. Уменьшение ширины зубьев.
Выкрошенные зубья.
Установка
Проверить положение ВМТ распределительногои коленчатого валов, при необходимости установить.
Проверить, находится ли распределительный вал в положении ВМТ-зажигания 1-го цилиндра. При этом маркировка на шестерне распределительного вала должна совпадать с отметкой на головке цилиндров. При несовпадении, осторожно провернуть распределительный вал без наложенного зубчатого ремня. При этом коленчатый вал не должен находиться в положении ВМТ.
Наложить зубчатый ремень. При этом следует учитывать сделанную при снятии маркировку направления вращения. Бывший в употреблении зубчатый ремень должен вновь устанавливаться только в прежнем направлении движения. Сначала наложить зубчатый ремень на шестерню коленчатого вала, удерживать сторону натяжения зубчатого ремня натянутой, затем проложить зубчатый ремень на шестерню распределительного вала через натяжное устройство.
Повернуть немного шестерню распределительного вала против часовой стрелки -направление стрелки В-, натягивая тем самым ремень со стороны натяжения.
Освободить стяжной болт натяжителя.
Временно установить ременный шкив коленчатого вала для того, чтобы при вращении коленчатого вала не соскочил зубчатый ремень.
Натянуть зубчатый ремень.
Еще раз проверить положение ВМТ коленчатого и распределительного валов. Все отметки и маркировки ВМТ при натянутом зубчатом ремне должны совпадать, в противном случае необходимо снять зубчатый ремень и повторить регулировку.
Установить нижний кожух зубчатого ремня. Более длинные болты при этом устанавливаются внизу справа.
Закрепить ременный щкив коленчатого вала центральным болтом с усилием затяжки 100 Нм. Для этого включить 1-ю передачу, нажать на педаль тормоза. Затянуть 4 крепежных болта с усилием 15 Нм.
Закрепить ременный шкив водяного насоса с усилием 10 Нм.
Установить клиновой ремень, см. п. 1.21.
Установить верхнюю подвеску двигателя, см. п. 1.4.
Проверить установку момента зажигания, при необходимости отрегулировать.
16-ти клапанный бензиновый двигатель (1.6, 1.8 л)
16-ти клапанный двигатель имеет гидравлическое устройство натяжения ремня, обеспечивающее постоянную величину натяжения ремня. Регулировка натяжения зубчатого ремня производится только после снятия и установки зубчатого ремня. Так как эта работа требует наличия известного опыта и специального инструмента, ее следует поручить специалисту.
1 - Шестерня распределительного вала выпускных клапанов; 2 - Штифт; 3 - Шестерня распределительного вала впускных клапанов; 4 - Установочная метка; 5 - Верхний край головки цилиндров; 6 - Натяжной ролик зубчатого ремня; 7 - Натяжитель зубчатого ремня; 8 - Направляющий ролик зубчатого ремня; 9 - Отметки ВМТ; 10 - Отметки ВМТ; 11 - Зубчатое колесо коленчатого вала; 12 - Зубчатое колесо масляного насоса