В зависимости от года выпуска и от состава оборудования прокладка электрических проводов, а также шлангов низкого давления и охлаждающей жидкости может осуществляться в моторном отсеке по-разному. Так как невозможно дать подробную картину по каждому варианту, рекомендуется перед снятием замаркировать при необходимости провода липкой лентой.
Снимать головку цилиндров только при охлажденном двигателе (окружающая температура) . Впускной и выпускной коллекторы остаются подсоединенными.
Дефектная головка цилиндров опознается по одному или нескольким из следующих признаков:
- Потеря мощности.
- Утечка охлаждающей жидкости. Выхлопные газы белого цвета при горячем двигателе.
- Повышенный расход масла.
- Попадание охлаждающей жидкости в масло. Уровень масла не падает, а повышается. Серый цвет моторного масла, пузырьки пены на измерительном стержне. Масло жидкое.
- Моторное масло в охлаждающей жидкости.
- Охлаждающая жидкость сильно бурлит.
- Отсутствие компрессии в двух соседних цилиндрах.
Снятие
Отключить кабель массы от аккумулятора. Внимание: При этом стираются данные в электронной памяти, например, накопитель дефектов двигателя или код радиоприемника. Отключать аккумулятор только при выключенном зажигании, так как в противном случае может выйти из строя управляющий блок устройства впрыска. Перед отключением аккумулятора следует прочитать указания в разделах "Радиоприемник" и "Снятие и установка аккумулятора".
Слить охлаждающую жидкость, см. п. 3.3.
Отсоединить и отложить в сторону трос газа.
Снять шланг вентиляции картера между крышкой головки цилиндров и толстым шлангом впуска воздуха.
Снять шланг впуска воздуха между воздушным фильтром и корпусом термостата. Прежде освободить и сдвинуть назад хомуты.
Снять верхний шланг охлаждающей жидкости с корпуса термостата. Прежде освободить и сдвинуть назад хомуты.
Снять шланг отопителя с корпуса термостата. Прежде освободить и сдвинуть назад хомуту.
Снять соединительный шланг охлаждающей жидкости между элементом дроссельной заслонки и ответвлением трубки охлаждающей жидкости. Прежде освободить и сдвинуть назад хомуты.
Стянуть шланг низкого давления с всасывающей трубки гидровакуумного усилителя тормозной системы.
Отвернуть монтажную плату подводного топливного трубопровода с распределительной трубки. Снять уплотнительное кольцо круглого сечения, при установке поставить новое кольцо. Внимание: Система находится под высоким давлением, поэтому прежде необходимо обязательно сбросить давление, см. п. 8.3.
Снять трубку отвода топлива с регулятора давления у распределительной трубки, прежде освободив зажимы хомутов. При снятии подложить тряпку для сбора возможно выливающегося топлива. При необходимости заткнуть шланги подходящими пробками. Для этого годятся например винты с соответствующим диаметром резьбы. Отложить топливные трубки в сторону, при необходимости закрепить проволокой на кузове.
Снять все свечные наконечники и снять провода зажигания с крышки распределителя.
Отсоединить от головки цилиндров всю электропроводку:
- Разъем распределителя -13/14-.
- Разъем лямбда-зонда -15-.
- Разъем конденсатора -16-.
- Разъем датчика температуры охлаждающей жидкости -17-.
- Разъем чувствительного элемента температуры охлаждающей жидкости -18-.
- Разъем датчика положения -19-.
- Разъем регулятора холостого хода -20-.
- Разъем датчика положения дроссельной заслонки -21-
- Разъем вентилей впрыска -22-.
- Разъем фильтра шумов.
Дополнительно для двигателя 84 л.с.:
- Разъем чувствительного элемента детонации.
- Разъем мощного транзистора.
- Разъем катушки зажигания.
- Разъем конденсатора.
Освободить жгут проводов -24- от впускного коллектора и отложить в сторону.
Внимание: Нижеследующие обозначения относятся к рисунку К-1009.
Снять верхний кожух зубчатого ремня -25-.
Снять крышку головки цилиндров -26- с прокладкой -27-. Для облегчения последующей установки заметить крепления хомутов на крышке головки цилиндров.
Выставить двигатель в ВМТ, см. п. 1.6.
Застраховать зубчатое колесо распределительного вала тросом, как показано на рисунке. Вывернуть крепежный болт, при этом просунуть большую отвертку или стержень в отверстие зубчатого колеса и упереть в головку цилиндров для предотвращения проворота распределительного вала. Чтобы не повредить головку цилиндров, проложить под отвертку деревянную прокладку.
Внимание: Зубчатый ремень остается надетым на зубчатое колесо распределительного вала. Следить за тем, чтобы положение ремня на зубчатом колесе не изменялось. При снятом зубчатом колесе распределительного вала вал нельзя смещать.
Поднять автомобиль, см. п. 29.
Отвернуть переднюю трубу глушителя -29-. Приопустить глушитель и закрепить на кузове проволокой, см. также п. 10.
Опустить автомобиль, см. п. 29.
Отвернуть штуцер впускного коллектора.
Освободить болты головки цилиндров в порядке, обратном порядку затяжки, то есть от 10 к 1, см. раздел "Установка". При этом все болты сначала отвернуть на 1/2 оборота, а затем вывернуть полностью.
Проверить, сняты ли все провода и шланги, подходящие к головке цилиндров.
Приподнять головку цилиндров и поставить ее на два деревянных бруска.
Снять прокладку -31- передней трубы глушителя, при установке заменить
Снять прокладку головки цилиндров.
Установка
Перед установкой подходящим шабером осторожно удалить остатки уплотнений с головки цилиндров и двигательного блока. Следить за тем, чтобы в отверстия блока не попала грязь. Закрыть отверстия тряпкой.
Проверить, нет ли в отверстиях под болты головки цилиндров масла. Если есть, обязательно удалить. Для этого ввести в отверстия чистую тряпку и промокнуть масло.
Внимание: При наличии масла в отверстиях двигательный блок может быть поврежден при затягивании болтов.
Проверить стальной линейкой перекос головки цилиндров и двигательного блока.
Проверить с помощью стальной линейки и набора щупов перекос в различных местах головки цилиндров (двигательного блока). Неплоскостность не должна превышать 0.2 мм (у двигательного блока 0.1 мм).
Внимание: При обработке поверхностей головки цилиндров допустимая минимальная высота не должна быть нарушена, см. п. 1.17.
Обязательно заменить прокладку головки цилиндров.
Наложить прокладку головки цилиндров без герметика так, чтобы не закрыть отверстия. Идентификационная маркировка должна быть обращена наверх, к головке цилиндров.
Наложить новую прокладку на переднюю трубу глушителя.
Поставить головку цилиндров. Следить за тем, чтобы распределительный вал находился в положении ВМТ 1-го цилиндра, см. п. 1.6.
От руки навернуть 10 болтов головки цилиндров с шайбами. Болты головки цилиндров обязательно заменить.
Внимание: Затягивание болтов головки цилиндров следует проводить с особой тщательностью. Перед затягиванием должна быть проверена точность показаний динамометрического ключа. Затягивание болтов головки цилиндров проводить на холодном двигателе.
Болты головки цилиндров затягивать за 4 прохода. При каждом проходе боты затягивать в порядке от 1 к 10.
Порядок затягивания болтов головки цилиндров для двигателя объемом 1.5 л выпуска с августа 1990 г.
Двигатель 55 + 84 л.с. выпуска с января 1984 г.
- 1- й проход: с динамометрическим ключом на 20 Нм.
- 2- й проход: с динамометрическим ключом на 40 Нм.
- 3- й проход: с динамометрическим ключом на 60 Нм.
- 4-й проход: с динамометрическим ключом на 75 Нм.
Внимание: Подтяжка болтов головки цилиндров на горячем двигателе, в рамках обслуживания или после ремонта недопустима.
Закрепить глушитель новыми гайками.
Надеть на распределительный вал зубчатое колесо с зубчатым ремнем и закрепить. Следить за тем, чтобы распределительный и коленчатый валы находились в положении ВМТ и положение зубчатого ремня на зубчатом колесе не сбилось, позицию ВМТ см. п. 1.6.
Наложить новую прокладку крышки головки цилиндров, надеть крышку головки цилиндров и попеременно слегка затянуть болты.
Установить верхний кожух зубчатого ремня.
Закрепить с усилием 25 Нм штуцер впускного коллектора.
Проверить шланги охлаждающей жидкости, масляные и низкого давления на наличие пористости и порывов, при необходимости заменить.
Надеть все шланги низкого давления, затянуть хомутами, см. раздел "Снятие".
Проложить кабельный жгут и закрепить его на впускном коллекторе.
Подключить все электрические провода к двигателю, см. раздел "Снятие".
Поставить и закрепить топливоподводящую трубку с новым уплотнительным кольцом. Прежде смочить бензином все места соединений. При сборке следить за тем, чтобы не пережать или не повредить уплотнительное кольцо.
Надеть топливоотводящую трубку на распределительную трубку и закрепить хомутом.
Подсоединить трос газа к элементу дроссельной заслонки и закрепить на впускном коллекторе.
Установить провода зажигания, см. п. 4.4.
Надеть шланг низкого давления гидровакуумного усилителя тормозной системы и закрепить хомутом.
Надеть шланги охлаждающей жидкости и отопителя и закрепить хомутами, см. раздел "Снятие".
Надеть воздухозаборный шланг и закрепить хомутом.
Надеть шланг вентиляции картера на шланг впуска воздуха и на крышку головки цилиндров.
Проверить уровень масла в двигателе и долить, см. п. 32.1.
Отрегулировать трос газа, см. п. 6.8.
Подключить кабель массы к аккумулятору.
Довести двигатель до рабочей температуры. Для этого разогреть двигатель в движении до достижения нормальной рабочей температуры охлаждающей жидкости. После этого проехать еще около 5 км, чтобы гарантированно достигнуть достаточной температуры моторного масла.
Проверить герметичность в местах подсоединения шлангов.
Проверить установку момента зажигания, см. п. 4.7.
Проверить работу двигателя на холостом ходу, см. пп. 7.4/8.4.
Выставить часы.
При необходимости задать охранный код в радиоприемнике, см. раздел "Кодирование радиоприемника".
Двигатель 124/136 л.с.
Снять радиатор, см. п. 3.6.
Снять разъем измерителя количества воздуха с корпуса воздушного фильтра.
Снять воздушный фильтр.
Вынуть с передней стороны уплотнение крышки головки цилиндров полукруглой формы.
Снять зубчатый ремень.
Отвернуть оттяжку с впускного коллектора.
Установку производить в обратной последовательности.
Порядок затягивания болтов головки цилиндров
Внимание: При затягивании болтов головки цилиндров обращать внимание на правильное положение прокладочных шайб, см. рисунок.
- 1-й проход: с динамометрическим ключом на 30 Нм.
- 2-й проход: с динамометрическим ключом на 60 Нм.
- 3-й проход: с динамометрическим ключом на 80 Нм.
- 4-й проход: с динамометрическим ключом на 100 Нм.
Вставить, как показано на следующем рисунке, полукруглое уплотнение. Прежде нанести герметик, например, MITSUBISHI ЗМ-8660, на контактную поверхность головки цилиндров и на уплотнение.
Покрыть прокладку крышки головки цилиндров, как показано на следующем рисунке, герметиком, например, MITSUBISHI ЗМ-8660. Поставить крышку головки цилиндров и совсем слегка затянуть (3 Нм).
Усилия затяжки:
- Оттяжка: 50 Нм.
- Штуцер впускного коллектора: 30 Нм.
Дизельный двигатель
Отсоединить подвеску двигателя, см. п. 1.4.
Снять верхнюю часть впускного коллектора, см. п. 1.10.
Отвернуть крепление нижней части впускного коллектора (гайки, 20 Нм).
Снять свечи зажигания, см. п. 32.1.
Установить двигатель в положение ВМТ, см. п. 1.13.
Снять верхний кожух зубчатого ремня.
Наложить зубчатое колесо распределительного вала с надетым зубчатым ремнем на нижний кожух зубчатого ремня. Прежде отвернуть зубчатое колесо распределительного вала, см. п. 1.13.
Снять трубки впрыска в комплекте. Для этого отпустить накидные гайки 2 ключами.
Внимание: не нарушить кривизны трубок впрыска. После отсоединения трубок заткнуть отверстия подходящими пробками, чтобы не попадали посторонние предметы и грязь.
Установка производится в обратной последовательности.
Внимание: Сопрягаемые поверхности головки цилиндров и двигателя не подлежат обработке.
Последовательность затяжки болтов головки цилиндров приведена на рис. К-1013. Момент затяжки болтов головки цилиндров
- 1-й проход: с динамометрическим ключом 30 Нм.
- 2-й проход: с динамометрическим ключом 60 Нм.
- 3-й проход: с динамометрическим ключом 90 Нм.
- 4-й проход: с динамометрическим ключом 115 Нм.
Внимание: При снятом распределительном вале следует дополнительно провести следующие работы:
За несколько проходов равномерно подтянуть болты крышки подшипника распределительного вала и в заключение затянуть с усилием 20 Нм.
Затянуть крепление блока коромысел к крышкам подшипников и опоре оси коромысел с усилием 30 Нм.
Вставить пружины коромысел, как показано на рисунке, в углубление крышки подшипников.
Проверить зазоры клапанов, при необходимости отрегулировать.
Усилия затяжки:
- Зубчатое колесо распределительного вала 100 Нм.
- Нижняя часть впускного коллектора 20 Нм.