Общая информация
Для комплектации приводных валов рассматриваемых в настоящем Руководстве автомобилей могут использоваться шарниры нескольких различных типов. Конкретный выбор определяется рабочим объемом двигателя, типом трансмиссии, положением шарнира на валу (внутренний или наружный) и даже положением собственно вала на автомобиле (правый или левый).
Прежде чем приступать к любого рода обслуживанию шарнира (включая замену защитного чехла) следует определить его конструкцию. В первую очередь следует обратить внимание на идентификационный номер шарнирной сборки, - номер обычно наносится на большую торцевую поверхность шарнира, иногда маркировка может быть выбита на концах бандажных лент.
Как уже упоминалось выше, на рассматриваемых в настоящем Руководстве автомобилях используется несколько, а именно три типа шарниров приводных валов, это: шарниры Бирфилда (BJ), триподные шарниры (TJ) и шарниры двойной компенсации (DOJ).
Примечание. Шарниры Бирфилда разборке не подлежат и в случае выхода из строя заменяются в сборе.
Важным эксплуатационным параметром шарниров всех типов является расстояние между бандажными летами крепления защитного чехла, - чрезмерное растягивание чехла, либо слишком свободная его посадка могут привести к образованию трещин, утрате смазки и попаданию внутрь шарнирной сборки грязи и влаги.
Примечание. Для набивки шарниров приводных валов используется специальная смазка, в обязательном порядке поставляемая в комплекте со сменными чехлами.
Шарниры двойной компенсации (DOJ)
Снятие
1. Шарниры DOJ отличаются от прочих более крупными габаритными размерами и обычно используются в качестве внутренних ШРУСов.
2. Снимите приводной вал с автомобиля (см. Раздел Снятие и установка приводных валов).
3. Оцените состояние резинового защитного чехла.
4. Бокорезами перекусите металлические бандажные ленты и снимите защитный чехол с наружной обоймы (корпуса) шарнира.
5. Отыщите и снимите большое стопорное кольцо в основании шарнирной сборки. Снимите наружную обойму (корпус) шарнира.
6. Извлеките малое стопорное кольцо и снимите внутреннюю обойму в сборе с сепаратором и шариками. Тщательно вычистите снятый узел, не разбирая его.
7. Если состояние защитного чехла признано удовлетворительным и он подлежит дальнейшему использованию, протрите цапфу вала и обмотайте оборудованный шлицами участок защитным слоем скотча, затем осторожно снимите чехол с вала.
8. В случае необходимости на данном этапе может быть снят также и защитный чехол наружного BJ-шарнира.
Установка
1. Проверьте надежность защиты шлицов вала скотчем.
2. Набейте защитный чехол шарнира специальной смазкой (обычно поставляемая в комплекте с новым чехлом смазка делится на две равных части, одна из которых уходит на набивку полостей шарнира, вторая заталкивается в чехол).
3. Посадите на вал сепаратор шарнира (меньшей стороной сепаратора вперед). Несильно постукивая по периметру торцевой поверхности молотком через латунную выколотку, аккуратно застучите внутреннюю обойму сборку до упора ее в специальные плечики на цапфе вала. Набивая полости компонентов смазкой, сочлените обойму с сепаратором и заправьте в последний шарики.
4. Также набив смазкой, установите наружную обойму (корпус) шарнира.
5. Натяните на корпус шарнирной сборки защитный чехол (для выравнивания давлений подденьте край чехла тупым инструментом и выпустите из-под него воздух) и закрепите его новыми бандажными лентами, - проследите, чтобы расстояние между внутренней и наружной лентами соответствовало нормативным требованиям.
6. Установите вал на автомобиль (см. Раздел Снятие и установка приводных валов).
Прочие шарниры
Снятие
1. Отсоедините отрицательный провод от батареи.
Если установленная на автомобиле стереосистема оборудована охранным кодом, прежде чем отсоединять батарею удостоверьтесь в том, что располагаете правильной комбинацией для ввода аудиосистемы в действие!
2. Снимите приводной вал (см. Раздел Снятие и установка приводных валов).
3. Оцените состояние резинового защитного чехла.
4. Бокорезами перекусите бандажные ленты и снимите с корпуса шарнирной сборки защитный чехол.
5. Извлеките стопорное кольцо стопорное кольцо и снимите с цапфы вала крестовину триодной сборки.
Примечание. Триподный узел разборке не подлежит и требует осторожности в обращении.
6. Если состояние защитного чехла признано удовлетворительным и он подлежит дальнейшему использованию, протрите цапфу вала и обмотайте оборудованный шлицами участок защитным слоем скотча, затем осторожно снимите с вала динамический демпфер (при наличии такового) и резиновый чехол/чехлы.
Установка
1. Проверьте надежность защиты шлицов вала скотчем.
2. В соответствующем порядке осторожно посадите на вал чехол/чехлы и динамический демпфер (если предусмотрен).
3. Установите триподную сборку и зафиксируйте ее стопорным кольцом.
4. Набейте внутренние полости шарнира специальной смазкой из ремнабора (используйте на набивку шарнира примерно половину запаса смазки, - вторая половина уйдет на заполнение чехла).
Постарайтесь не допустить попадания смазки на резиновые элементы сборки динамического демпфера, если таковой предусмотрен!
5. Набив остатками смазки чехол, натяните его на корпус шарнира (для выравнивания давлений подденьте край чехла тупым инструментом и выпустите из-под него воздух) и закрепите бандажными лентами, - проследите, чтобы расстояние между внутренней и наружной лентами соответствовало нормативным требованиям.
6. Установите вал на автомобиль (см. Раздел Снятие и установка приводных валов) и подсоедините отрицательный провод к батарее.