Проверка исправности функционирования системы управления продувкой адсорбера на моделях 2.4 л
1 - Нагнетательная камера впускного трубопровода; 2 - Корпус дросселя; 3 - К камерам сгорания; 4 - От воздухоочистителя; 5 - Электромагнитный клапан управления продувкой (нормально заперт); 6 - Штуцер А; 7 - Штуцер В; 8 - Клапан управления продувкой; 9 - Контрольный клапан; 10 - Воздухоочиститель; 11 - Воздуховод; 12 - Продувочный шланг; 13 - Расходомер (МВ991700); 14 - Угольный адсорбер
Общая информация
Изменения атмосферного давления и температуры окружающего воздуха приводят к перепадам относительного давления внутри топливного бака. Если бы бак имел негерметичную конструкцию, то при избыточном давлении находящийся внутри воздух, начиненный топливными испарениями, выходил бы наружу.
Система EVAP аккумулирует скапливающиеся в имеющем герметичное исполнение тракте системы питания за время стоянки топливные испарения и обеспечивает вывод их во впускной тракт для сжигания в процессе нормального функционирования двигателя. Усовершенствование системы производится непрерывно по мере ужесточения требований предъявляемых к защите окружающей среды.
В качестве ресивера, аккумулирующего топливные испарения используется заполненная гранулами активированного угля герметичный контейнер, - угольный адсорбер. В верхней части адсорбера предусмотрена вентиляционная крышка, обеспечивающего возможность продувки контейнера свежим воздухом. Удаляемые из адсорбера при продувке топливные испарения поступают во впускной трубопровод и сгорают в процессе нормального функционирования двигателя.
Специальный управляющий клапан (клапан продувки) обеспечивает продувку адсорбера за определенное время при соответствующих условиях эксплуатации двигателя. Клапан имеет нормально закрытую конструкцию (закрыт при отсутствии питания), функционирует под управлением PCM и при размыкании цепи заземления обеспечивает подачу на адсорбер разрежения.
В процессе прогрева двигателя, а также в течение некоторого времени после осуществления горячего запуска PCM удерживает контур заземления клапана замкнутым. Продувка адсорбера производится только по достижении температурой охлаждающей жидкости значения около 49°С. При работе двигателя на холостых оборотах PCM может осуществлять периодическое запирание клапана с целью корректировок состава воздушно-топливной смеси.
В целях безопасности крышка заливной горловины топливного бака оборудована двусторонним предохранительным клапаном, через который в случае необходимости производится выравнивание внутреннего давления в баке относительно атмосферного.
На оборудованных системой бортовой диагностики второго поколения (OBD-II) отказы системы EVAP регистрируются в виде кодов в памяти процессора. Мониторинг осуществляется посредством вмонтированного в топливный бак дифференциального датчика давления и датчика интенсивности продувки, отслеживающего расход выводимого из адсорбера в двигатель газового потока. Описание принципов функционирования систем OBD и перечень кодов неисправностей приведены ниже в данной Главе.
Проверка
Примечание. Полная диагностика системы EVAP относится к числу процедур, лежащих вне пределов квалификации среднестатистического механика-любителя и ее выполнение должно быть поручено специалистам автосервиса. Следует заметить, что на компоненты системы распространяются дополнительные федеральные гарантии. Чаще всего отказы системы EVAP связаны с повреждениями угольного адсорбера или соединительных линий.
1. Нарушение стабильности оборотов холостого хода, снижение эффективности отдачи двигателя, самопроизвольные остановы последнего могут вызываться отказом контрольного клапана, повреждением угольного адсорбера или соединительных шлангов системы EVAP, а также неправильной прокладкой последних. Проверьте также состояние крышки заливной горловины топливного бака.
2. Очевидные потери топлива, равно как и появление сильного запаха последнего во время стоянки могут вызываться утечками бензопроводов, либо повреждением корпуса угольного адсорбера, неисправностью контрольного клапана, отсоединением, либо нарушением проходимости испарительных линий, а также неправильной прокладкой последних.
3. Проверьте состояние, маршрут прокладки и надежность подсоединения всех шлангов системы EVAP. Произведите необходимый ремонт или замену. Поврежденных компонентов.
4. Осмотрите днище адсорбера на наличие признаков развития утечек, в случае необходимости произведите замену, - проследите за правильностью подсоединения шлангов.
5. Проверьте проходимость фильтра и контрольного клапана. Поданным под низким давлением воздухом продуйте адсорбер, - воздух подается через идущую от топливного бака трубку и должен свободно выходить через прочие подведенные к сборке трубки. Неисправный адсорбер подлежит замене (см. ниже).
Система управления продувкой адсорбера
Модели 1990÷1993 г.г. вып., кроме оборудованных двигателем 2.0 л DOHC с турбонаддувом (1990÷1992)
1. Отсоедините от корпуса дросселя помеченный красными полосами вакуумный шланг и подсоедините к нему ручной вакуумный насос.
2. Закупорьте открытый штуцер на корпусе дросселя.
3. Дождитесь остывания охлаждающей жидкости до температуры ниже 60°С и при работающем на холостых оборотах двигателе создайте на клапане разрежение глубиной 376 мм рт. ст., - оно должно надежно удерживаться клапанной сборкой. Та же картина должна иметь место на холостых оборотах и после прогрева двигателя свыше 70°С.
4. Теперь поднимите частоту вращения двигателя до 3000 об/мин и повторите проверку до истечения 3-минутного интервала, - разрежение не должно создаваться. При работе двигателя на повышенных оборотах в течение более чем 3 минут возможность создания разрежения должна восстановиться при отсутствии факта его удержания.
Примечание. Если проверка производится на высоте более чем 2200 м над уровнем моря, либо при температуре всасываемого воздуха свыше 50°С, утечка разрежения будет иметь мест постоянно.
5. При отрицательных результатах описанной выше проверки следует произвести замену управляющего клапана.
Модели 1990÷1992 г.г. вып., оборудованные двигателем 2.0 л DOHC с турбонаддувом
1. Отсоедините шланг продувки от впускного воздуховода и закупорьте последний.
2. Подключите к шлангу ручной вакуумный насос.
3. Дождитесь остывания охлаждающей жидкости до температуры ниже 60°С и при работающем на холостых оборотах двигателе создайте на клапане разрежение глубиной 376 мм рт. ст., - оно должно надежно удерживаться клапанной сборкой. При повышении оборотов до 3000 в минуту герметичность клапана также не должна нарушаться.
4. Теперь прогрейте двигатель до температуры охлаждающей жидкости свыше 70°С и повторите проверку: на холостых оборотах разрежение вновь должно надежно удерживаться клапаном, при частоте вращения двигателя 3000 об/мин в течение первых 3 минут возможность создания на клапане требуемого (376 мм рт. ст.)разрежения должна отсутствовать, затем оно должно создаваться мгновенно при отсутствии факта его удержания.
Примечание. Если проверка производится на высоте более чем 2200 м над уровнем моря, либо при температуре всасываемого воздуха свыше 50°С, утечка разрежения будет иметь мест постоянно.
5. При отрицательных результатах описанной выше проверки следует произвести замену управляющего клапана.
Модели с 1994 г. вып.
1 Подключите между продувочным шлангом и угольным адсорбером расходомер типа MB991700.
2. Включите нейтральную передачу (РКПП), либо переведите рычаг селектора в положение "Р" (АТ). Выключите все бортовые потребители электроэнергии и прогрейте двигатель до нормальной рабочей температуры (80÷95°С).
3. Дайте двигателю поработать на холостых оборотах в течение 3÷4 минут, затем несколько раз выжмите педаль ножного тормоза, считывая показания измерителя. Требуемое значение составляет 20 см/сек.
4. Если результат измерения окажется ниже оговоренного значения, повторите проверку при отсоединенном от адсорбера вакуумном шланге, - в случае необходимости удалите причину блокировки последнего. Если отсоединение шланга не приведет к требуемому повышению интенсивности продувки, проверьте проходимость штуцера его подсоединения на корпусе адсорбера, попробуйте также заменить электромагнитный и исполнительный клапаны управления продувкой.
5. Если интенсивность продувки соответствует номиналу, замените угольный адсорбер.
Клапан управления продувкой
Модели 1990÷1993 г.г. вып., оборудованные двигателем 2.0 л с турбонаддувом
1. Снимите установленный справа от батареи клапан управления продувкой угольного адсорбера.
2. Подсоедините к вакуумному штуцеру на клапане ручной вакуумный насос.
3. Проверьте герметичность клапанной сборки: клапан должен начать пропускать воздух, подаваемый в штуцер подключения к адсорберу, лишь при создании на нем разрежения глубиной около 203 мм рт. ст..
4. Теперь подключите насос к напорному штуцеру клапана и создайте разрежение глубиной 399 мм рт. ст., - клапан должен оставаться герметичным.
5. Неисправный клапан подлежит замене.
Электромагнитный клапан продувки адсорбера системы EVAP
Модели 1990÷1993 г.г. вып., кроме оборудованных двигателем 2.0 л DOHC с турбонаддувом (1990÷1992)
1. Промаркируйте и отсоедините от электромагнитного клапана управления продувкой два вакуумного шланга.
2. Отсоедините от клапана электропроводку.
3. Подсоедините ручной вакуумный насос к штуцеру подключения помеченному красными полосами вакуумных шланга на клапанной сборке.
4. Создайте на клапане разрежение и проверьте герметичность сборки при подаче на него напряжения от батареи и без таковой: в первом случае разрежение удерживаться не должно, во втором - должно.
5. Измерьте сопротивление между клеммами контактного разъема клапана. Требуемое значение составляет 36÷44 Ом при 20°С.
6. Неисправный клапан подлежит замене.
Модели 1990÷1992 г.г. вып., оборудованные двигателем 2.0 л DOHC с турбонаддувом
1. Промаркируйте и отсоедините от электромагнитного клапана управления продувкой два вакуумных шланга.
2. Отсоедините от клапана электропроводку.
3. Подсоедините ручной вакуумный насос к штуцеру подключения помеченному красными полосами вакуумного шланга на клапанной сборке.
4. Создайте на клапане разрежение и проверьте герметичность сборки при подаче на него напряжения от батареи и без таковой: в первом случае разрежение должно удерживаться, во втором - нет.
5. Измерьте сопротивление между клеммами контактного разъема клапана. Требуемое значение составляет 36÷44 Ом при 20°С.
6. Неисправный клапан подлежит замене.
Модели с 1994 г. вып.
1. Промаркируйте и отсоедините от электромагнитного клапана управления продувкой вакуумные шланги.
2. Отсоедините от клапана электропроводку.
3. Подсоедините ручной вакуумный насос к штуцеру А на клапанной сборке.
4. Создайте на клапане разрежение и проверьте герметичность сборки при подаче на него напряжения от батареи и без таковой: в первом случае разрежение должно удерживаться, во втором - нет.
5. Измерьте сопротивление между клеммами контактного разъема клапана. Требуемое значение составляет 25÷44 Ом при 20°С.
6. Неисправный клапан подлежит замене.
Снятие и установка компонентов
Угольный адсорбер
1. Отсоедините отрицательный провод от батареи.
Внимание! Если установленная на автомобиле стереосистема оборудована охранным кодом, прежде чем отсоединять батарею удостоверьтесь в том, что располагаете правильной комбинацией для ввода аудиосистемы в действие!
2. В случае необходимости поддомкратьте автомобиль и установите его на подпорки. Снимите правое переднее колесо и локер защиты его арки.
3. Предварительно тщательно промаркировав, отсоедините от адсорбера все вакуумные линии.
4. Выверните крепежные болты/отпустите фиксаторы и снимите сборку адсорбера с автомобиля.
5. Установка производится в обратном порядке.
Электромагнитные клапаны
1. Отсоедините отрицательный провод от батареи.
Внимание! Если установленная на автомобиле стереосистема оборудована охранным кодом, прежде чем отсоединять батарею удостоверьтесь в том, что располагаете правильной комбинацией для ввода аудиосистемы в действие!
2. Тщательно промаркируйте и отсоедините от электромагнитного клапана управления продувкой адсорбера вакуумные шланги и электропроводку.
3. Снимите клапан в сборе с опорным кронштейном и извлеките его из двигательного отсека автомобиля.
4. Установка производится в обратном порядке.