Детали установки крышки и компонентов привода ГРМ на моделях 1.5 л 1990÷1994 г.г. вып.
1 - Приводной ремень; 2 - Шкив рулевого насоса; 3 - Шкив водяного насоса; 4 - Опорный кронштейн генератора; 5 - Генератор; 6 - Центральный болт шкива коленчатого вала; 7 - Шайба; 8 - Шкив коленчатого вала; 9 - Демпферный шкив; 10 - Верхняя секция передней крышки; 11 - Нижняя секция передней крышки; 12 - Газораспределительный ремень; 13 - Зубчатое колесо коленчатого вала; 14 - Фланец; 15 - Дистанционная втулка натяжителя; 16 - Пружина натяжителя; 17 - Натяжитель; 18 - Болт; 19 - Зубчатое колесо распределительного вала
Расположение установочных меток балансировочного вала на моделях 2.4 л
1 - Зубчатое колесо балансировочного вала; 2 - Натягиваемая сторона ремня; 3 - Установочная метка; 4 - Зубчатое колесо В коленчатого вала
Детали установки крышки и компонентов привода ГРМ на моделях 3.0 л (SOHC) 1990÷1994 г.г. вып.
1 - Кронштейн опоры подвески силового агрегата; 2 - Болт; 3 - Шайба; 4 - Шкив коленчатого вала; 5 - Крышка доступа; 6 - Правая верхняя секция передней крышки привода ГРМ; 7 - Крышка; 8 - Левая верхняя секция крышки передней привода ГРМ; 9 - Нижняя секция передней крышки привода ГРМ; 10 - Фланец; 11 - Стопорный болт; 12 - Натяжитель; 13 - Пружина натяжителя; 14 - Газораспределительный ремень; 15 - Зубчатое колесо коленчатого вала; 16 - Болт; 17 - Зубчатое колесо распределительного вала; 18 - Левая секция задней крышки привода ГРМ; 19 - Правая секция задней крышки привода ГРМ
Расположение установочных меток зубчатых колес привода ГРМ для моделей 3.0 л (SOHC) 1992÷1994 г.г. вып.
1 - Установочная метка; 2 - Указатель на задней крышке или опорном кронштейне генератора; 3 - Установочная метка на крышке; 4 - Шкив водяного насоса; 5 - Установочная метка; 6 - Зубчатое колесо правого распределительного вала; 7 - Зубчатое колесо левого распределительного вала; 8 - Натягиваемая сторона ремня; 9 - Натяжитель; 10 - Установочная метка на переднем кожухе; 11 - Пружина натяжителя; 12 - Зубчатое колесо коленчатого вала; 13 - Установочная метка
Расположение установочных меток зубчатых колес привода ГРМ на моделях Diamante 1995÷1996 г.г. вып., оборудованных двигателем 3.0 л SOHC (6G72)
1 - Установочные метки на крышке привода; 2 - Приводной ролик водяного насоса; 3 - Зубчатое колесо правого распределительного вала; 4 - Натяжитель ремня; 5 - Пружина натяжителя; 6 - Зубчатое колесо левого распределительного вала; 7 - Зубчатое колесо коленчатого вала; 8 - Установочные метки
Расположение установочных меток зубчатых колес привода ГРМ на автомобилях Mitsubishi 1992÷1994 г.г. вып., оборудованных двигателем 3.0 л DOHC
1 - Установочные метки на крышке правой головки цилиндров; 2 - Зубчатое колесо распределительного вала; 3 - Приводной ролик водяного насоса; 4 - Установочные метки на крышке левой головки цилиндров; 5 - Установочные метки; 6 - Установочные метки; 7 - Автоматический натяжитель; 8 - Промежуточный ролик; 9 - Ролик натяжителя; 10 - Установочная метка на корпусе масляного насоса; 11 - Зубчатое колесо коленчатого вала; 12 - Установочная метка
Расположение установочных меток зубчатых колес привода ГРМ на моделях Diamante 1995 и 1996 г.г. вып., оборудованных двигателем 3.0 л DOHC (6G72)
1 - Установочные метки на крышке правой головки цилиндров; 2 - Зубчатое колесо распределительного вала; 3 - Приводной ролик водяного насоса; 4 - Установочные метки на крышке левой головки цилиндров; 5 - Установочные метки; 6 - Установочные метки; 7 - Автоматический натяжитель; 8 - Промежуточный ролик; 9 - Ролик натяжителя; 10 - Установочная метка на корпусе масляного насоса; 11 - Зубчатое колесо коленчатого вала; 12 - Установочная метка
Описание процедуры обслуживания газораспределительного ремня приведено в Главе Настройки и текущее обслуживание.
Двигатели 1.5 л
Модели 1990÷1994 г.г. вып.
Снятие
1. Детали установки крышки и компонентов привода ГРМ на моделях 1.5 л 1990÷1994 г.г. вып. представлены на иллюстрации.
2. Отсоедините отрицательный провод от батареи.
Если установленная на автомобиле стереосистема оборудована охранным кодом, прежде чем отсоединять батарею удостоверьтесь в том, что располагаете правильной комбинацией для ввода аудиосистемы в действие!
3. Снимите элементы защиты картера.
4. Подоприте двигатель тележечным домкратом (с целью распределения нагрузки проложите между головкой домкрата и поддоном картера двигателя деревянный брусок). Снимите ремни привода вспомогательных агрегатов.
5. В случае необходимости снимите расширительный бачок системы охлаждения.
6. Слегка приподнимите двигатель на домкрате и снимите кронштейн передней опоры силового агрегата. Снимите кронштейны натяжителя и шкивы водяного насоса и коленчатого вала.
7. Выверните крепежные винты и снимите верхнюю и нижнюю секции передней крышки привода ГРМ.
8. Мелом или краской пометьте направление вращения газораспределительного ремня, ослабьте натяжитель и снимите ремень.
Постарайтесь не допустить попадания охлаждающей жидкости или двигательного масла на поверхности газораспределительного ремня или зубчатых колес привода ГРМ!
9. Снимите дистанционную втулку, пружину и сборку натяжителя.
10. Внимательно осмотрите ремень со всех сторон на наличие трещин, потертостей, следов загрязнения маслом и прочих дефектов. Вручную оцените свободу вращения натяжного ролика.
Установка
1. Установите на блок двигателя сборку натяжителя с пружиной и дистанционной втулкой.
2. Добейтесь правильного совмещения установочных меток зубчатых колес распределительного и коленчатого валов, что должно гарантировать приведение двигателя в положение ВМТ конца такта сжатия поршня первого цилиндра.
3. Удерживая соответствующую сторону ремня натянутой, наденьте его на зубчатые колеса распределительного и коленчатого валов.
4. Для натяжения ремня приложите к зубчатому колесу распределительного вала усилие в направлении против часовой стрелки и удостоверьтесь в правильности совмещения установочных меток.
5. Отпустите осевой и стопорный болты натяжителя, - слабина ремня должна выбраться за счет развиваемого пружиной натяжителя усилия.
6. Затяните сначала стопорный, затем осевой болты натяжителя.
Затягивание осевого болта первым может привести к разворачиванию натяжителя и, соответственно, ослаблению ремня!
7. Проверните коленчатый вал по часовой стрелке. Ослабьте сначала осевой, затем стопорный болты натяжителя, позволив пружине выбрать оставшуюся слабину ремня. Вновь затяните болты в соответствующем порядке (см. выше), - на этот раз с требуемым усилием (20÷27 Н·м).
8. Проверьте правильность усилия натяжения ремня, для чего, придерживая натяжной ролик, прижмите прямой прогон ремня посередине большим пальцем, - при твердом нажатии ремень должен прогнуться на величину, приблизительно равную 1/4 размера головки стопорного болта (см. там же).
Помните, что перетягивание ремня может привести к возникновению воющего звука при работе двигателя!
9. Установите на место крышки привода ГРМ и все прочие снимавшиеся с целью обеспечения доступа компоненты.
10. Подсоедините отрицательный провод к батарее.
Модели 1995÷2000 г.г. вып.
Снятие
1. Отсоедините отрицательный провод от батареи.
Если установленная на автомобиле стереосистема оборудована охранным кодом, прежде чем отсоединять батарею удостоверьтесь в том, что располагаете правильной комбинацией для ввода аудиосистемы в действие!
2. Снимите элементы защиты картера.
3. Провернув двигатель по часовой стрелке, приведите его в положение ВМТ конца такта сжатия поршня первого цилиндра.
4. Подоприте двигатель тележечным домкратом (с целью распределения нагрузки проложите между головкой домкрата и поддоном картера двигателя деревянный брусок). Снимите фиксатор К/В, кронштейн передней опоры силового агрегата и ремни привода вспомогательных агрегатов.
5. Снимите шкив коленчатого вала.
6. Выверните крепежные винты и снимите верхнюю и нижнюю секции передней крышки привода ГРМ.
7. Мелом или краской пометьте направление вращения газораспределительного ремня. Ослабьте натяжитель и зафиксируйте его в этом положении.
8. Снимите ремень.
Постарайтесь не допустить попадания охлаждающей жидкости или двигательного масла на поверхности газораспределительного ремня или зубчатых колес привода ГРМ!
9. В случае необходимости снимите дистанционную втулку, пружину и сборку натяжителя.
10. Внимательно осмотрите ремень со всех сторон на наличие трещин, потертостей, следов загрязнения маслом и прочих дефектов. Вручную оцените свободу вращения натяжного ролика.
11. Установите на блок двигателя сборку натяжителя с пружиной и дистанционной втулкой.
12. Добейтесь правильного совмещения установочных меток зубчатых колес распределительного и коленчатого валов, что должно гарантировать приведение двигателя в положение ВМТ конца такта сжатия поршня первого цилиндра.
13. Удерживая соответствующую сторону ремня натянутой, наденьте его на зубчатые колеса распределительного и коленчатого валов.
14. Для натяжения ремня приложите к зубчатому колесу распределительного вала усилие в направлении против часовой стрелки и удостоверьтесь в правильности совмещения установочных меток.
15. Отпустите осевой и стопорный болты натяжителя, - слабина ремня должна выбраться за счет развиваемого пружиной натяжителя усилия.
16. Затяните сначала стопорный, затем осевой болты натяжителя.
Затягивание осевого болта первым может привести к разворачиванию натяжителя и, соответственно, ослаблению ремня!
17. Проверните коленчатый вал по часовой стрелке. Ослабьте сначала осевой, затем стопорный болты натяжителя, позволив пружине выбрать оставшуюся слабину ремня. Вновь затяните болты в соответствующем порядке (см. выше), - на этот раз с требуемым усилием (24 Н·м).
18. Установите на место крышки привода ГРМ, вверните крепежные болты и затяните их с требуемым усилием (10÷11 Н·м).
19. Установите все прочие снимавшиеся с целью обеспечения доступа компоненты.
20. Подсоедините отрицательный провод к батарее.
Двигатели 1.6 л и 2.0 л DOHC без турбонаддува
На двигателях 1.6 л балансировочные валы отсутствуют, - соответствующие пункты инструкции следует опустить.
Снятие
1. Отсоедините отрицательный провод от батареи.
Если установленная на автомобиле стереосистема оборудована охранным кодом, прежде чем отсоединять батарею удостоверьтесь в том, что располагаете правильной комбинацией для ввода аудиосистемы в действие!
2. Снимите элементы защиты картера.
3. В случае необходимости снимите расширительный бачок системы охлаждения.
4. Подоприте двигатель тележечным домкратом (с целью распределения нагрузки проложите между головкой домкрата и поддоном картера двигателя деревянный брусок) и снимите кронштейн опоры силового агрегата.
5. Снимите ремни привода вспомогательных агрегатов, кронштейны натяжителя и шкивы водяного наоса и коленчатого вала.
6. Выверните крепежные винты и снимите верхнюю и нижнюю секции передней крышки привода ГРМ.
7. Провернув двигатель по часовой стрелке, приведите его в положение ВМТ конца такта сжатия поршня первого цилиндра, - зубчатые колеса распределительных валов должны развернуться посадочными штифтами вверх (установочные метки окажутся на уровне сопрягаемой поверхности головки цилиндров). Мелом или краской пометьте направление вращения газораспределительного ремня.
8. Снимите автоматический натяжитель и наружный зубчатый (газораспределительный) ремень.
9. Снимите ролик и рычаг натяжителя, промежуточный ролик, зубчатое колесо масляного насоса, специальную шайбу, фланец и дистанционную втулку.
10. Снимите внутренний натяжитель внутреннего зубчатого ремня привода балансировочного вала. Следом снимите ремень.
Установка
1. Добейтесь правильного совмещения установочных меток зубчатых колес коленчатого и балансировочного валов, затем установите зубчатый ремень привода балансировочного вала (внутренний).
2. Удерживая натяжитель пальцами, прижмите ремень по центру, полностью выбрав слабину, затем затяните болт натяжителя.
3. Проверьте правильность регулировки натяжения ремня: при твердом нажиме на среднюю часть самого длинного прогона величина прогиба должна составлять приблизительно 5÷7 мм. В случае необходимости повторите регулировку.
4. Посадите на цапфу коленчатого вала фланец, зубчатое колесо газораспределительного ремня и шайбу.
Фланец устанавливается со стороны зубчатого колеса внутреннего зубчатого ремня. Вверните крепежный болт и затяните его с требуемым усилием (110÷130 Н·м).
5. Для установки зубчатого колеса масляного насоса введите крестовую отвертку с жалом диаметром 8 мм в специальное отверстие в левой стенке блока цилиндров (предварительно извлеките заглушку). Заблокировав отверткой балансировочный вал, затяните крепежную гайку с требуемым усилием (50÷60 Н·м).
6. При помощи рожкового ключа, надетого на лыски, предусмотренные между шейками 2-го и 3-го подшипников, зафиксируйте распределительный вал от проворачивания и затяните болт крепления его зубчатого колеса с требуемым усилием (80÷100 Н·м).
Если лыски между шейками указанных подшипников отсутствуют, зубчатое колесо может быть заблокировано при помощи вильчатого ключа.
7. Осторожно отожмите внутрь шток автоматического натяжителя таким образом, чтобы установочное отверстие в нем совместилось с отверстием блоке цилиндров. Для фиксации штока проденьте в отверстие проволоку.
8. Посадите ролик на рычаг натяжителя. Добейтесь, чтобы штифтовое отверстие в оси натяжного ролика оказалось слева от центрального болта и вручную затяните последний.
9. При установке газораспределительного ремня разверните зубчатые колеса распределительных валов посадочными штифтами вверх и установочными метками друг к другу (метки должны оказаться на уровне сопрягаемой поверхности головки).
При отпускании зубчатого колеса выпускного распределительного вала оно развернется на один зуб против часовой стрелки, что следует принять во внимание при посадке ремня!
На зубчатых колесах распределительных валов предусмотрено по датчике-выключателе установочных метки. При установке колеса выпускного вала следует ориентироваться на метку, расположенную справа при верхнем положении штифта, при установке колеса впускного вала, - на метку, расположенную слева (штифт также вверху).
10. Добейтесь правильного совмещения установочных меток зубчатых колес коленчатого вала и масляного насоса.
11. Извлеките заглушку и проденьте в отверстие в стенке блока цилиндров крестовую отвертку с жалом диаметром 8 мм, - если отвертка вводится приблизительно на 60 мм, следовательно, балансировочный вал занимает правильное положение. Если удается ввести отвертку не глубже чем на 20÷25 мм, проверните зубчатое колесо масляного насоса на один полный оборот и повторите попытку. Оставьте отвертку введенной в отверстие.
Нарушение правильности положения балансировочного вала чревато развитием вибраций при работе двигателя.
12. Накиньте зубчатый ремень на зубчатое колесо впускного распределительного вала и зафиксируйте его двумя пружинными зажимами.
13. Заведите ремень на зубчатое колесо выпускного распределительного вала, - при помощи двух ключей добейтесь правильного совмещения установочных меток. Для фиксации ремня вновь воспользуйтесь парой зажимов.
14. Заправьте ремень под промежуточный ролик, затем натяните его на зубчатые колеса масляного насоса и коленчатого вала, в заключение заправив под ролик натяжителя. Снимите зажимы.
15. Разверните натяжитель по часовой стрелке и затяните центральный болт. Удостоверьтесь в правильность совмещения установочных меток.
16. Проверните коленчатый вал на 1/4 оборота против часовой стрелки, затем верните его в исходное положение, добившись требуемого совмещения всех установочных меток, двигатель должен оказаться в положении ВМТ конца такта сжатия поршня первого цилиндра.
17 Отпустите центральный болт, затем при помощи инструмента MD998738 и динамометрического ключа создайте на натяжителе крутящий момент 2.6÷2.8 Н·м и вновь затяните болт.
18 Вверните специальный инструмент в кронштейн левой опоры силового агрегата таким образом, чтобы он прижался к рычагу натяжителя. Вверните инструмент еще немного и извлеките проволоку, фиксирующую автоматический натяжитель. Снимите специальный инструмент.
19 Проверните коленчатый вал на два полных оборота по часовой стрелке, дайте компонентам усесться в течение около 15 минут, затем измерьте величину выступания автоматического натяжителя (расстояние между рычагом натяжителя и корпусом автоматического натяжителя). Требуемое значение составляет 3.8÷4.5 мм. В случае необходимости повторите регулировку.
20 Если регулировка натяжения газораспределительного ремня производится на установленном на автомобиле двигателе, произвести измерение указанного зазора не представляется возможным. В такой ситуации следует прибегнуть к альтернативному методу:
- Вверните инструмент MD998738, прижав его торцом к рычагу натяжителя;
- Вверните инструмент еще немного, утапливая толкатель натяжителя, сосчитайте количество оборотов инструмента, потребовавшихся для того, чтобы рычаг натяжителя прижался к корпусу автоматического натяжителя, - номинальное значение составляет 2.5÷3 оборота;
- Установите резиновую заглушку в заднюю крышку привода ГРМ.
21 Установите секции передней крышки и прочие компоненты, снимавшиеся с целью обеспечения доступа.
22 Подсоедините отрицательный провод к батарее.
Двигатели 1.8 л и 2.0 л SOHC
Снятие
1. Приведите двигатель в положение ВМТ конца такта сжатия поршня первого цилиндра.
2. Отсоедините отрицательный провод от батареи.
Если установленная на автомобиле стереосистема оборудована охранным кодом, прежде чем отсоединять батарею удостоверьтесь в том, что располагаете правильной комбинацией для ввода аудиосистемы в действие!
3. Снимите элементы защиты картера.
4. Подоприте двигатель тележечным домкратом (с целью распределения нагрузки проложите между головкой домкрата и поддоном картера двигателя деревянный брусок). Снимите кронштейн опоры подвески силового агрегата.
5. Снимите ремни привода вспомогательных агрегатов, кронштейны натяжного ролика и шкивы водяного насоса и коленчатого вала.
6. Выверните крепежные винты и снимите верхнюю и нижнюю секции передней крышки привода ГРМ.
7. Снимите газораспределительный ремень, наружное зубчатое колесо коленчатого вала и разделительный фланец.
8. Снимите натяжитель зубчатого ремня привода балансировочного вала, затем сам внутренний ремень.
9. Снимите шкив коленчатого вала.
10. Мелом или краской пометьте направление вращения газораспределительного ремня. Ослабьте натяжитель и зафиксируйте его в этом положении.
Установка
1. Добейтесь правильного совмещения установочных меток зубчатых колес балансировочного и коленчатого валов с ответными метками на переднем кожухе.
2. Наденьте ремень на зубчатые колеса таким образом, чтобы верхняя его часть была натянута. Проверьте правильность совмещения установочных меток.
3. Установите натяжной ролик и сдвиньте его вручную таким образом, чтобы длинный прогон ремня прогнулся приблизительно на 6 мм.
4. Заблокировав шкив от проворачивания, затяните крепежный болт с требуемым усилием (20 Н·м) и еще раз проверьте величину прогиба.
5. Отведите натяжитель газораспределительного ремня до упора в сторону водяного насоса и затяните болты. Прижмите верхний конец пружины к корпусу водяного насоса.
6. Добейтесь совмещения установочных меток зубчатых колес распределительного и коленчатого валов и масляного насоса с ответными метками на переднем кожухе.
Существует 50-процентная вероятность нарушения правильности установки балансировочного вала (180-градусное смещение) несмотря на корректное совмещение всех меток, что приведет к заметному повышению уровня вибраций при работе двигателя. Во избежание подобной ситуации постарайтесь со всей внимательностью отнестись к выполнению перечисленных ниже процедур!
7. Перед установкой газораспределительного ремня удостоверьтесь в правильности ориентации левого (заднего) балансировочного вала (зубчатое колесо масляного насоса):
- Извлеките заглушку из задней стенки блока цилиндров и проденьте в открывшееся отверстие стержень диаметром 8 мм;
- При правильном совмещении меток стержень должен войти на глубину около 60 мм. Если не удается ввести стержень глубже чем на 25 мм, зубчатое колесо масляного насоса следует провернуть на один полный оборот;
- Удостоверьтесь в правильности совмещения меток;
- Оставьте стержень введенным в отверстие с целью фиксации балансировочного вала.
8. Наденьте ремень на зубчатые колеса сначала коленчатого вала, затем масляного насоса, - проследите, чтобы вся слабина оказалась со стороны расположения натяжителя.
9. Удостоверьтесь в правильности совмещения установочных меток. Если все в порядке, ослабьте крепежный болт натяжителя, позволив последнему выбрать слабину ремня.
10. Извлеките стержень, фиксирующий балансировочный вал и проверните коленчатый вал таким образом, чтобы зубчатое колесо распределительного вала продвинулось на два зуба, - при этом натяжитель автоматически отрегулирует усилие натяжения ремня.
Попытки осуществления регулриовки ремня вручную чреваты возникновением воющего звука при работе двигателя!
11. Затяните сначала нижний, затем верхний крепежный/дистанционный болты.
12. Проверьте правильность регулировки усилия натяжения ремня, - величина прогиба наиболее длинного его прогона при твердом нажатии большим пальцем должна составлять около 13 мм.
13. Установка крышек привода ГРМ и прочих снимавшихся в целях обеспечения доступа компонентов производится в порядке, обратном порядку их демонтажа. Проследите, чтобы в канавке на сопрягаемых поверхностях крышек были посажены все предусмотренные уплотнительные элементы.
14. Подсоедините отрицательный провод к батарее.
Двигатели 2.0 л DOHC с турбонаддувом
Снятие
1. Отсоедините отрицательный провод от батареи.
Если установленная на автомобиле стереосистема оборудована охранным кодом, прежде чем отсоединять батарею удостоверьтесь в том, что располагаете правильной комбинацией для ввода аудиосистемы в действие!
2. Снимите элементы защиты картера.
3. Подоприте двигатель тележечным домкратом (с целью распределения нагрузки проложите между головкой домкрата и поддоном картера двигателя деревянный брусок). Снимите кронштейн опоры подвески силового агрегата.
4. Снимите ремни привода вспомогательных агрегатов.
5. Снимите натяжной ролик приводного ремня.
6. Снимите шкивы водяного насоса и коленчатого вала .
7. Выверните резьбовую шпильку из кронштейна опоры подвески силового агрегата и снимите крышки привода ГРМ.
8. Проверните двигатель по часовой стрелке до совмещения установочных меток.
9. Отпустите центральный болт натяжного ролика.
10. Мелом или краской пометьте направление вращения газораспределительного ремня. Отведите натяжитель в сторону водяного насоса и снимите ремень.
11. При помощи специального инструмента МВ9g67 заблокируйте зубчатое колесо коленчатого вала от проворачивания и отдайте центральный болт его крепления. При помощи съемника МВ998778 демонтируйте зубчатое колесо.
12. Мелом или краской пометьте направление вращения зубчатого ремня В.
13. Отпустите центральный болт натяжителя и снимите ремень.
Установка
1. Посадите зубчатое колесо на цапфу коленчатого вала, заблокируйте его от проворачивания при помощи инструмента МВ9g67 и затяните центральный крепежный болт с требуемым усилием (108÷127 Н·м).
2. Добейтесь правильного совмещения установочных меток на зубчатом колесе В коленчатого вала и колесе балансировочного вала.
3. Наденьте на зубчатые колеса внутренний ремень В. Отведите натяжной ролик влево, расположив его по центру над крепежным болтом.
4. Отвернув ролик по часовой стрелке в сторону коленчатого вала, выберите слабину ремня и затяните крепежный болт с усилием 19 Н·м, - во избежание чрезмерного натяжения ремня, постарайтесь не допустить смещения ролика в процессе затягивания болта. При правильной регулировке натяжения ремень должен прогибаться приблизительно на 5÷7 мм при твердом нажатии на него большим пальцем на участке посередине между зубчатыми колесами.
5. Установите наружное зубчатое колесо коленчатого вала. Слегка смажьте маслом крепежный болт, вверните его и затяните с усилием 108÷127 Н·м.
6. При помощи тисков отожмите толкатель автоматического натяжителя и зафиксируйте его в этом положении, введя специальный палец в совместившиеся отверстия.
7. Установите сборку автоматического натяжителя на двигатель.
8. Добейтесь правильного совмещения установочных меток зубчатых колес распределительных и коленчатого валов и масляного насоса.
9. После правильного совмещения метки зубчатого колеса масляного насоса извлеките заглушку из стенки блока цилиндров и введите в освободившееся отверстие стержень диаметром около 8 мм, - стержень должен войти в отверстие не менее, чем на 60 мм, в противном случае зубчатое колесо насоса следует провернуть один раз и ввести стержень повторно. Оставьте стержень введенным в отверстие до окончания выполнения процедуры установки ремня.
10. Наденьте газораспределительный ремень на зубчатое колесо впускного распределительного вала и зафиксируйте его зажимом.
11. Наденьте ремень на зубчатое колесо выпускного распределительного вала.
12. Проверьте правильность расположения установочных меток относительно сопрягаемой поверхности головки цилиндров, - в случае необходимости произведите соответствующую корректировку при помощи пары гаечных ключей. Закрепите ремень на втором колесе еще одним зажимом.
13. Заведите ремень под промежуточный ролик, затем натяните его на зубчатые колеса масляного насоса и коленчатого вала, в заключение заправив под ролик натяжителя.
14. Разверните натяжной ролик таким образом, чтобы штифтовые отверстия оказались внизу и слегка прижмите его к ленте ремня.
15. Вверните специальный инструмент в кронштейн левой опоры подвески силового агрегата таким образом, чтобы его конец уперся в рычаг натяжителя. Вверните инструмент еще немного и извлеките штифт, блокирующий автоматический натяжитель. Снимите специальный инструмент и затяните центральный болт с требуемым усилием (48 Н·м).
16. Проверните коленчатый вал на 1/4 оборота против часовой стрелки, затем верните его в исходное положение, добиваясь правильного совмещения установочных меток.
17. Ослабьте центральный болт и установите на ролик натяжителя специальный инструмент MD998767. приложите к ролику направленный против часовой стрелки крутящий момент в 3.5 Н·м и затяните центральный болт с требуемым усилием (48 Н·м), - постарайтесь не допустить смещения ролика в процессе затягивания болта.
18. Проверните коленчатый вал на два полных оборота по часовой стрелке и вновь добейтесь правильного совмещения установочных меток.
19. Дав компонентам усесться в течение не менее 15 минут, измерьте величину выступания толкателя автоматического натяжителя, - требуемое значение составляет 2.8÷4.8 мм. В случае необходимости вновь ослабьте центральный болт и повторите процедуру регулировки.
20. Установите на место крышки привода ГРМ и все прочие, снимавшиеся с целью обеспечения доступа компоненты.
21. Подсоедините отрицательный провод к батарее.
Двигатели 2.4 л
Снятие
1. Отсоедините отрицательный провод от батареи.
Если установленная на автомобиле стереосистема оборудована охранным кодом, прежде чем отсоединять батарею удостоверьтесь в том, что располагаете правильной комбинацией для ввода аудиосистемы в действие!
2. Снимите ВВ провода с кронштейна на верхней крышке.
3. Опорожните систему охлаждения.
Во избежание получения ожогов, приступайте к выполнению перечисленных работ только после окончательного остывания системы! Не допускайте попадания антифриза на открытые участки тела и окрашенные поверхности автомобиля. Случайно попавшие брызги без промедления смывайте обильным количеством воды. Помните, что антифриз является в высшей степени токсичной жидкостью и попадание его внутрь организма даже в небольших количествах чревато самыми серьезными последствиями (вплоть до летального исхода). Никогда не оставляйте антифриз хранящимся в неплотно закрытой таре и без промедления собирайте пролитую на пол охлаждающую жидкость. Помните, что сладковатый запах антифриза может привлечь к себе внимание детей и животных. О способах утилизациях отработанной охлаждающей жидкости проконсультируйтесь на любой станции автосервиса. Во многих регионах мира обустроены специальные пункты по приему различного рода отработок. Ни в коем случае не сливайте старую охлаждающую жидкость в канализацию и на землю!
4. Снимите сборку вентилятора(ов) системы охлаждения с кожухами (см. Раздел Снятие и установка вентилятора системы охлаждения двигателя) и приводные ремни вспомогательных агрегатов.
5. В случае необходимости снимите радиатор (см. Раздел Снятие и установка радиатора системы охлаждения (все модели)).
6. Снимите сборку верхней опоры подвески силового агрегата.
7. Снимите верхнюю секцию передней крышки привода ГРМ.
8. Снимите рулевой насос, генератор, компрессор кондиционера воздуха, натяжной ролик и соответствующие опорные кронштейны.
9. Снимите шкивы водяного насоса и коленчатого вала.
10. Выверните крепежные винты и снимите нижнюю секцию крышки газораспределительного ремня.
11. Если ремень(и) подлежит повторному использованию, пометьте направление его вращения.
12. Снимите наружный зубчатый (газораспределительный) ремень. Отболтите от блока и снимите сборку натяжителя.
13. Снимите наружное зубчатое колесо коленчатого вала и разделительный фланец.
14. Отболтите от блока и снимите натяжитель внутреннего зубчатого ремня (ремня привода балансировочного вала). Снимите внутренний ремень.
15. Для снятия зубчатого колеса распределительного вала понадобятся специальные инструменты типа SST MB9g67-01 и MIT308239.
Установка
1. Установите на место зубчатое колесо распределительных валов. Требуемое усилие затягивания центрального болта составляет 90 Н·м.
2. Добейтесь совмещения установочных меток зубчатых колес ремня привода балансировочного вала с ответными указателями на переднем кожухе. Наденьте ремень на зубчатые колеса таким образом, чтобы вся слабина собралась в нижней его части. Еще раз проверьте правильность совмещения меток.
3. Установите натяжитель так, чтобы ось его ролика оказалась выше и левее установочного болта.
4. Руками отведите ролик вверх так, чтобы длинный прогон ремня при твердом нажатии на него большим пальцем прогибался приблизительно на 6 мм.
5. Заблокировав ролик в этом положении от проворачивания, затяните болт с требуемым усилием (20 Н·м). Если ролик при отпускании сместится, следовательно, ремень натянут чрезмерно туго.
6. Установите натяжитель газораспределительного ремня, отведите его до упора к водяному насосу и временно затяните болты. Уприте верхний конец пружины в корпус насоса. Добейтесь совмещения установочных меток зубчатых колес привода ГРМ с ответными указателями на переднем кожухе .
Существует 50-процентная вероятность нарушения правильности установки балансировочного вала (180-градусное смещение) несмотря на корректное совмещение всех меток, что приведет к заметному повышению уровня вибраций при работе двигателя. Во избежание подобной ситуации постарайтесь со всей внимательностью отнестись к выполнению перечисленных ниже процедур!
7. Перед установкой газораспределительного ремня удостоверьтесь в правильности ориентации левого балансировочного вала (зубчатое колесо масляного насоса):
- Проверьте правильность совмещения метки зубчатого колеса масляного насоса с ответным указателем на переднем кожухе;
- Извлеките заглушку из левой стенки блока цилиндров в районе крепления стартера;
- Проденьте в открывшееся отверстие стержень диаметром 8 мм;
- При правильном совмещении меток стержень должен войти на глубину около 60 мм. Если не удается ввести стержень глубже чем на 25 мм, зубчатое колесо масляного насоса следует провернуть на один полный оборот;
- Удостоверьтесь в правильности совмещения меток;
- Оставьте стержень введенным в отверстие с целью фиксации балансировочного вала.
8. Наденьте ремень на зубчатые колеса сначала коленчатого вала, затем - масляного насоса и, наконец, - распределительного вала. Проследите, чтобы вся слабина собралась со стороны размещения натяжного ролика, - противоположный прогон ремня должен оставаться натянутым.
9. Проверьте правильность совмещения установочных меток, если все в порядке, отпустите крепежный болт натяжителя, позволив ролику прижаться к ленте ремня и выбрать имеющую место слабину.
10. Извлеките стержень, удерживающий балансировочный вал, затем проверните коленчатый вал по часовой стрелке настолько, чтобы зубчатое колесо распределительного вала сместилось на два зуба, - при этом должна произойти автоматическая регулировка усилия натяжения ремня.
Попытки осуществления регулировки ремня вручную чреваты его перетягиванием, что обычно приводит к возникновению воющего звука при работе двигателя!
11. Затяните крепежные болты (сначала нижний, затем верхний дистанционный).
Если при проворачивании коленчатого вала во время регулировки натяжения ремня возникнет ощущение сопротивления, процедуру следует немедленно приостановить, во избежание повреждения клапанов при случайном контакте их с поршнями.
12. Проверьте правильность регулриовки натяжения ремня, - при твердом нажатии большим пальцем посередине прямого прогона ленты (между колесами распределительного вала и масляного насоса) последняя должна прогнуться приблизительно на 13 мм.
13. Установите нижнюю секцию привода ГРМ, - проследите, чтобы были посажены все предусмотренные уплотнительные прокладки.
14. Установите шкивы водяного насоса и коленчатого вала.
15. Установите верхнюю секцию передней крышки привода ГРМ.
16. Установите рулевой насос, генератор, компрессор кондиционера воздуха, натяжной ролик, опорные кронштейны и прочие снимавшиеся с целью обеспечения доступа компоненты.
17. Установите радиатор и сборку вентилятора системы охлаждения с защитным кожухом (см. Разделы Снятие и установка радиатора системы охлаждения (все модели) и Снятие и установка вентилятора системы охлаждения двигателя).
18. Закрепите свечные провода в опорном кронштейне на верхней крышке.
19. Залейте в двигатель свежую охлаждающую жидкость требуемого сорта (см. Главу Настройки и текущее обслуживание).
20. Подсоедините отрицательный провод к батарее.
21. Запустите двигатель и проверьте его на наличие признаков развития утечек.
Двигатели 3.0 л SOHC
Модели 1992÷1994 г.г. вып.
Снятие
1. Детали установки крышки и компонентов привода ГРМ на моделях 3.0 л 1990÷1994 г.г. вып. представлены на иллюстрации.
2. Отсоедините отрицательный провод от батареи.
Если установленная на автомобиле стереосистема оборудована охранным кодом, прежде чем отсоединять батарею удостоверьтесь в том, что располагаете правильной комбинацией для ввода аудиосистемы в действие!
3. Снимите элементы защиты картера.
4. Снимите исполнительное устройство системы управления скоростью (темпостата).
5. Снимите ремни привода вспомогательных агрегатов (см. Главу Настройки и текущее обслуживание).
6. Снимите сборку натяжителя ремня привода компрессора кондиционера воздуха.
7. Снимите опорный кронштейн натяжителя.
8. Подоприте двигатель тележечным домкратом (с целью распределения нагрузки проложите между головкой домкрата и поддоном картера двигателя деревянный брусок) и снимите кронштейн опоры подвески силового агрегата.
9. Отсоедините электропроводку от датчика-выключателя давления рулевого насоса. Снимите насос, отведите его в сторону, не отсоединяя гидравлические линии, и подвяжите проволокой.
10. Снимите шкив коленчатого вала.
11. Снимите боковую крышку привода ГРМ.
12. Снимите верхние и нижнюю секцию передней крышки привода ГРМ.
13. Мелом или краской пометьте направление вращения газораспределительного ремня, ослабьте натяжитель и снимите ремень.
Постарайтесь не допустить попадания охлаждающей жидкости или двигательного масла на поверхности газораспределительного ремня или зубчатых колес привода ГРМ!
14. Удостоверьтесь в правильности совмещения меток ВМТ зубчатых колес привода ГРМ.
15. Ослабьте болт натяжителя и снимите газораспределительный ремень. Если натяжитель не нуждается в снятии, отведите его в сторону как можно дальше от двигателя и зафиксируйте в этом положении, затянув болт.
16. Если натяжитель будет сниматься, пометьте правильное установочное положение его пружины, - при сборке она должна быть установлена аналогично. Отболтите натяжитель и снимите его вместе с пружиной.
Установка
1. Если снимали, установите натяжитель, подсоедините верхний конец пружины к пальцу на корпусе водяного насоса, нижний конец закрепите в оригинальное положение. Установите зубчатые колеса обоих распределительных валов, - проследите за совмещением установочных меток. Провернув коленчатый вал, добейтесь совмещения установочной метки с ответным указателем на корпусе масляного насоса.
2.Наденьте газораспределительный ремень на зубчатое колесо коленчатого вала и удерживая соответствующую его сторону натянутой, накиньте ленту ремня на колесо переднего распределительного вала.
3. Заведите ремень под приводной лик водяного насоса, затем натяните его на зубчатое колесо заднего распределительного вала и заправьте под ролик натяжителя.
4. Проверните передний распределительный вал против часовой стрелки, добиваясь натяжения ремня на участке между зубчатыми колесами данного и коленчатого валов. Если в ходе установки ремня произошло рассовмещение установочных меток, повторите процедуру.
5. Установите на зубчатое колесо коленчатого вала направляющий фланец.
6. Отпустите болт натяжителя и позвольте пружине выбрать слабину ремня.
7. Проверните коленчатый вал на два полных оборота по часовой стрелке, вновь добившись совмещения установочных меток, затем затяните болт стопорный болт натяжителя с требуемым усилием (29 Н·м). Проверьте правильность регулировки натяжения ремня при помощи специального измерителя. При подсоединении прибора к ленте ремня на участке посередине между зубчатыми колесами заднего распределительного и коленчатого валов показание должно составить (230÷310 Н·м).
8. Установите крышки привода ГРМ, - проследите, чтобы на сопрягаемые поверхности секций были посажены все предусмотренные конструкцией уплотнительные прокладки.
9. Установите шкив коленчатого вала. Вверните крепежный болт и затяните его с требуемым усилием (150÷160 Н·м).
10. Установите опорный кронштейн двигателя.
11. Установите рулевой насос и подсоедините электропроводку к датчику-выключателю давления ГУР.
12. Установите кронштейн опоры подвески силового агрегата и удерите из-под двигателя домкрат.
13. Установите натяжные ролики и ремни привода вспомогательных агрегатов.
14. Установите исполнительное устройство темпостата.
15. Установите элементы защиты картера.
16. Подсоедините отрицательный провод к батарее.
17. Произведите ходовые испытания автомобиля.
Прочие модели
Снятие
1. Приведите поршень первого цилиндра в положение ВМТ конца такта сжатия.
2. Отсоедините отрицательный провод от батареи.
Если установленная на автомобиле стереосистема оборудована охранным кодом, прежде чем отсоединять батарею удостоверьтесь в том, что располагаете правильной комбинацией для ввода аудиосистемы в действие!
Во избежание несанкционированного срабатывания подушек безопасности приступайте к выполнению процедуры спустя не менее 90 секунд после отсоединения батареи!
3. Снимите элемент защиты картера.
4. Снимите насос и тягу привода темпостата.
5. Снимите генератор.
6. Подоприте двигатель тележечным домкратом (с целью распределения нагрузки проложите между головкой домкрата и поддоном картера двигателя деревянный брусок) и снимите кронштейн опоры подвески силового агрегата.
7. Снимите передние крышки привода ГРМ.
8. Мелом или краской пометьте направление вращения газораспределительного ремня, ослабьте натяжитель и снимите ремень.
Постарайтесь не допустить попадания охлаждающей жидкости или двигательного масла на поверхности газораспределительного ремня или зубчатых колес привода ГРМ!
9. Удостоверьтесь, что двигатель по-прежнему находится в положении ВМТ и установочные метки должным образом совмещены.
10. Отпустите центральный болт натяжного ролика и отболтите сборку автоматического натяжителя.
Автоматический натяжитель нуждается в переустановке!
11. Снимите газораспределительный ремень.
12. Гаечным ключом заблокировав распределительный вал от проворачивания, снимите с него зубчатое колесо.
13. Зажмите сборку автоматического натяжителя в тиски с мягкими губками.
С задней стороны сборки натяжителя имеется выступающая заглушка, - во избежание случайного ее повреждения подложите под губки тисков шайбу соответствующей толщины.
14. Медленно утопите шток натяжителя до совмещения установочных отверстий.
15. Проденьте в совмещенные отверстия проволоку толщиной 1.4 мм, высвободите сборку натяжителя из тисков и установите ее на двигатель. Вверните крепежные болты и затяните их с требуемым усилием (24 Н·м).
перед установкой сопрягаемой поверхности натяжителя следует тщательно зачистить, резьбовую часть старых болтов смазать герметиком. При замене болтов герметик наносится только на те, шляпки которых не помечены белой краской.
Установка
1. Если снимали, установите натяжитель. Подсоедините верхний конец пружины к пальцу на корпусе водяного насоса, нижний закрепите на сборке натяжителя, заведя его строго в прежнее установочное положение.
2. Удостоверьтесь в правильности совмещения установочных меток обоих распределительных валов.
3. Проверните коленчатый вал таким образом, чтобы его установочная метка совместилась ответным указателем на передней крышке.
4. Наденьте газораспределительный ремень на зубчатое колесо коленчатого вала, затем, удерживая соответствующую ее сторону натянутой, заведите ленту ремня зубчатое колесо переднего (левого) распределительного вала.
5. Заправьте ремень под приводной ролик водяного насоса, затем натяните его на зубчатое колесо заднего (правого) распределительного вала. В заключение заправьте ленту ремня под натяжной ролик.
6. Отпустите стопорный болт регулятора и слегка прижмите натяжитель к ленте ремня. Удостоверьтесь в правильности совмещения всех установочных меток.
7. Проверните коленчатый вал на два полных оборота по часовой стрелке, в заключение снова добившись совмещения меток.
8. Затяните стопорный болт натяжителя с требуемым усилием (26 Н·м).
9. Установите секции крышки привода ГРМ и все прочие снимавшиеся с целью обеспечения доступа компоненты.
10. Подсоедините отрицательный провод к батарее.
11. Произведите ходовые испытания автомобиля.
Двигатели 3.0 л DOHC
Модели 1992÷1994 г.г. вып.
Снятие
1. Приведите двигатель в положение ВМТ конца такта сжатия поршня первого цилиндра.
2. Отсоедините отрицательный провод от батареи.
Если установленная на автомобиле стереосистема оборудована охранным кодом, прежде чем отсоединять батарею удостоверьтесь в том, что располагаете правильной комбинацией для ввода аудиосистемы в действе!
3. Снимите элементы защиты картера.
4. Снимите исполнительное устройство системы управления скоростью (темпостата).
5. Снимите генератор.
6. Снимите воздушные шланг и трубку.
7. Снимите сборку натяжителя и ремень привода рулевого насоса.
8. Снимите шкив коленчатого вала.
9. Отсоедините электропроводку от датчика уровня тормозной жидкости.
10. Снимите верхнюю секцию крышки привода ГРМ.
11. Подоприте двигатель тележечным домкратом (с целью распределения нагрузки проложите между головкой домкрата и поддоном картера двигателя деревянный брусок) и снимите кронштейн опоры подвески силового агрегата.
12. Снимите промежуточный ролик ремня привода генератора/компрессора К/В.
13. Снимите опорный кронштейн двигателя.
Крепежные болты имеют различную длину и при сборке должны быть установлены строго на свои прежние места.
14. Снимите нижнюю секцию передней крышки привода ГРМ, - постарайтесь запомнить установочное положение крепежных болтов.
15. Мелом или краской пометьте направление вращения газораспределительного ремня, ослабьте натяжитель и снимите ремень.
Постарайтесь не допустить попадания охлаждающей жидкости или двигательного масла на поверхности газораспределительного ремня или зубчатых колес привода ГРМ! Удостоверьтесь, что двигатель по прежнему находится в положении ВМТ.
16. Ослабьте болт натяжителя и снимите ремень.
17. Снимите сборку натяжителя.
Установка
1. Если шток автоматического натяжителя полностью выдвинут, произведите его переустановку:
- Поместите сборку натяжителя в тиски с мягкими губками;
- Медленно сжимая губки тисков, утопите шток совмещения его отверстия с отверстием в цилиндре;
- Продев в совмещенные отверстия отрезок жесткой проволоки, зафиксируйте шток в утопленном положении;
- Извлеките сборку из тисков.
2. Не извлекая проволоку, установите натяжитель на двигатель.
3. Если правильность совмещения установочных меток оказалась нарушена, произведите описываемые ниже манипуляции.
- Старайтесь не просовывать пальцы между спицами зубчатых колес, так как последние могут неожиданно провернуться под воздействием усилия, развиваемого клапанными пружинами!
- Добейтесь правильного расположения установочной метки зубчатого колеса коленчатого вала, затем проверните колесо на 2 зубца по часовой стрелке с целью устранения риска контакта поршня с клапаном при проворачивании распределительных валов;
- Поочередно добейтесь правильного расположения установочных меток зубчатых колес каждого из распределительных валов.
- При одновременном открывании впускного и выпускного клапанов одного цилиндра они могут цепляться друг за друга, поэтому, в случае возникновения малейшего сопротивления следует сразу же подправить положение второго распределительного вала;
- Вновь добейтесь совмещения распределительных меток коленчатого вала, затем проверните последний еще на 1 зубец против часовой стрелки, подготовив тем самым колеса к установке газораспределительного ремня.
4. Установка газораспределительного ремня производится в следующем порядке (сразу же фиксируйте ремень на зубчатых колесах распределительных валов пружинными зажимами):
- 1 - зубчатое колесо выпускного распределительного вала передней головки цилиндров;
- 2 - зубчатое колесо впускного распределительного вала передней головки цилиндров;
- 3 - приводной ролик водяного насоса;
- 4 - зубчатое колесо впускного распределительного вала задней головки цилиндров;
- 5 - зубчатое колесо выпускного распределительного вала задней головки цилиндров;
- 6 - промежуточный ролик;
- 7 - зубчатое колесо коленчатого вала;
- 8 - ролик натяжителя.
5. Разверните ролик натяжителя таким образом, чтобы отверстия в его пальце оказались непосредственно над центральным болтом, затем прижмите ролик к ленте ремня и одновременно затяните центральный болт.
6. Удостоверьтесь в правильности совмещения установочных меток и снимите фиксирующие ремень зажимы.
7. Проверните коленчатый вал на 1/4 оборота против часовой стрелки, затем верните его обратно, вновь добившись правильного совмещения меток.
8. Ослабьте центральный болт натяжного ролика. При помощи специального приспособления типа MD998767 и динамометрического ключа приложите к ролику крутящий момент в 10 Н·м и вновь затяните болт (проследите, чтобы в процессе затягивания болта натяжитель не проворачивался).
9. Извлеките фиксирующую шток автоматического натяжителя проволоку.
10. Проверните коленчатый вал на два полных оборота по часовой стрелке и дайте компонентам усесться в течение не менее 5 минут. Проверьте свободу хода установочного пальца в отверстии натяжителя.
11. Измерьте величину выступания автоматического натяжителя (расстояние между рычагом натяжителя и его корпусом). Требуемое значение составляет 3.8÷4.5 мм. Если результат измерения выходит за пределы допустимого диапазона, повторите процедуру регулировки.
12. Установите на двигатель нижнюю секцию крышки передней привода ГРМ, - проследите, чтобы были установлены все предусмотренные конструкцией уплотнительные прокладки.
13. Установите опорный кронштейн двигателя, - проследите, чтобы все болты все болты были установлены строго на свои прежние места, - рабочую поверхность раззенкованного болта предварительно смажьте, затягивайте болт медленно.
14. Установите промежуточный ролик.
15. Установите кронштейн опоры подвески силового агрегата, опустите домкрат и извлеките его из-под двигателя.
16. Установите на место верхнюю секцию крышки передней привода ГРМ, - проследите, чтобы были установлены все предусмотренные конструкцией уплотнительные прокладки.
17. Подсоедините электропроводку к датчику уровня тормозной жидкости.
18. Установите шкив коленчатого вала. Вверните крепежный болт и затяните его с требуемым усилием (180÷190 Н·м).
19. Установите сборку натяжителя и ремень привода рулевого насоса.
20. Установите воздушные шланг и трубку.
21. Установите генератор.
22. Установите исполнительное устройство темпостата.
23. Установите элементы защиты картера.
24. Подсоедините отрицательный провод к батарее.
25. Произведите ходовые испытания автомобиля.
Модели 1995 и 1996 г.г. вып.
Снятие
1. Приведите двигатель в положение ВМТ конца такта сжатия поршня первого цилиндра.
2. Отсоедините отрицательный провод от батареи.
Если установленная на автомобиле стереосистема оборудована охранным кодом, прежде чем отсоединять батарею удостоверьтесь в том, что располагаете правильной комбинацией для ввода аудиосистемы в действе!
Во избежание несанкционированного срабатывания подушек безопасности, приступайте к выполнению процедуры не менее чем через 90 секунд после отключения батареи!
3. Снимите элементы защиты картера.
4. Снимите исполнительное устройство системы управления скоростью (темпостата).
5. Снимите генератор.
6. Снимите воздушные шланг и трубку.
7. Снимите сборку натяжителя и ремень привода рулевого насоса.
8. Снимите шкив коленчатого вала.
9. Отсоедините электропроводку от датчика уровня тормозной жидкости.
10. Снимите верхнюю секцию крышки привода ГРМ.
11. Подоприте двигатель тележечным домкратом (с целью распределения нагрузки проложите между головкой домкрата и поддоном картера двигателя деревянный брусок) и снимите кронштейн опоры подвески силового агрегата.
12. Снимите промежуточный ролик ремня привода генератора/компрессора К/В.
13. Снимите опорный кронштейн двигателя.
Крепежные болты имеют различную длину и при сборке должны быть установлены строго на свои прежние места.
14. Снимите нижнюю секцию передней крышки привода ГРМ, - постарайтесь запомнить установочное положение крепежных болтов.
15. Мелом или краской пометьте направление вращения газораспределительного ремня, ослабьте натяжитель и снимите ремень.
Постарайтесь не допустить попадания охлаждающей жидкости или двигательного масла на поверхности газораспределительного ремня или зубчатых колес привода ГРМ! Удостоверьтесь, что двигатель по прежнему находится в положении ВМТ.
16. Ослабьте болт натяжного ролика и снимите ремень.
Во избежание повреждения клапанов при ударе их о днища поршней не допускайте проворачивания зубчатых колес распределительных валов при снятом газораспределительном ремне!
17. Выверните крепежные болты и снимите сборку автоматического натяжителя.
Установка
1. Взведите шток автоматического натяжителя:
- Поместите сборку натяжителя в тиски с мягкими губками;
- Медленно сжимая губки тисков, утопите шток совмещения его отверстия с отверстием в цилиндре;
- Продев в совмещенные отверстия отрезок жесткой проволоки диаметром 1.4 мм, зафиксируйте шток в утопленном положении;
- Извлеките сборку из тисков.
2. Не извлекая проволоку, установите натяжитель на двигатель. Вверните крепежные болты и затяните из с требуемым усилием (24 Н·м).
3. Добейтесь правильного расположения установочной метки зубчатого колеса коленчатого вала, затем проверните колесо на 1 зубец против часовой стрелки.
4. Добейтесь совмещения установочных меток распределительных валов.
5. Установка газораспределительного ремня производится в следующем порядке (сразу же фиксируйте ремень на зубчатых колесах пружинными зажимами):
- 2 - зубчатое колесо впускного рас- пределительного вала передней головки цилиндров;
- 3 - приводной ролик водяного на соса;
- 4 - зубчатое колесо впускного распределительного вала зад- ней головки цилиндров;
- 5 - зубчатое колесо выпускного распределительного вала зад- ней головки цилиндров;
- 6 - ролик натяжителя;
- 7 - зубчатое колесо коленчатого вала;
- 8 - промежуточный ролик.
6. Удостоверьтесь в правильности совмещения меток коленчатого вала, затем прижмите ролик натяжителя к ленте ремня. После того как слабина ремня будет выбрана, затяните болт натяжителя.
7. Разверните ролик натяжителя таким образом, чтобы отверстия в его пальце оказались непосредственно над центральным болтом,.
8. Удостоверьтесь в правильности совмещения установочных меток и снимите фиксирующие ремень зажимы.
9. Проверните коленчатый вал на 1/4 оборота против часовой стрелки, затем верните его обратно, вновь добившись правильного совмещения меток.
10. Ослабьте центральный болт натяжного ролика. При помощи специального приспособления типа MD998767 и динамометрического ключа приложите к ролику крутящий момент в 10 Н·м и вновь затяните болт, - на этот раз с требуемым усилием (49 Н·м) (проследите, чтобы в процессе затягивания болта натяжитель не проворачивался).
11. Проверните коленчатый вал на два полных оборота по часовой стрелке и дайте компонентам усесться в течение не менее 5 минут. Проверьте свободу хода установочного пальца в отверстии автоматического натяжителя.
12. Извлеките фиксирующую шток натяжителя проволоку.
13. Измерьте величину выступания автоматического натяжителя (расстояние между рычагом натяжителя и его корпусом). Требуемое значение составляет 3.8÷4.5 мм. Если результат измерения выходит за пределы допустимого диапазона, повторите процедуру регулировки.
14. Установите на двигатель нижнюю секцию крышки передней привода ГРМ, - проследите, чтобы были установлены все предусмотренные конструкцией уплотнительные прокладки.
15. Установите опорный кронштейн двигателя, - проследите, чтобы все болты все болты были установлены строго на свои прежние места, - рабочую поверхность раззенкованного болта предварительно смажьте, затягивайте болт медленно.
16. Установите промежуточный ролик.
17. Установите кронштейн опоры подвески силового агрегата, опустите домкрат и извлеките его из-под двигателя.
18. Установите на место верхнюю секцию крышки передней привода ГРМ, - проследите, чтобы были установлены все предусмотренные конструкцией уплотнительные прокладки.
19. Подсоедините электропроводку к датчику уровня тормозной жидкости.
20. Установите шкив коленчатого вала. Вверните крепежный болт и затяните его с требуемым усилием (180÷190 Н·м).
21. Установите сборку натяжителя и ремень привода рулевого насоса.
22. Установите воздушные шланг и трубку.
23. Установите генератор.
24. Установите исполнительное устройство темпостата.
25. Установите элементы защиты картера.
26. Подсоедините отрицательный провод к батарее.
27. Произведите ходовые испытания автомобиля.
Двигатели 3.5 л
Снятие
1. Отсоедините отрицательный провод от батареи.
Если установленная на автомобиле стереосистема оборудована охранным кодом, прежде чем отсоединять батарею удостоверьтесь в том, что располагаете правильной комбинацией для ввода аудиосистемы в действие!
2. Опорожните систему охлаждения.
Во избежание получения ожогов, приступайте к выполнению перечисленных работ только после окончательного остывания системы! Не допускайте попадания антифриза на открытые участки тела и окрашенные поверхности автомобиля. Случайно попавшие брызги без промедления смывайте обильным количеством воды. Помните, что антифриз является в высшей степени токсичной жидкостью и попадание его внутрь организма даже в небольших количествах чревато самыми серьезными последствиями (вплоть до летального исхода). Никогда не оставляйте антифриз хранящимся в неплотно закрытой таре и без промедления собирайте пролитую на пол охлаждающую жидкость. Помните, что сладковатый запах антифриза может привлечь к себе внимание детей и животных. О способах утилизациях отработанной охлаждающей жидкости проконсультируйтесь на любой станции автосервиса. Во многих регионах мира обустроены специальные пункты по приему различного рода отработок. Ни в коем случае не сливайте старую охлаждающую жидкость в канализацию и на землю!
3. Снимите ремни привода вспомогательных агрегатов.
4. Снимите верхний кожух радиатора.
5. Снимите сборку вентилятора с приводным шкивом.
6. Отболтите рулевой насос от своего опорного кронштейна, не отсоединяя гидравлические шланги отведите насос в сторону и закрепите его проволокой. Снимите опорный кронштейн насоса.
7. Снимите опорный кронштейн вентилятора системы охлаждения.
8. На некоторых моделях для обеспечения доступа к болтам крепления нижней секции передней крышки привода ГРМ необходимо снять шкив коленчатого вала.
9. Выверните крепежные болты и снимите верхнюю и нижнюю крышки привода ГРМ.
10. Отсоедините электропроводку от датчика положения коленчатого вала (CKP).
11. При помощи специальных инструментов МВ9g67-01 и MD998754 снимите шкив с цапфы коленчатого вала.
12. Тщательно протрите установочные метки на зубчатых колесах привода ГРМ чистой ветошью. И добейтесь их правильного совмещения.
13. Мелом или краской пометьте направление вращения газораспределительного ремня, ослабьте натяжитель и снимите ремень.
Постарайтесь не допустить попадания охлаждающей жидкости или двигательного масла на поверхности газораспределительного ремня или зубчатых колес привода ГРМ! Проследите за правильностью совмещения меток.
14. Ослабьте центральный болт натяжного ролика и снимите газораспределительный ремень.
15. Снимите сборку автоматического натяжителя, натяжной ролик и рычаг натяжителя.
16. Удерживая распределительные валы от проворачивания подходящим ключом, отдайте крепежные болты и снимите соответствующие зубчатые колеса.
Установка
1. Установите на место шкив коленчатого вала и проверните зубчатое колесо последнего на три зубца по часовой стрелке, приведя тем самым двигатель в положение немного дальше ВМТ конца такта сжатия поршня первого цилиндра.
2. Если снимали, установите на место зубчатые колеса распределительных валов. Затяните крепежные болты с требуемым усилием (88 Н·м).
3. Добейтесь совмещения установочных меток зубчатых колес распределительных валов левой и правой головок цилиндров. Гаечным ключом заблокируйте зубчатые колеса от проворачивания.
4. Посадите ремень на зубчатые колеса распределительных валов правой головки цилиндров и зафиксируйте его при помощи пары канцелярских зажимов.
5. Заведите газораспределительный ремень под приводной ролик водяного насоса.
6. Удостоверьтесь в правильности совмещения меток зубчатых колес распределительных валов левой головки цилиндров, наденьте на колеса ремень и зафиксируйте его при помощи пары пружинных канцелярских зажимов.
7. Заведите ремень под промежуточный ролик.
8. Проверните коленчатый вал на один полный оборот против часовой стрелки и вновь добейтесь совмещения установочных меток.
9. Заведите ремень под натяжной ролик.
10. Разверните ролик штифтовым отверстием вверх, прижмите его к ленте ремня и затяните стопорный болт с усилием 48 Н·м.
11. Медленно проверните коленчатый вал на два полных оборота по часовой стрелке до совмещения установочных меток. Снимите четыре зажима, фиксирующих ремень на зубчатых колесах распределительных валов.
12. Установите на место крышки привода ГРМ.
13. Установите шкив коленчатого вала. Вверните крепежный болт и затяните его с требуемым усилием (150 Н·м).
14. Установите на двигатель все снимавшиеся с целью обеспечения компоненты, - действуйте в порядке, обратном порядку их демонтажа.
15. Залейте в систему охлаждения свежую смесь требуемого сорта (см. Главу Настройки и текущее обслуживание).
16. Подсоедините отрицательный провод к батарее.
17. Запустите двигатель и проверьте его на наличие признаков развития утечек.