Общая информация
Когда транспортное средство оборудовано тормозной системой обычного типа, резкое выжимание педали ножного тормоза приводит к блокировке колес. При этом нарушается сцепление протектора с дорожным покрытием, и автомобиль может пойти юзом, теряя управляемость. Система антиблокировки тормозов (ABS) предотвращает преждевременную блокировку колес, непрерывно управляя скоростью их вращения во время торможения за счет модуляций давления гидравлической жидкости в каждом из тормозных механизмов.
Электронный блок управления (ECU) ABS отслеживает скорость вращения каждого из колес автомобиля, ориентируясь на сигналы, поступающие от колесных датчиков. Когда при аварийном торможении какое-либо из колес начинает преждевременно блокироваться, ECU выдает команду на активацию помещенного внутрь гидравлического модулятора электромагнитного клапана, который, срабатывая, открывает соответствующий участок тормозного контура, выпуская из него часть гидравлической жидкости в резервуар и, соответственно, снижая рабочее давление. Как только скорости вращения колес уравниваются, клапан вновь закрывается и давление продолжает подниматься. Цикл длится доли секунды на каждом из колес и повторяется до тех пор, пока торможение не будет завершено. Конструкция системы позволяет корректировать давление в гидравлических контурах каждого из четырех колес. В действительности схема функционирования ABS намного сложнее, чем это может показаться, поэтому составители настоящего Руководства не рекомендуют владельцам автомобилей производить попытки самостоятельного выполнения ремонта системы. В случае возникновения неполадок разумнее всего будет обратиться к специалистам автосервиса.
Диагностика отказов и коды неисправностей
Если вмонтированная в панель приборов автомобиля контрольная лампа ABS загорается и продолжает гореть во время движения, в первую очередь удостоверьтесь, что стояночный тормоз полностью отпущен, а тормозная система функционирует исправно. Если все в норме, следовательно, произошел отказ ABS. Не забывайте, что срабатывание контрольной лампы ABS может быть вызвано снижением уровня тормозной жидкости в резервуаре ГТЦ, - одновременно сработает также контрольная лампа тормозной системы. Постоянный, не связанный с износом фрикционных накладок колодок, расход тормозной жидкости говорит о наличии утечек в гидравлическом тракте:
- a) Проверьте состояние тормозных суппортов и колесных цилиндров;
- b) Проверьте компоненты гидравлического тракта на наличие признаков развития утечек;
- c) Проверьте состояние и надежность крепления контактных разъемов электропроводки ECU и колесных датчиков (см. Главу Бортовое электрооборудование);
- d) Проверьте соответствующие предохранители (см. Главу Бортовое электрооборудование).
Модуль управления (ECU) ABS отслеживает любые нарушения функционирования компонентов системы. В случае выявления отказа на панели приборов загорается соответствующая контрольная лампа, система антиблокировки тормозов отключается. В память модуля управления при этом записывается код отказа.
Примечание. При включении зажигания контрольная лампа ABS выдает две (модели FWD) или четыре (модели AWD) вспышки в течение 1 секунды, затем должна погаснуть.
Если в ходе выполнения самостоятельных проверок никаких нарушений выявить не удается, отгоните автомобиль на станцию техобслуживания. Полная диагностика ABS требует применения специального считывателя типа DRB-II или MUT-III, подключаемого к расположенному слева под панелью приборов диагностическому разъему DLC.