Если клапанный зазор слишком велик, то часть хода толкателя и распределительного вала будет тратиться на компенсацию лишнего зазора, т.е. клапаны будут открыты недостаточно долго. При этом появляются два эффекта: детали механизма привода клапанов будут издавать стучащий звук, двигатель будет работать плохо, т.к. впускной клапан будет открываться недостаточно и в цилиндр попадет меньше рабочей смеси. Недостаточное открытие выпускного клапана приведет к избыточному давлению отработанных газов в цилиндре, которое препятствуют поступлению необходимого количества рабочей смеси в цилиндр.
Если клапанный зазор слишком мал, то впускной и выпускной клапаны не плотно сидят в головке цилиндров, когда они закрыты. Когда клапан сидит в головке цилиндров, то он выполняет две функции - он закрывает камеру сгорания так, чтобы никакие газы не могли выйти из цилиндра, и он сам охлаждается путем поглощения части тепла процесса сгорания головкой цилиндров и системой охлаждения двигателя. Таким образом, если клапанный зазор слишком мал то двигатель будет плохо работать (из-за того, что газы выходят из камеры сгорания), а клапан будет перегреваться и деформироваться (т.к. он не может передавать тепло, пока не касается седла клапана в головке цилиндров).
ВНИМАНИЕ: Тогда как все регулировки клапанов должны быть выполнены с максимальной аккуратностью, лучше иметь более «свободную» регулировку, чем более «зажатую», так как прогоревшие клапаны становятся результатом более «зажатой» регулировки.
Зазоры клапанов необходимо периодически проверять/регулировать в процессе эксплуатации автомобиля, а также после проведения ремонта двигателя, связанного с механизмом газораспределения.
Регулировка зазора заключается во вращении регулировочного винта клапанов, пока не будет достигнута требуемая величина зазора.
ВНИМАНИЕ: Зазор должен проверяться и регулироваться на холодном двигателе (температура охлаждающей жидкости в двигателе равна 15-25°С). При указанной температуре зазоры клапанов должны составлять для впускных и выпускных клапанов - 0,15 мм. При достижении двигателем нормального теплового режима, зазоры увеличатся до 0,2 мм. Последовательность регулировки приводится для каждого тина двигателя в разделе «Ремонт двигателя без снятия его с автомобиля».