Помните, что метка (стрелка) на головке поршня должна быть обращена к передней части двигателя (привод распредвалов).
Протрите цилиндры чистой тряпкой без ворса.
Нанесите на поршневые кольца смазку и затем наденьте на первый из устанавливаемых поршней сжиматель колец.
Если сжимателя нет можно использовать подходящий по размеру хомут от шланга.
Приспособления, используемые для установки поршней в сборе с кольцами в цилиндры двигателя
Универсальная (регулируемая) втулка - общий вид
Простейшее приспособление, изготовленное из полосы металла (по типу хомута)
Шатунные вкладыши - установка на коленчатый вал
Перед тем как установить поршни с шатунами, стенки проточек блока должны быть тщательно очищены, и коленчатый вал установлен на место.
Снимите крышку с шатуна номер 1 (на крышках должны быть метки, сделанные при снятии).
Очистите заднюю сторону нового верхнего вкладыша подшипника, затем вложите его на место в шатун. Убедитесь, что шпонка на вкладыше вошла в выемку шатуна. Не вбивайте вкладыш молотком и не поцарапайте поверхность подшипника. Пока не смазывайте подшипник.
Очистите заднюю сторону второго вкладыша и установите его в шатунную крышку. Убедитесь, что шпонка вкладыша во шла в выемку крышки, но пока не наносите смазку.
Натяните кусочки пластиковой или резиновой трубки на каждый болт шатунных крышек.
Сориентировав поршень так, что бы стрелка на его верхушке была направлена вперед (привод распредвала), осторожно вставьте поршень с шатуном в первый цилиндр.
Осторожно надавите на верхушку поршня деревянным бруском, одновременно направляя конец шатуна на его место на шатунной шейке коленчатого вала. Работайте медленно, и если почувствуете сопротивление, немедленно остановитесь. Выясните причину и устраните ее. Ни в коем случае не давите с силой на поршень - вы можете повредить посадочные места.
После того как поршень с шатуном установлены, необходимо проверить величину масляного зазора шатунного подшипника до того, как шатун будет окончательно прикручен на место.
Отрежьте кусочек подходящего размера пластика для измерения зазоров чуть короче, чем ширина шатунного подшипника и положите его на шатунную шейку номер 1, параллельно ее оси.
Очистите поверхность крышки шатунного подшипника, снимите защитные трубки с болтов шатуна и установите крышку шатуна.
Установите гайки и затяните их до требуемой величины момента затяжки в три приема. Не вращайте при этом коленчатый вал.
Открутите гайки и снимите крышку шатуна, стараясь не повредить пластик.
Сравните ширину раздавленного пластика для измерения зазора со шкалой на его пакете, чтобы определить зазор. Сравните полученное значение с техническими данными.
Если зазор не соответствует норме, вкладыши подшипника могут быть не того размера. Но прежде чем решить заменить вкладыши, проверьте, не попала ли грязь или масло между вкладышами и шатуном или крышкой. Кроме того, проверьте диаметр шейки вала. Если ширина пластика для измерения зазоров разная на разных концах полоски, шейка вала может иметь конусность, и ее надо переточить.
Окончательная установка шатуна
Тщательно счистите все следы пластика для измерения зазоров с поверхности шейки вала и подшипника, стараясь не поцарапать подшипник.
Убедитесь, что поверхности вкладышей совершенно чистые и нанесите однородный спой смазки на оба вкладыша. Вам придется протолкнуть поршень в диаметр цилиндра, чтобы получить доступ к вкладышу шатуна - не забудьте вначале на тянуть защитные трубки на болты шатуна.
Наденьте шатун на шейку вала, снимите защитные трубки с болтов крышки шатуна, установите крышку и затяните гайки в три приема до требуемой величины момента затяжки.
Повторите описанную процедуру для остальных поршней и шатунов.
Проверьте сборку поршневой группы.
После того как все поршни и шатуны установлены, проверните коленчатый вал несколько раз вручную и проверьте, не заклинивает ли он.
Проверьте люфт шатунов.
Сравните измеренный люфт с техническими данными. Если люфт соответствовал норме до разборки, и были использованы старые шатуны и коленчатый вал, то он должен оставаться в пределах нормы. Если были установлены новые шатуны или новый коленчатый вал, то люфт может не соответствовать норме. В этом случае необходимо снять шатуны и отдать в мастерскую для механической обработки.