ВНИМАНИЕ: Наиболее критичными моментами в «жизни» только что отремонтированного двигателя являются первые несколько секунд работы. Подготовка определяет разницу между плавным шагом к последующей «жизни» и более резким переходом. Необходимыми условиями для запуска двигателя являются следующие: в двигатель должны быть залиты моторное масло и охлаждающая жидкость (ОЖ) и должны быть выставлены фазы газораспределения.
Подготовка
После установки двигателя долейте моторное масло до нужного уровня. Если вы установили новый или другой масляный картер, то руководствуйтесь инструкциями по заполнению этого картера.
Если заменялся распредвал, то рекомендуется, чтобы двигатель поработал на повышенных оборотах холостого хода несколько минут. Аккумуляторная батарея (АВ) должна быть полностью заряжена, а момент зажигания впрыска нужно постараться установить поточнее.
Когда двигатель завелся и работает первые 20 минут «обкатки», то из него выйдет около 500 л смертельно опасной окиси углерода. Поэтому нужно обеспечить хорошую вентиляцию помещения, где находится автомобиль, т.е. откройте все окна и двери. Окись углерода тяжелее воздуха, и она может скопиться в замкнутом пространстве в течение нескольких часов. Первые минуты работы двигателя особенно опасны, если вы работаете в закрытом гараже.
Запуск
На данный момент, отремонтированный двигатель готов к запуску. Подсоедините к двигателю стробоскоп тахометр и масляный манометр. Если на двигателе гидравлические толкатели клапанов, то снимите клапанные крышки перед запуском. Во многих солидных автомагазинах имеются пружинные зажимы, которые устанавливаются на коромысла для отражения масла, когда двигатель работает и клапаны регулируются. Если не использовать эти зажимы, то масло будет разбрызгиваться во все стороны.
Довольно соблазнительно воспользоваться при запуске двигателя специальной пусковой жидкостью, но если использовать большое ее количество, то двигатель может получить повреждения. Она даже более потенциально опасна, когда двигатель только что отремонтирован.
Прокачайте топливную систему. Для этого на двигателях с электронным впрыском топлива включите и выключите зажигание несколько раз.
ВНИМАНИЕ: Вливание топлива во впускной коллектор для запуска двигателя очень опасно.
Включите стартер и прислушайтесь к тому, подает ли двигатель признаки жизни.
Если двигатель издает хлопки или имеют место обратные вспышки во впускной или выпускной коллекторы, то неправильно отрегулировано зажигание. Однако несколько слабых хлопков во впускном тракте может просто указывать на то, что несколько капель масла попало в цилиндры. Попросите своего помощника подвигать распределитель вперед-назад во время прокручивания двигателя стартером. Двигатель должен завестись Если двигатель не заводится или работает очень плохо после запуска, обратитесь к соответствующей главе.
Как любителя, так и профессионала может привести в замешательство подсоединение всех отсоединенных при снятии двигателя трубок, проводов и шлангов.
Нумерация разметка и даже фотографирование моторного отсека перед снятием двигателя поможет затем легче ориентироваться в этой неразберихе.
Обкатка
Когда двигатель завелся, увеличьте его обороты сразу же до 1500-2000 об/мин. Стабилизируйте обороты двигателя. Распредвал и толкатели клапанов лучше прирабатываются друг к другу, если двигателю не давать работать на холостом ходу первые 20 минут «новой жизни». В двигателе распредвал получает намного меньше масла в режиме холостого хода обороты должны быть немного выше, чтобы распредвал и толкатели хорошо смазывались. Также не меняйте резко обороты двигателя в течение первых 20 минут его работы. Если не поддерживать обороты двигателя более-менее постоянными, то возникнут нежелательные нагрузки на новые детали, на более тесные допуски и на пока неприработанные детали. В течение периода 20 минутной «обкатки необходимо постоянно следить за давлением масла и за температурой двигателя. Если имеют место какие-то ненормальные значения, то плавно переведите двигатель в режим холостого хода, заглушите двигатель и устраните причину этого явления.
Во время периода первичный обкатки отрегулируйте момент зажигания. Хотя нужно будет еще раз отрегулировать зажигание на нужных оборотах двигателя после перевода двигателя в режим холостого хода но все же выставьте приблизительное значение момента зажигания именно сейчас, чтобы уменьшить возможность перегрева двигателя. Внимательно проверьте наличие утечек масла ОЖ, жидкости усилителя рулевого управления и жидкости (масла) для КПП.
После 20-минутной «обкатки» медленно верните двигатель в режим холостого хода и дайте ему поработать на холостом ходу столько, чтобы успеть про верить момент зажигания и установить обороты холостого хода. Если двигатель не оборудован гидравлическими толкателями, то теперь отрегулируйте зазоры в клапанах.
Контрольная поездка
Теперь все готово к контрольной поездке Начните с короткой поездки около места ремонта. Так как автомобиль уже давно не ездил, то внимательно прислушайтесь к необычным шумам и постоянно следите за температурой ОЖ и давлением масла. В целях безопасности возьмите с собой попутчика. Если значения на указателях вышли за допустимые пределы то сразу же выключите двигатель и определите источник проблемы.
ВНИМАНИЕ: Не совершайте контрольную поездку до тех пор, пока не будут установлены все снятые детали, и все системы не будут работать нормально.
После контрольной поездки нужно оценить значения жизненно важных параметров двигателя.
Отсоедините стробоскоп и тахометр. По возможности расположите масляный манометр так чтобы он был виден при движении. Если шланг манометра слишком короткий, то снимите манометр, проверьте, что контрольная лампа давления масла работает, и следите за ней во время поездки.
Теперь можно совершить контрольную поездку большей длительности. Во время этой поездки вероятность появления неисправности в цепи системы зажигания прямо пропорциональна расстоянию от вашего гаража. Имейте это в виду.
После возвращения в гараж проверьте жгуты проводов, в том числе высоковольтные провода. Проверьте уровень масла, убедитесь в отсутствии утечек масла и, при необходимости, устраните их. То же самое относится и к системе охлаждения. Если на двигателе установлены механические толкатели, то нужно еще раз отрегулировать клапанные зазоры.
Когда контрольная поездка закончена и подтянуты хомуты шлангов, сливные пробки и болты масляного картера, то на автомобиле можно ездить несколько дней (или недель) до следующего тех-обслуживания. Водитель должен помнить о недавнем ремонте и при езде внимательно следить за приборами и контрольными лампами, и прислушиваться к необычным звукам.
Обслуживание в диапазоне от 1000 до 1500 км пробега
Во время между пробегом 1000 и 1500 км автомобиль должен пройти техобслуживание. Дайте двигателю полностью остыть, лучше за ночь. Ослабьте и вновь затяните болты головки блока цилиндров, отрегулируйте клапанные зазоры с помощью соответствующих методик. Замените моторное масло и масляный фильтр. Проверьте натяжение всех ремней и плотность посадки шлангов. Проверьте уровень масла в КПП.
Если все операции проведены, и под автомобилем не остается следов от подтекания моторного масла и ОЖ, то ремонт двигателя можно считать успешно законченным.