Типичные элементы кривошипно-шатунного механизма (КШМ) 4-цилиндрового двигателя
1 - коленвал; 2 - шатун; 3 - палец; 4 - стопорное кольцо; 5 - поршень; 6 - порншевые кольца; 7 - зубчатый венец маховика; 8 - маховик; 9 - болты; 10 - задний сальник коленвала.
Элементы кривошипно-шатунного механизма 6-цилиндрового двигателя (6А12)
1 - крышка коренных подшипников; 2 - коленвал; 3 - шатун; 4 - палец; 3 - стопорное кольцо; 6 - поршень; кольца; 8 - ведущий диск автоматической коробки передач; 9 - диск автоматической коробки передач; 10, 11, 13 - диск; 12 - маховик; 14 - задним сальник.
ВНИМАНИЕ: Перед снятием коленчатого вала должны быть сняты: маховик, масляный картер, масляный насос, поршни с шатунами, задняя крышка блока двигателя.
Перед тем как снимать коленчатый вал, проверьте люфт конца вала. Установите калибр с индикатором соосно с валом и уприте стержень калибра в торец или в кривошип.
Отожмите вал до упора назад и установите индикатор на нуль. Затем отожмите вал до упора вперед запишите показание стрелки которое равно люфту. Если люфт больше допустимого проверьте износ упорных подшипников вала. Если обнаруживается износ, то зазор можно уменьшить поставив новые упорные подшипники.
Коренные подшипники (вкладыши) коленчатого вала четырехцилиндрового двигателя
ВНИМАНИЕ: На шестицилиндровом двигателе средний (второй) подшипник имеет конструкцию с двумя упорными полукольцами.
Коренные подшипники (вкладыши) коленчатого вала 6-ти цилиндрового двигателя
Люфт можно измерить и с помощью пластинок щупов. Отожмите вал до упора вперед. Вставьте пластинки-щупы между валом и передней поверхностью коленного подшипника.
Проверьте маркировку на коренных подшипниках. Они должны быть пронумерованы последовательно от переда двигателя к задней части Если меток нет, поставьте метки кернером. Часто на крышках имеется стрелка, которая направлена вперед. Если ее нет, нарисуйте стрелку краской перед тем, как снимать крышки. Ослабьте гайки крышек в несколько приемов по 1/4 оборота до тех пор, пока они не будут выкручиваться рукой.
Осторожно постучите по крышкам молотком с мягким бойком, затем снимите их с блока цилиндров. Если необходимо, используйте болты как рычаги для снятия крышек. Постарайтесь не ронять вкладыши подшипников.
Осторожно вытащите коленчатый вал из двигателя. Вложите вкладыши подшипников на свои места, установите крышки подшипников и закрутите болты руками.