В зависимости от условии эксплуатации, к моторным маслам предъявляются различные требования. Поэтому очень сложно точно подобрать смазочное средство по своему действию к различным условиям эксплуатации. Двигатели которые длительное время работали на повышенных оборотах или с полной нагрузкой, имеют высокую температуру масла. Под воздействием высоких температур и кислорода воздуха масло начинает окисляться. Продукты окисления сгущают масло и могут откладываться лакообразным налетом на верхних частях поршня, в пазах поршневых колец и на штоках клапанов. Это может привести к закоксовыванию тарелки клапана.
Когда в цилиндры поступает переобогащенная горючая смесь, очень редко или вообще никогда двигатель не будет давать полной мощности, и вы будете ездить с переохлажденным двигателем (движение по городу), не будет происходить полного сгорания горючей смеси, а вследствие этого, будет происходить образование масляного нагара и других продуктов Само несгоревшее топливо и конденсат приводят к образованию шлака (осадка) и кислоты. Несгоревшее топливо осаждается на холодных стенках цилиндров и попадает в картер двигателя, причем смывается масляная пленка на цилиндре и поршне действием этого является уменьшающееся действие смазки рабочей поверхности поршня и разжижение масла, которое ухудшает смазочные свойства в зависимости от содержания топлива.
Так как при запуске часть топлива растворяется в масле, особенно зимой (множество запусков при холодном двигателе - высокий процент топлива в масле), при значительном разжижении масла необходимо заменить его раньше срока.
В зависимости от температуры любое масло имеет склонность к уменьшению вязкости увеличением тепла оно становится маловязким, в результате чего ухудшается адгезионная способность и предел прочности при сжатии смазочной пленки. На холоде масло становится густым и вязким, причем текучесть снижается, а внутреннее сопротивление трения увеличивается. Это свойство необходимо для применения моторного масла, текучесть которого мало изменилась бы при непостоянных температурах.
При холодном двигателе необходимо, чтобы масло было достаточно маловязким с тем, чтобы не затруднять работу стартера и, чтобы как можно быстрее, начиная с запуска двигателя, масло попадало во все места смазки.