Работа катализатора
В автомобиле катализатором называются керамические частицы, покрытые благородными металлами - платиной и родием, помещенные в специальную ем-кость. Выхлопные газы, проходя через эту емкость обтекают частицы, которые имеют очень большую суммарную активную поверхность. Общее количество благородных металлов, содержащихся в катализаторе, составляет 2-3 грамма (5 частей платины на 1 часть родия). Благодаря трехступенчатому катализатору удается избавиться от таких вредных веществ как СО, CH и CNx.
СО и CH, окисляясь кислородом, превращаются в безвредный углекислый газ СО2.
Для обезвреживания NOx применяется химическая реакция, с помощью которой отнимается кислород. При этом образуется азот (N2) и СО2. Оба вещества безвредны.
Катализатор работает только при определенных условиях. Для этого должно быть определенное соотношение топлива и воздуха. Наибольшая трудность заключается в том, чтобы при изменении условий эксплуатации поддерживать эту пропорцию постоянной. Это и является задачей лямбда-регулирования.
Катализатор может работать только при достижении температуры 300°С. Это обычно достигается через 25-28 секунд, но в условиях городского движения может понадобиться до трех минут времени. С другой стороны, катализатор очень чувствителен к перегреву. При температуре 900°С его эффективность резко снижается. При температуре 1200°С он может разрушиться. При наличии катализатора необходим неэтилированный бензин. При применении этилированного бензина после 2-3 заправок катализатор перестает действовать.
Режим работы при наличии катализатора
При эксплуатации автомобиля с катализатором особенно опасны остатки несгоревшей смеси, которые могут загораться внутри горячего катализатора, и температура может превысить критическую. В результате катализатор может частично расплавиться и перестать функционировать.
Поэтому:
Скатывание, движение с принудительным холостым ходом и буксировка автомобиля осуществляются без проблем, если стартер из-за разряженной аккумуляторной батареи не может завести двигатель.
Запуск двигателя с «толкача» недопустим, поскольку при этом в систему выпуска попадает большое количество несгоревшего топлива, что может привести к повреждению все еще горячего катализатора.
Если появляются перебои в зажигании, которые могут указывать на его неисправность, необходимо применять срочные меры. При дальнейшем движении следует избегать высоких оборотов.
Небольшие количества несгоревшей смеси не представляют опасности, особенно при попадании в холодный катализатор.
Перегрев катализатора не может воз никнуть при длительном движении с «полным газом», поскольку при этом режиме катализатор охлаждается.
Кроме того:
В летнюю жару после многодневной засухи не следует ставить автомобиль поверх сухой травы. При неблагоприятных условиях может произойти возгорание под автомобилем.
При установке защиты под днищем нельзя допускать ее касания катализатора или теплозащитных щитков.
Время от времени, подперев автомобиль, проверяйте, не повреждены ли, и не потеряны ли теплозащитные щитки.
Что еще полезно знать:
Высокий расход масла безвреден для катализатора. Поскольку масло состоит в основном из тех же элементов, что и бензин, сгоревшее масло дезактивируется катализатором так же как и сгоревшее топливо.
Присадки, добавляемые в топливо и моторное масло, не вредят катализатору.
Дефекты катализатора или лямбда-зонда обнаруживаются только при правильно проведенном тестировании выхлопных газов. Катализатор, поврежденный высокой температурой, можно определить по стуку, поскольку керамический наполнитель при частичном расплавлении осыпается и начинает кататься внутри металлической емкости.