Маркировка шины
В зависимости от года выпуска, шины имеют различную маркировку:
- В старой маркировке - например, 185/70HR14 - буквенное обозначение предельной скорости Н стоит в середине.
- В новой маркировке - например, 185/70R1484H - буквенное обозначение предельной скорости (Н) стоит в конце. В маркировку добавлено число, обозначающее ходимость шин (в этом случае 84).
- Шины с кодовым обозначением TD сохраняют при проколе ходовые свойства, а шины с кодовым обозначением TRX имеют метрический внутренний диаметр. Именно он обозначен числом 390 в марке шин 195 /60VR390TD или 195/60R390 91 Н M+S (TRS).
У остальных, шин внутренний диаметр измеряется в дюймах.
Маркировка на боковой стороне шины
1 - максимальная нагрузка; 2 - давление воздуха в шине; 3 - материал корда: 4 - материал боковины; 5 - материал протектора; 6 - маркировка соответствия стандартам DOT (Министерство транспорта США); 7 - код фирмы-производителя; 8 - код размера шины; 9 - фирменное обозначение типа шины; 10 - педеля изготовления; 11 - год изготовления; 12 - радиальная; 13 - бескамерная; 14 - номинальная ширина; 15 - соотношение высоты к ширине; 16 - радиальная; 17 - диаметр диска; 18 - индекс или условное число нагрузки; 19 - индекс максимальной скорости; 20 - знак ЕСЕ (Европейской экономической комиссии); 21 - номер стандарта.
Цифры и буквы в маркировке шин означают следующее:
- 185, 195У 200, 205 - ширина шины без нагрузки в миллиметрах;
- 55, 60, 65, 70 - соотношение высоты шины к ее ширине - например, 65.100. Соответственно ниже эта величина у шин, маркированных числами 60, 55;
- R - обозначение устройства шины: радиальная.
- 15, 390 - внутренний диаметр шины в дюймах или миллиметрах;
- Q - предельная скорость движения 160 км/ч - скоростной класс для обычных шин с маркировкой M+S ;
- S - до 1 80 км/ч;
- Т - до 190 км/ч - скоростные шины M+S;
- Н - до 210 км/ч;
- VR - свыше 210 км/ч (старая, но еще применяемая маркировка). Вытесняется обозначениями V и ZR;
- V - до 240 км/ч;
- ZR — свыше 240 км/ч;
- TD - класс шин, сохраняющий сцепление с дорогой при проколе.
Диски - маркировка
Цифры и буквы маркировки дисков обозначают следующее:
- 6, 6.5, 7, 167, 180, 195 - ширина обода в дюймах или миллиметрах (у дисков модификаций TRX и TD);
- J - условное обозначение высота борта;
- X - обозначение глубокого обода;
- 15, 390, 415 - максимальный диаметр диска в дюймах или миллиметрах (от борта до борта);
- ЕТ 19, ЕТ 20, 6Т 22 - глубина посадки обода. Этот размер уточняет приведенное ниже кодовое обозначение;
- TR - кодовое обозначение колеса типа TRX;
- TD - кодовое обозначение колес, сохраняющих ходовые качества при проколе шины.
Как можно понять из предыдущего раздела, на автомобили могут устанавливаться колесные диски трех различных типов обычные диски с глубоким ободом, диски типа TR и D. При этом следует знать, что не все шины годятся для любых дисков, и наоборот. На диск с глубоким ободом должна монтироваться обычная радиальная шина, на диск типа R - шина типа TRX, а на диск типа D - шина типа TD.
В настоящее время большинство моделей автомобилей в качестве стандартного оборудования оснащаются всесезонными радиальными шинами со стальным брекерным поясом. Эти шины имеют в среднем на 37% больший коэффициент сцепления на снегу по сравнению с обычными дорожными шинами, которыми комплектовались автомобили ранее. Одновременно улучшены и такие свойства шин, как сцепление на влажных дорожных покрытиях, сопротивление качению, ресурс, способность удерживать давление воздуха. Эти усовершенствования достигнуты благодаря изменениям конструкции протектора и применению специальных резиновых смесей.
Шины и диски типа TRX
Езда будет комфортной, если боковины шин высокие и эластичные, а сцепление с дорогой улучшается, если боковины низкие и жесткие. Чтобы достичь между этими условиями компромисса, был разработан шинный каркас TRX, который равномерно работает на растяжение и сжатие. Отсюда и название шины «TR» - «tension repartie» (распределение нагрузкой. Поэтому у этой шины пришлось изменить форму бортов, а это привело к необходимости создания нового диска.
Шины и диски типа TD
Эти шины имеют сильно развитый дополнительный буртик на отбортовке который входит в глубокую канавку на краю обода. Таким образом, существенно улучшается сцепление шины с диском, благодаря чему при проколе шина не соскальзывает с обода.
Даже с проколотой шиной автомобиль можно спокойно вывести из опасной зоны. Проколотая шина типа TD удерживается на переднем колесе на протяжении до 30 км, на заднем колесе - до 9 км (если оно является ведущим). Тем не менее, скорость на поворотах не должна превышать 30 км/ч, а при движении по прямой - 60 км/ч. Однако и при неожиданном проколе шины на более высокой скорости ее не срывает с обода - даже на поворотах. Автомобиль сохраняет управляемость, и его можно плавно остановить.