Внимание! Не пытайтесь вращать коленчатый вал при помощи болта, расположенного на звездочке коленчатого вала, не вращайте коленчатый вал против часовой стрелки, а так же не вращайте коленчатый вал после того, как Вы сняли газораспределительный ремень.
1. Установите поршень N1 в верхнюю мертвую точку.
2. Отсоедините провод от минусовой клеммы аккумулятора.
3. Снимите воздушный фильтр и относящиеся к нему шланги.
4. Поставьте автомобиль на ручной тормоз и заблокируйте задние колеса. Поддомкратьте переднюю часть автомобиля, и закрепите ее на опорах, установленных под оси.
5. Снимите левое крепление двигателя.
Внимание! Двигатель должен опираться на стойку установленную под масляный поддон.
Двигатели SOHC Снятие
6. Ослабьте болты шкива водяного насоса и снимите приводные ремни.
7. Отвинтите и снимите шкив водяного насоса.
7.8а Газораспределительный ремень двигателя емкостью 1,5 л
1. Верхняя крышка; 2. Нижняя крышка; 3. Прокладка; 4. Демпферный шкив; 5. Шкив коленчатого вала; 6. Втулка натяжителя; 7. Пружина натяжителя; 8. Натяжитель; 9. Газораспределительный ремень; 10. Звездочка распределительного вала; 11. Звездочка коленчатого вала; 12. Направляющая ремня
8. Вывинтите болты, крепящие верхнюю крышку газораспределительного ремня (7.8а, 7.8б, 7.8в, 7.8г, 7.8д) и снимите крышку. Вывинтите болты, крепящие нижнюю крышку, и снимите ее.
7.8д Стрелки указывают на расположение болтов нижней крышки газораспределительного ремня (2,0 л)
7.8б Газораспределительный ремень двигателя емкостью 1,8 л, 2,0 л, 2,4 л
1. Болт; 2. Шкив коленчатого вала; 3. Болт фланца; 4. Болт фланца; 5. Верхняя передняя крышка; 6. Прокладка; 7. Крышка отверстия для доступа; 8. Прокладка; 9. Прокладка; 10. Газораспределительный ремень; 11. Болт фланца; 12. Шайба; 13. Гайка; 14. Втулка; 15. Пружина натяжителя; 16. Натяжитель; 17. Втулка; 18. Болт; 19. Звездочка распределительного вала; 20. Гайка; 21. Звездочка масляного насоса; 22. Болт звездочки коленчатого вала; 23. Шайба; 24. Звездочка коленчатого вала; 25. Штифт пружины; 26. Фланец; 27. Болт; 28. Задняя часть натяжителя; 29. Ремень Бесшумного вала; 30. Болт фланца; 31. Шайба; 32. Звездочка бесшумного вала; 33. Втулка; 34. Задняя звездочка коленчатого-вала; 35. Шпонка
7.8в Верхняя крышка газораспределительного ремня закреплена тремя болтами (указаны стрелками) (2,0 л)
7.8г Стрелки указывают на расположение болтов нижней крышки газораспределительного ремня (1,5 л)
7.9 Если Вы собираетесь использовать газораспределительный ремень повторно, нарисуйте на нем стрелку, указывающую направление вращения (по часовой стрелке)
9. Если Вы собираетесь использовать газораспределительный ремень повторно, нарисуйте на нем стрелку указывающую направление вращения (по часовой стрелке) (7.9).
7.10а Ослабьте болт натяжителя (указан стрелкой) и сдвиньте натяжитель в сторону водяного насоса (1,5 л)
7.10в Расположение синхронизирующих меток на 16-ти клапанных двигателях SOHC. Автоматический натяжитель закреплен двумя болтами, плунжер натяжителя давит на рычаг натяжителя, а тат в свою очередь прижимает шкив натяжителя к ремню
1. Синхронизирующие метки звездочки распределительного вала; 2. Синхронизирующие метки звездочки масляного насоса; 3. Звездочка коленчатого вала; 4. Синхронизирующие метки звездочки коленчатого вала; 5. Автоматический натяжитель
7.10б Болт натяжителя (указан стрелкой) (2,0 л)
10. В 8-ми цилиндровых двигателях ослабьте регулировочный болт и сдвиньте натяжитель газораспределительного ремня до упора в сторону водяного насоса (7.10а, 7.10б, 7.10в). Временно закрепите натяжитель в таком положении, затянув болт. В 16-ти клапанных двигателях, отвинтите и снимите натяжитель, ослабьте болт рычага натяжителя так, чтобы рычаг свободно повис (7.10в).
7.11 Вывинтите центральный болт шкива коленчатого вала (1,5 л)
11. Вывинтите большой центральный болт из шкива коленчатого вала (7.11).
Внимание! На некоторых моделях шкив закреплен четырьмя болтами.
7.12 Вставьте отвертку между зубцов маховика, чтобы предотвратить вращение коленчатого вала.
12. Если Вы не можете отвинтить болт из-за того, что у Вас соскальзывает ключ, застопорите коленчатый вал, вставив отвертку между зубцов маховика (7.12). Для того, чтобы сделать это, Вам придется сначала снять крышку маховика.
13. Убедитесь, что болты натяжителя ослаблены, и снимите газораспределительный ремень.
7.14 Для того, чтобы звездочка не вращалась, пока Вы отвинчиваете болт, застопорите ее, вставив отвертку в одно из отверстий. Кончик отвертки должен упереться в прокладку (указана стрелкой) чтобы не повредить головку цилиндров (1,5 л)
14. Если Вы хотите снять распределительный вал, отвинтите болт звездочки распределительного вала и снимите звездочку. Для того, чтобы звездочка не вращалась, пока Вы отвинчиваете болт, застопорите ее, вставив отвертку в одно из отверстий (7.14). Снимите так же звездочку масляного насоса и проверьте сальник насоса на наличие повреждений или утечки.
7.15а Вывинтите болты шкива коленчатого вала (указаны стрелками) (2,0 л)
7.15б Снимая направляющий фланец газораспределительного ремня запомните его правильное расположение (1,5 л)
15. Если Вы хотите заменить передний сальник коленчатого вала, вывинтите четыре болта шкива коленчатого вала и снимите шкив (7.15а). Снимите звездочку коленчатого вала и направляющий фланец газораспределительного ремня (7.15б), расположенный за звездочкой (запомните правильное расположение фланца).
7.16 Используйте отвертку, чтобы застопорить бесшумный вал
1. Отвертка (8 мм); 2. Бесшумный вал; 3. Блок цилиндров
16. В двигателях объемом 1,8 л, 2,0 л, 2,4 л достаньте заглушку на левой стороне блока цилиндров и вставьте отвертку, чтобы застопорить бесшумный вал (7.16).
17. Ослабьте болт, крепящий звездочку бесшумного вала.
18. Ослабьте натяжитель и снимите ремень бесшумного вала (7.8в).
Проверка
7.19 Повращайте шкив натяжителя рукой и подвигайте его из стороны в сторону, чтобы проверить не заедает ли шкив, и нет ли чрезмерно свободного хода (1,5 л).
19. Повращайте шкив натяжителя рукой и подвигайте его из стороны в сторону, чтобы проверить не заедает ли шкив, и нет ли чрезмерно свободного хода (7.19). Осмотрите звездочки на наличие следов износа или повреждений. При необходимости замените поврежденные детали.
7.20 Тщательно осмотрите газораспределительный ремень на наличие повреждений
1. Выступает резина; 2. Отслоение; 3. Отсутствует зубец, и выступают волокна; 4. Износ на рабочей стороне; 5. Сильный износ; 6. Закругленная сторона ремня
20. Осмотрите газораспределительный ремень (7.20) на наличие трещин, износа, расслоения, отсутствующих зубцов и загрязнения маслом. Замените ремень, если Вы сомневаетесь в его пригодности.
Установка
21. Установите на места звездочки газораспределительного ремня, если Вы их снимали. Прежде чем надевать звездочку коленчатого вала, наденьте направляющий фланец (7.8б, 7.8в, 7.8г).
7.22а Совместите штифт на звездочке коленчатого вала с меткой на масляном насосе (указаны стрелками) (1,5 л).
22. Совместите синхронизирующие метки на звездочках распределительного вала, коленчатого вала и масляного насоса с метками на головке цилиндров и на блоке цилиндров (7.22а, 7.22б, 7.22в, 7.10в).
7.22в Синхронизационные метки на звездочках коленчатого и распределительного валов (1,5 л).
1. Синхронизационная метка (звездочка распределительного вала); 2. Синхронизационная метка (головка цилиндров); 3. Натянутая сторона ремня; 4. Синхронизационная метка (блок цилиндров); 5. Синхронизационная метка (звездочка коленчатого вала); 6. Звездочка коленчатого вала 7 Блок цилиндров; 8. Пружина натяжителя; 9. Натяжитель ремня; 10. Ослабленная сторона ремня; 11. Звездочка распределительного вала; 12. Штифт
7.22б Совместите треугольную метку на звездочке распределительного вала с меткой на головке цилиндров (указаны стрелками) (1,5 л).
7.22г Синхронизационные метки на звездочках коленчатого и распределительного валов (двигатель объемом 1,6л).
1. Звездочка распределительного вала; 2. Синхронизационная метка на крышке газораспределительного ремня; 3. Синхронизационная метка; 4. Натянутая сторона ремня; 5. Пружина натяжителя; 6. Звездочка масляного насоса; 7. Звездочка коленчатого вала; 8. Синхронизационная метка; 9. Синхронизационная метка на блоке цилиндров; 10. Натяжитель ремня; 11. Ослабленная сторона ремня
7.22д Синхронизационные метки на звездочках коленчатого и распределительного валов (двигатель объемом 1,8 л, 2,0 л, 2,4 л).
1. Синхронизационная метка (отверстие в звездочке); 2. Синхронизационная метка (на головке цилиндров); 3. Синхронизационные метки (на блоке цилиндров) 4 Синхронизационная метка (прорезь во фланце); 5. Синхронизационная метка (прорезь в звездочке)
7.23 Прежде чем устанавливать задний ремень, совместите синхронизационные метки (двигатели объемом 1,8 л, 2,0 л, 2,4 л)
1. Синхронизационная метка (на звездочке); 2. Синхронизационная метка (прорезь в блоке цилиндров); 3. Синхронизационная метка (на блоке цилиндров); 4. Синхронизационная метка (прорезь в звездочке)
23. В двигателях объемом 1,8 л, 2,0 л, 2,4 л установите задний ремень. Совместите синхронизационные метки на каждой их звездочек с метками на блоке цилиндров (7.23)
7.24 Установка газораспределительного ремня.
1. Натянутая сторона ремня; 2. Задний ремень; 3. Центральный ремень; 4. Центр шкива натяжителя; 5. Натяжитель заднего ремня
24. После того, как Вы установили задний ремень, убедитесь, что натянутая сторона ремня не провисает (7.24).
25. Проверьте, чтобы центр звездочки натяжителя заднего ремня был расположен с левой стороны от установочного болта (7.24).
7.25а Поверните натяжитель по часовой стрелке и вверх, чтобы натянуть ремень
7.25б Нажмите на середину ремня, чтобы проверить его отклонение
1. Синхронизационные метки; 2. Синхронизационные метки
Приподнимите натяжитель пальцем так, чтобы натянуть ремень (7.25а, 7.25б) и затяните болт натяжителя и болт бесшумного вала до моментов затяжки, указанных в технических характеристиках. Отклонение ремня должно находиться в диапазоне 5,0-7,0 мм.
7.26 Установка газораспределительного ремня (1,5л)
26. Наденьте газораспределительный ремень на звездочку коленчатого вала. Натянув заднюю часть ремня, наденьте его на звездочку распределительного вала (7.26).
27. В 8-ми клапанных двигателях ослабьте стопорный болт натяжителя, чтобы натянуть ремень. Затяните болт.
28. Установите шкив коленчатого вала, аккуратно совместив установочный штифт с маленьким отверстием в шкиве. Вставьте болты шкива (крепежные болты и центральный болт) и затяните их до необходимых моментов затяжки.
7.29 Совмещение синхронизационных меток звездочки распределительного вала
29. Поверните коленчатый вал на два полных оборота. Проверьте совмещение синхронизационных меток (7.29). Если метки не совмещены, ослабьте натяжитель, снимите ремень со звездочки распределительного вала, совместите метки, установите ремень на место и снова проверьте метки.
7.30а Ремень натянут правильно, если при нажатии он отклоняется на одну четвертую ширины головки регулировочного болта (двигатели объемом 1,5 л)
1. Болт натяжителя; 2. Одна четвертая ширины головки болта
7.30б Прижмите ремень к крышке и измерьте расстояние между ремнем и линией С
30. В двигателях объемом 1,5 литра, проверьте натяжение ремня, надавив на него. Ремень должен отклоняться не более чем на одну четвертую ширины головки регулировочного болта (7.30а). Если ремень натянут слишком сильно или слабо, ослабьте болты натяжителя и отрегулируйте натяжение ремня. В двигателях объемом 1,8 л, 2,0 л (8-ми клапанный), 2,4 л и 1,6 л прижмите ремень к крышке (7.30б) и измерьте расстояние между ремнем и линией С. Расстояние должно приблизительно составить 14 мм для двигателей объемом 1,8 л, 2,0 л (8-ми клапанный), 2,4 л. В двигателях объемом 1,6 л расстояние должно быть 6 мм.
31. Затяните болты натяжителя до необходимого момента затяжки.
7.32 Вставьте болты в крышку газораспределительного ремня (двигатели объемом 1,5 л)
Диаметр резьбы х Длина (мм) 1.6x18 2.6x38 3.6x18
32. Установите на места оставшиеся детали. Учтите, что болты крышки газораспределительного ремня разной длины (7.32).
33. Заведите двигатель и проведите дорожную проверку автомобиля.
Двигатели DOHC
Внимание! Двигатели Mitsubishi DOHC 4G32 и 4G61 одинаковые, за исключением того, что в двигателе установленном в автомобиле Colt, Lancer, Mirage (4G61 - 1989-1990) нет бесшумного вала.
Снятие
34. Проведите операции, описанные в пунктах 1 -5.
35. Снимите зажим шланга гидроусилителя рулевого управления и зажим шланга воздушного кондиционера.
36. Снимите приводные ремни и кронштейн шкива натяжителя.
37 Снимите шкив водяного насоса.
38. Снимите шкив коленчатого вала. Вывинтите болты из шкива коленчатого вала (7.11) Если Вы не можете отвинтить болт по причине того, что у Вас соскальзывает ключ, застопорите коленчатый вал, вставив отвертку между зубцов маховика (7.12).
39. Вывинтите крепежные болты верхней и нижней крышек газораспределительного ремня и снимите крышки.
40. Снимите крышку клапанов.
7.41 Газораспределительные ремни и звездочки двигателей DOHC (показан двигатель 4G32)
1. Автоматический натяжитель; 2. Звездочка коленчатого вала; 3. Промежуточный шкив; 4. Звездочка масляного насоса; 5. Фланец; 6. Натяжитель задний; 7. Ремень задний; 8. Звездочка коленчатого вала задняя; 9. Шкив натяжителя; 10. Рычаг натяжителя; 11. Звездочка распределительного вала; 12. Газораспределительный ремень; 13. Звездочка бесшумного вала; 14. Втулка; 15. Задняя правая крышка газораспределительного ремня; 16. Задняя левая (нижняя) крышка ремня; 17. Задняя левая (верхняя) крышка ремня; 18. Кронштейн опоры двигателя
41. Снимите автоматический натяжитель (7.41).
42. Если Вы собираетесь повторно использовать ремень, сделайте на нем метку, указывающую направление вращения (7.9). Снимите газораспределительный ремень, рычаг натяжителя и шкив (7.41).
43. Вывинтите болты и снимите звездочки распределительных валов.
44 Достаньте пробку в боковой части блока цилиндров и заблокируйте вал, вставив в отверстие отвертку. Вывинтите гайку звездочки масляного насоса и снимите звездочку.
7.45 Синхронизационные метки заднего ремня двигателя DOHC
1. Звездочка бесшумного вала; 2. Натянутая сторона; 3. Синхронизационная метка; 4. Задняя звездочка коленчатого вала; 5. Синхронизационная метка
45. В двигателе 4G32 DOHC снимите задний ремень. Прежде чем снимать ремень убедитесь, что синхронизационные метки совмещены правильно (7.45).
Проверка
46. Повращайте шкив натяжителя рукой и подвигайте его из стороны в сторону, чтобы проверить не заедает ли шкив, и нет ли чрезмерно свободного хода. Осмотрите звездочки на наличие износа и повреждений. При необходимости проведите замену.
47. Осмотрите газораспределительный ремень (7.20) на наличие трещин, расслоения, износа, отсутствующих зубцов и загрязнения маслом. При необходимости замените ремни.
48. Осмотрите натяжитель на наличие утечек и очевидных повреждений. Осмотрите шток на наличие износа и повреждений. Измерьте выступ штока, он должен выступать на 12 мм из корпуса натяжителя.
49. Зажмите натяжитель в тисках. Проверьте состояние штока. При необходимости замените натяжитель.
Установка
50. Установите звездочки на места, если Вы снимали их. Затяните болты до необходимых моментов затяжки.
Внимание!
7.50 Срезанная кромка втулки должна быть направлена во внутрь
1. Смажьте маслом; 2. Правый бесшумный вал; 3. Сальник; 4. Втулка; 5. Срезанная кромка
Убедитесь, что Вы правильно установили втулку на звездочку коленчатого вала (7.50).
7.51 Убедитесь, что синхронизационные метки совмещены правильно.
1. Звездочка распределительного вала выпускных клапанов; 2. Отверстия для установочных штифтов; 3. Звездочка распределительного вала впускных клапанов; 4. Обработанная поверхность головки цилиндров; 5. Синхронизационные метки; 6. Звездочка масляного насоса; 7. Звездочка коленчатого вала
51. Совместите синхронизационные метки, расположенные на звездочках распределительного вала, коленчатого вала и масляного насоса (7.51).
52. В двигателях 4G32 DOHC установите газораспределительный ремень. Установите и отрегулируйте задний ремень, отклонение ремня должно находиться в пределах 5,0-7,0 мм.
53. Подготовьте к установке автоматический натяжитель. Если шток натяжителя полностью выступает, зажмите натяжитель в тиски и медленно вдавите шток вовнутрь. Вдавливайте шток до тех пор пока отверстие в нем не совместится с отверстием в корпусе натяжителя. Вставьте в отверстия кусочек проволоки, чтобы заблокировать шток в таком положении.
54. Вставьте автоматический натяжитель на место.
55. Установите шкив натяжителя на рычаг. Затяните пальцами центральный болт, два маленьких отверстия в муфте шкива должны быть расположены с левой стороны от центрального болта.
56. Поверните две звездочки коленчатого вала так, чтобы установочные штифты были расположены на верху (7.51). Совместите синхронизационные метки с верхней поверхностью головки цилиндров.
57. Совместите синхронизационные метки звездочек коленчатого вала и масляного насоса с соответствующими им метками на блоке цилиндров (7.51).
58. Достаньте заглушку в боковой части блока цилиндров и вставьте в отверстие длинную отвертку (7.16). Если отвертка не заходит глубже, чем 62 мм, это означает, что метки совмещены правильно. Если отвертка не входит глубже 25 мм, то необходимо отрегулировать звездочку масляного насоса.
59. Установка газораспределительного ремня:
- а. Пропустите ремень через шкив натяжителя и наденьте на звездочку коленчатого вала.
- б. Наденьте ремень на звездочку масляного насоса.
- в. Наденьте ремень на промежуточный шкив
- г. Наденьте ремень на звездочку распределительного вала впускных клапанов.
- д. Поверните звездочку распределительного вала выпускных клапанов на один зубец, чтобы совместить синхронизационную метку звездочки с меткой на верхней поверхности головки цилиндров (7.51). Наденьте ремень на звездочку распределительного вала выпускных клапанов.
- е. Осторожно приподнимите шкив натяжителя и временно затяните центральный болт.
7.60 Используйте специальный инструмент, чтобы приложить необходимое усилие к натяжителю
60. Отрегулируйте натяжение газораспределительного ремня:
- а. Поверните коленчатый вал на одну четвертую оборота против часовой стрелки, а затем по часовой стрелке, чтобы установить поршень N1 в верхнюю мертвую точку.
- б .Ослабьте центральный болт натяжителя и подсоедините к динамометрическому ключу специальный инструмент NMD998752 (7.60).
- в. Затяните центральный болт до необходимого момента затяжки.
- г. Вкрутите специальный инструмент NMD998738 в левый кронштейн двигателя пока кончик инструмента не коснется рычага натяжителя. Продолжайте вкручивать инструмент до тех пор, пока давление на автоматический натяжитель не ослабнет. Достаньте проволочку, которая была вставлена в натяжитель. В качестве альтернативы Вы можете надавить на шкив натяжителя так, чтобы сжать шток натяжителя, а затем достать проволочку.
- д. Выкрутите специальный инструмент.
- е. Поверните коленчатый вал на два полных оборота и подождите 15 минут. Измерьте, на какую длину выступает шток натяжителя. Необходимая величина 3,8-4,5 мм.
61. Если длина выступающей части штока не попадает в требуемый диапазон, проведите повторную регулировку ремня.
62. Установите крышки ремня.
63. Установите на места оставшиеся детали.